"Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально".

Автор: Митюшова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МК№7, филиал№3
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Рабочая тетрадь
Тема: "Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально".
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по теме
«
Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально
»

ПМ 04, 07
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МДК 07.03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Специальность Сестринское дело
по программе подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Специальность Лечебное дело
по программе подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки КУРС
: 1, 2
СЕМЕСТР
: 2,4
Группа
_____________
Бригада
_____________
Фамилия, имя
________________________

Москва

2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь
МДК 07.03 Технология оказания медицинских услуг

по теме «
Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально
»
составлена в соответствии с рабочей программой профессионального модуля
ПМ 07, 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская

сестра по уходу за больными (решение проблем пациента посредством

сестринского ухода)»
и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО . Предназначена для аудиторной самостоятельной работы обучающихся. Рабочая тетрадь имеет следующую структуру: организационно- методический блок; блок материалов для обучения; блок заданий для работы обучающихся на занятии; блок контроля уровня знаний обучающихся. При проведении занятия преподаватель учитывает, что тема занятия играет большое значение в будущей работе медицинского работника. При проведении занятия уделяется внимание самостоятельной аудиторной работе обучающихся, которая представлена в виде задач с проблемной ситуацией, что поможет обучающимся лучше усвоить новый материал. Контроль эффективности изучения нового материала позволяет преподавателю определить качество усвоения нового материала, а обучающимся осмыслить качественный уровень своих знаний. Домашнее задание направлено на закрепление знаний, полученных обучающимися на занятии. Материал практического занятия имеет профессиональную направленность и связь с будущей практической деятельностью медицинских работников. При составлении рабочей тетради учитывались используемые обучающимися базовые знания по данному ПМ. Самостоятельная работа обучающихся в данной рабочей тетради проводится на практическом занятии. Итоговая оценка обучающегося по данной теме выставляется после выполнения заданий, оцениваются общие и профессиональные компетенции.

Блок контроля знаний включает в себя следующие разделы:
1. Контроль исходного уровня знаний – (проверка домашнего задания)- решение тестовых заданий 2. Контроль эффективности изучения материала практического занятия – содержит тестовые задания с одним правильным ответом. Заполнение рабочей тетради.


Контроль исходного уровня знаний.

(проверка домашнего задания)

Задание№1

Решение тестовых заданий

Вариант №1

Выберите один правильный ответ
1. Для согревающего компресса следует взять салфетку, состоящую из а) 2-4 слоев б) 4-6 слоев в) 6-8 слоев г) 8-10 слоев 2. При смене постельного белья тяжелобольному грязное белье помещают а) на стул рядом с кроватью б) в непромокаемый мешок в) к изголовью кровати г) на одну из боковых поверхностей кровати 3. С целью удаления корочек из носовой полости используется а) 3% раствор перекиси водорода б) 10% раствор камфорного спирта в) 70° раствор этилового спирта г) стерильное растительное масло 4. Показанием к катетеризации мочевого пузыря является а) появление отеков б) недержание мочи в) задержка мочеиспускания, вызванная травмой мочеиспускательного канала г) острая задержка мочи более 6 часов 5. Введение через прямую кишку различных жидкостей с диагностической или лечебной целью называется а) газоотводной трубкой б) клизмой в) ирригоскопией г) ректороманоскопией 6. Газоотводная трубка вводится в прямую кишку на глубину а) 10-15 см
б) 15-20 см в) 20-30 см г) 40-50 см 7. Опрелости могут развиваться а) на затылке б) на лопатках в) в паховых складках г) на локтях 8. Показанием для применения пузыря со льдом является а) первые сутки после ушиба б) вторые сутки после ушиба в) первый период лихорадки г) отит 9. Преимуществом использования лицевой маски при оксигенотерапии является а) ощущение жара, давление на область носа, ушей б) возможность экстренной оксигенотерапии в) возможность общения г) возможность есть, пить, принимать лекарственные средства 10. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут образоваться в области а) тазобедренного сустава б) коленных суставов в) подколенной ямки г) крестца 11. Целью помощи пациенту в осуществлении личной гигиены является а) профилактика ВБИ б) обеспечение комфорта, чистоты, безопасности пациента в) предупреждение развития хронических заболеваний г) обеспечение лечебно-охранительного режима 12. Показанием к применению кислорода является а) гипоксия тканей б) боли в области желудка в) отеки г) нарушение зрения 13. Показанием к применению грелки является а) острый аппендицит б) инсульт в) кровотечение г) переохлаждение 14. Уход за наружными половыми органами осуществляется а) один раз в сутки б) по желанию пациента в) по назначению врача г) не реже 2 раз в сутки и после каждого акта дефекации 15. Холодный компресс меняют через каждые а) 60 минут б) 30 минут в) 10 минут г) 2-3 минуты 16. Для постановки гипертонической клизмы используют а) 0,9% р-р натрия хлорида 100-200 мл б)10% р-р магния сульфата 100-200 мл
в) растительное масло г) 10% р-р натрия хлорида 50-100 мл 17. Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить воды (в литрах) а)1,0-2,0 б)10,0-12,0 в) 2,0-3,0 г) 0,5 18. Перед постановкой лекарственной клизмы за 20-30 минут ставится а) газоотводная трубка б) очистительная клизма в) гипертоническая клизма г) масляная клизма 19.Клизменные наконечники сразу же после использования подвергаются а) протиранию стерильной салфеткой б) ополаскиванию под проточной водой в) дезинфекции г) стерилизации 20. Температура раствора, используемого при постановки послабляющей клизмы, составляет а) 60°С - 70°С б) 40°С - 42°С в) 20°С - 28°С г) 37°С - 38°С 21. При постановке сифонной клизмы зонд вводит в кишечник на глубину а) 5-10 см б) 30-40 см в)10-12 см г) 12-20 см 22. Показанием для постановки газоотводной трубки является а) кишечная непроходимость б) метеоризм в) отравление ядовитыми веществами г) подготовка к родам 23. Газоотводную трубку вводят на глубину а) 30-40 см б) 10-15 см в) 20-30 см г) 15-20 см 24. Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является а) рак прямой кишки б) подозрение на кишечную непроходимость в) запоры у больного с массивными отеками г) воспаление прямой кишки 25. Расстояние, на которое необходимо ввести зонд пациенту для промывания желудка, определяется по формуле а) рост пациента - 1/2 роста б) рост пациента - 100 см в) рост пациента - 50 см г) рост пациента - 80 см
26. Медицинская сестра при катетеризации мочевого пузыря у женщин имеет право использовать а) мягкий катетер б) жесткий катетер в) полужесткий катетер г) любой катетер 27. К наиболее частому осложнению при катетеризации мочевого пузыря относится а) недержание мочи б) травма уретры в) внесение инфекции в мочевыводящие пути г) повреждение мочевого пузыря 28. Элементом сестринского ухода при рвоте является а) обильное щелочное питье б) гигиена полости рта в) промывание желудка г) применение пузыря со льдом на эпигастральную область 29. Эффект от применения грелки зависит от а) положения пациента в постели б) заболевания в) частоты применения г) продолжительности воздействия 30. Температура воды, используемая для смачивания горчичников, составляет а) 36°С - 37°С б) 20°С - 30°С в) 60°С - 70°С г) 40°С - 45°С 31. При недержании мочи у женщин в ночные часы желательно использовать а) памперсы б) резиновое судно в) металлическое судно г) съемный мочеприемник 32. При дефиците личной гигиены у пациента медсестра проводит частичную санитарную обработку а) ежедневно б) 1раз в 2 дня в) 1раз в неделю г) 2 раза в неделю 33. При обработки глаз, ресницы и веки протирают по направлению а)от центра к углам глаза б) от наружного края глаза к внутреннему в)произвольно г) от внутреннего угла глаза к наружному 34. Температура воды, применяемая для постановки грелки, составляет а) 20°С б) 45°С в) 60°С г) 50°С 35. Побочным действием при оксигенотерапии является а) кашель
б) сухость и жжение в носоглотке в) повышение температуры тела г) появление сыпи на коже
Контроль исходного уровня знаний.

(проверка домашнего задания)

Задание№1

Решение тестовых заданий

Вариант №2

Выберите один правильный ответ
1. Газоотводную трубку вводят на глубину а) 30-40 см б) 10-15 см в) 20-30 см г) 15-20 см 2. Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является а) рак прямой кишки б) подозрение на кишечную непроходимость в) запоры у больного с массивными отеками г) воспаление прямой кишки 3. Расстояние, на которое необходимо ввести зонд пациенту для промывания желудка, определяется по формуле а) рост пациента - 1/2 роста б) рост пациента - 100 см в) рост пациента - 50 см г) рост пациента - 80 см 4. Медицинская сестра при катетеризации мочевого пузыря у женщин имеет право использовать а) мягкий катетер б) жесткий катетер в) полужесткий катетер г) любой катетер 5. К наиболее частому осложнению при катетеризации мочевого пузыря относится а) недержание мочи б) травма уретры в) внесение инфекции в мочевыводящие пути г) повреждение мочевого пузыря 6. Элементом сестринского ухода при рвоте является а) обильное щелочное питье б) гигиена полости рта в) промывание желудка г) применение пузыря со льдом на эпигастральную область 7. Эффект от применения грелки зависит от а) положения пациента в постели б) заболевания в) частоты применения г) продолжительности воздействия 8. Температура воды, используемая для смачивания горчичников, составляет а) 36°С - 37°С б) 20°С - 30°С в) 60°С - 70°С
г) 40°С - 45°С 9. При недержании мочи у женщин в ночные часы желательно использовать а) памперсы б) резиновое судно в) металлическое судно г) съемный мочеприемник 10. При дефиците личной гигиены у пациента медсестра проводит частичную санитарную обработку а) ежедневно б) 1раз в 2 дня в) 1раз в неделю г) 2 раза в неделю 11. При обработки глаз, ресницы и веки протирают по направлению а)от центра к углам глаза б) от наружного края глаза к внутреннему в)произвольно г) от внутреннего угла глаза к наружному 12. Температура воды, применяемая для постановки грелки, составляет а) 20°С б) 45°С в) 60°С г) 50°С 13. Побочным действием при оксигенотерапии является а) кашель б) сухость и жжение в носоглотке в) повышение температуры тела г) появление сыпи на коже 14. Показанием к катетеризации мочевого пузыря является а) появление отеков б) недержание мочи в) задержка мочеиспускания, вызванная травмой мочеиспускательного канала г) острая задержка мочи более 6 часов 15. Введение через прямую кишку различных жидкостей с диагностической или лечебной целью называется а) газоотводной трубкой б) клизмой в) ирригоскопией г) ректороманоскопией 16. Газоотводная трубка вводится в прямую кишку на глубину а) 10-15 см б) 15-20 см в) 20-30 см г) 40-50 см 17. Опрелости могут развиваться а) на затылке б) на лопатках в) в паховых складках г) на локтях 18. Показанием для применения пузыря со льдом является
а) первые сутки после ушиба б) вторые сутки после ушиба в) первый период лихорадки г) отит 19. Преимуществом использования лицевой маски при оксигенотерапии является а) ощущение жара, давление на область носа, ушей б) возможность экстренной оксигенотерапии в) возможность общения г) возможность есть, пить, принимать лекарственные средства 20. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут образоваться в области а) тазобедренного сустава б) коленных суставов в) подколенной ямки г) крестца 21. Для согревающего компресса следует взять салфетку, состоящую из а) 2-4 слоев б) 4-6 слоев в) 6-8 слоев г) 8-10 слоев 22. При смене постельного белья тяжелобольному грязное белье помещают а) на стул рядом с кроватью б) в непромокаемый мешок в) к изголовью кровати г) на одну из боковых поверхностей кровати 23. С целью удаления корочек из носовой полости используется а) 3% раствор перекиси водорода б) 10% раствор камфорного спирта в) 70° раствор этилового спирта г) стерильное растительное масло 24. Целью помощи пациенту в осуществлении личной гигиены является а) профилактика ВБИ б) обеспечение комфорта, чистоты, безопасности пациента в) предупреждение развития хронических заболеваний г) обеспечение лечебно-охранительного режима 25.Показанием к применению кислорода является а) гипоксия тканей б) боли в области желудка в) отеки г) нарушение зрения 26. Холодный компресс меняют через каждые а) 60 минут б) 30 минут в) 10 минут г) 2-3 минуты 27. Для постановки гипертонической клизмы используют а) 0,9% р-р натрия хлорида 100-200 мл б)10% р-р магния сульфата 100-200 мл в) растительное масло г) 10% р-р натрия хлорида 50-100 мл 28. Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить воды (в литрах) а)1,0-2,0
б)10,0-12,0 в) 2,0-3,0 г) 0,5 29. Показанием к применению грелки является а) острый аппендицит б) инсульт в) кровотечение г) переохлаждение 30. Уход за наружными половыми органами осуществляется а) один раз в сутки б) по желанию пациента в)по назначению врача г) не реже 2 раз в сутки и после каждого акта дефекации 31. Перед постановкой лекарственной клизмы за 20-30 минут ставится а) газоотводная трубка б) очистительная клизма в) гипертоническая клизма г) масляная клизма 32.Клизменные наконечники сразу же после использования подвергаются а) протиранию стерильной салфеткой б) ополаскиванию под проточной водой в) дезинфекции г) стерилизации 33. Температура раствора, используемого при постановки послабляющей клизмы, составляет а) 60°С - 70°С б) 40°С - 42°С в) 20°С - 28°С г) 37°С - 38°С 34. При постановке сифонной клизмы зонд вводит в кишечник на глубину а) 5-10 см б) 30-40 см в)10-12 см г) 12-20 см 35. Показанием для постановки газоотводной трубки является а) кишечная непроходимость б) метеоризм в) отравление ядовитыми веществами г) подготовка к родам



Опорный конспект

Глоссарий
1.
Анафилаксия
– состояние резко повышенной чувствительности организма к повторному введению чужеродных белков, сывороток, лекарственных препаратов; 2.
Аппликация
– прикладывание, наложение; 3.
Аэрозоль
— это смесь газов или газ, в котором взвешены твердые или жидкие частицы определенных размеров. 4.
Ингаляция
- введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания; 5.
Ингаляционный путь
- применение лекарственных средств, находящихся в газообразном состоянии и вводимых в организм человека посредством ингаляций; 6.
Информированное согласие
– согласие, которое человек даёт после получения информации; 7.
Резорбтивное действие лекарственного средства
– общее действие лекарственного средства, начинающихся при его попадании в кровь; 8.
Компресс
– многослойная лечебная повязка; 9.
Лекарство
– это вещество, применяемое с целью лечения какого-либо заболевания или даже его профилактики; 10.
Лекарственный препарат
– это лекарственное средство в готовом для применения виде.

Тема: «
Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально
»



План конспекта:
1.Пути введения лекарственных средств. 2.Наружный путь введения лекарственных веществ. 3.Преимущества и недостатки наружного пути введения лекарственных средств. 4.Ингаляционный путь введения лекарственных средств. 5.Энтеральный путь введения лекарственных препаратов.
1. Пути введения лекарственных средств
Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие. В зависимости от механизма действия лекарственных средств различают пути их введения.
Резорбтивное
действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт), парентеральным (минуя пищеварительный тракт) и сублингвальным путем.
Местное
действие оказывают лекарственные средства, применяемые наружно. Жирорастворимые лекарственные средства всасываются через кожу (это должен учитывать сестринский персонал для обеспечения собственной безопасности!).
Запомните!
При любом способе введения лекарственных средств сестринский персонал обязан информировать пациента:
o
о названии и назначении лекарственного средства;

o
о возможных побочных действиях;
o
о сроках и признаках наступления эффекта от применяемого лекарственного средства;
o
о способе применения лекарственного средства. Полную информацию о лекарственном средстве пациенту и/или его близким дает врач. Он же получает согласие пациента на проведение лекарственной терапии. Сестра убеждается в наличии информационного согласия.

Через

дых.

пути

Через

слизистые

Лек. формы
 Капли  Мази
Лек.

формы


Спрей

Ингалятор
Лек.

формы
 Свечи  Таблетки
Лек.

формы
 Мази  Растворы  Настойки  Крема  Лосьоны  Болтушки  Эмульсии  Порошки  Глаза  Нос  уши Ингаляционно
Через

кожные

покровы

Во

влагалище

В полости


Плевральную

Брюшную

Суставную

Полость сердца
В сосуды


в/в- струйно

в/в-капельно

в/артериально

в/лимф. сосуд
Энтеральный

Наружное применение лек. средств

Пути введения лекарственных средств (способы)

Лек. формы


Таблетки

Капли
Лек. формы


Свечи

Лек. р-ры

Отвары

Слизи
Лек. формы


Таблетки

Драже

Порошки

Пилюли

Микстуры

Капсулы
Инъекции

В ткани
 в/м  в/к  п/к  в/костно
Под мозговую

оболочку
( Субарахноидальное пространство )
Сублингвально

Через прямую

кишку
(per rectum)
Через рот
(per os)
Под язык
(sub lingua)
Ректально

Перорально

Парентеральный


2. Наружный путь введения

Наружный путь введения
– воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути. Но в отдельных случаях препараты, примененные
трансдермально
, через кожу, способны создать в подкожной клетчатке депо, поддерживающее определенную концентрацию вещества в крови. У детей первых лет жизни особенно нежная кожа, имеющая тонкий роговой слой, поэтому всасывание препаратов через нее происходит также легко, как при их приеме внутрь. Кроме того, с особой осторожностью следует наносить лекарства на поврежденную кожу (рана, мацерация в области опрелостей, ожог).
Цель местного применения лекарств:
o улучшение всасывания препаратов через кожу или слизистые оболочки; o обеспечение местного анестезирующего эффекта; o обеспечение бактерицидного и бактериостатического эффекта.
Способы применения:
компрессы, примочки, припудривание, нанесение, втирание, повязки, закапывание капель, ингаляции.
Лекарственные формы:
мази, эмульсии, линименты, лосьоны, желе, гели, пены, пасты, растворы, болтушки, порошки, настойки, аэрозоли.
Преимущества:
доступность, разнообразие лекарственных форм и способов их применения.
Недостатки:
метод рассчитан преимущественно на местное воздействие, так как через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества.
ЗАПОМНИТЕ!
При использовании лекарственного средства на кожу необходимо: o осмотреть место нанесения лекарства, убедиться в отсутствии красноты, сыпи, припухлости, мокнутия; o обработать теплой водой или кожным антисептиком; o осушить полотенцем или марлевыми салфетками.
Перед воздействием на кожу лекарственные формы: o жидкие (лосьон, болтушка) - наливать на марлевую салфетку; o мягкие (мазь, паста, крем, желе, гель) - наносить на участок кожи аппликатором, салфетками, шпателем, руками; o твердые (присыпки) - наносить на участок кожи встряхивающими движениями из упаковки.
Введение лекарственных средств в нос

Закапывание в нос сосудосуживающих капель
Оснащение: пипетка, лекарственный раствор. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Приготовить пипетку (если капельница вмонтирована в пробку, ею можно пользоваться только одному пациенту!). 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название лекарственного средства. 5. Набрать в пипетку лекарственное средство (3—4 капли для каждой половины носа).
Рис. 1

II. Выполнение процедуры 6. Попросить пациента сесть, слегка запрокинув голову и склонить ее (при закапывании в левую ноздрю — влево, в правую — вправо). 7. Приподнять кончик носа пациента и закапать в нижний носовой ход 3 —4 капли (не вводить пипетку глубоко в нос!). 8. Попросить пациента прижать пальцем крыло носа к перегородке и сделать легкие круговые движения, не отнимая пальцы. 9. Закапать капли во вторую ноздрю, повторив те же действия. 10.Спросить пациента о его самочувствии. III. Завершение процедуры 11.Положить пипетку в емкость для использованного материала. 12.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте». 13.Вымыть руки. При некоторых заболеваниях носа и глотки в нос закапывают масляные капли, которые через нижний носовой ход попадают и на заднюю стенку глотки, оказывая лечебный эффект не только на слизистую носа, но и глотки.
Закапывание масляных растворов в нос
Оснащение: пипетка, лекарственный раствор. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Приготовить пипетку (если капельница вмонтирована в пробку, ею можно пользоваться только одному пациенту!). 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название лекарственного средства. 5. Попросить пациента лечь и слегка запрокинуть голову.
6. Предупредить пациента, что он обязательно почувствует вкус капель после закапывания (если они предназначены для смачивания и задней стенки глотки). 7. Набрать в пипетку масляный раствор (масло), 5—6 капель для каждой половины носа.
Рис. 2
II. Выполнение процедуры 8. Приподнять кончик носа пациента и закапать в каждый нижний носовой ход по 5—6 капель. 9. Попросить пациента полежать несколько минут. 10. Убедиться, что капли попали на заднюю стенку глотки (пациент должен почувствовать вкус капель). 11.Спросить пациента о его самочувствии. III. Завершение процедуры 12.Помочь (при необходимости) пациенту занять удобное положение. 13.Положить пипетку в емкость для использованного материала. 14.Вымыть руки. 15.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Введение мази в нос

Оснащение: вата (10 г), флакон (тюбик) с мазью, стеклянная лопаточка. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Вымыть руки. 3. Прочитать название лекарственного препарата. 4. Сделать две ватные турунды.
Рис. 3
II. Выполнение процедуры 5. Попросить пациента сесть (лечь) и слега запрокинуть голову. 6. Выдавить на ватную турунду 0,5—0,7 см мази (если мазь во флаконе, воспользоваться стерильной стеклянной лопаточкой). 7. Ввести турунду вращательным движением в нижний носовой ход (с одной стороны) на несколько минут. 8. Извлечь турунду и положить ее в емкость для использованного материала. 9. Повторить предыдущие действия при введении мази во вторую половину носа. 10.Спросить пациента о его самочувствии.
III. Завершение процедуры 11.Вымыть руки. 12.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Вдыхание порошка в нос
Оснащение: упаковка с лекарственным порошком, салфетка. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Помочь (при необходимости) пациенту удобно сесть. 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название лекарственного средства.
Рис. 4
II. Выполнение процедуры 5. Развернуть упаковку с порошком. 6. Попросить пациента прижать пальцем к перегородке крыло носа с одной стороны и поднести порошок к носовому ходу с другой стороны. 7. Попросить пациента закрыть рот и, сделав неглубокий вдох через нос, «втянуть» часть порошка.
8. Повторить эти действия при введении порошка в носовой ход с другой стороны. 9. Спросить пациента о его самочувствии. III. Завершение процедуры 10.Убрать салфеткой видимые остатки порошка с носа. 11.Вымыть руки. 12.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Закапывание капель в ухо
Оснащение: пипетка, лекарственное средство, емкость с горячей ( 60°С ) водой, водный термометр. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Прочитать название лекарственного препарата. 3. Подогреть лекарственный раствор до температуры тела на водяной бане (поставить флакон в емкость с горячей водой, температуру контролировать водным термометром). 4. Вымыть руки. 5. Помочь (при необходимости) пациенту лечь набок, или сидя наклонить голову в сторону.
Рис. 5
II. Выполнение процедуры
6. Набрать в пипетку 6—8 капель лекарственного средства (если нужно закапывать капли в одно ухо). Убедиться, что они теплые (а не горячие!): капнуть 1 каплю себе на кисть. 7. Оттянуть ушную раковину назад и вверх и закапать капли в ухо. 8. Спросить пациента о его самочувствии. III. Завершение процедуры 9. Помочь пациенту занять удобное положение. 10.Вымыть руки. 11.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Введение лекарственных средств в глаза

Закапывание в глаза
Оснащение: пипетка, стерильные марлевые шарики, лекарственный раствор. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Прочитать этикетку на флаконе с каплями. 3. Помочь (при необходимости) пациенту сесть или лечь. 4. Вымыть руки. 5. Дать пациенту два шарика: в левую руку — для левого глаза, в правую — для правого.

Рис. 6
II. Выполнение процедуры 6. Набрать в пипетку нужное количество капель, взять в левую руку марлевый шарик.
Запомните!
Количество пипеток для одного пациента зависит от количества вводимых ему лекарственных препаратов: для каждого препарата нужна другая пипетка. 7. Попросить пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх. 8. Оттянуть нижнее веко марлевым шариком. 9. Закапать в нижнюю конъюнктивальную складку 2—3 капли (не подносить пипетку близко к конъюнктиве!). 10.Попросить пациента закрыть глаза. 11.Промокнуть вытекшие капли у внутреннего угла глаза. 12.Повторить те же действия при закапывании в другой глаз. 13.Спросить пациента о самочувствии. III. Окончание процедуры 14.Убедиться, что пациент не испытывает неудобств после процедуры. 15.Вымыть руки.
16.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Примечание.
Пипетки подлежат очистке, дезинфекции и стерилизации.
Введение мази за нижнее веко из тюбика
Оснащение: стерильные марлевые шарики, тюбик с лекарственным препаратом. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Помочь пациенту лечь или удобно сесть. 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название мази. 5. Дать пациенту по марлевому шарику в каждую руку.
Рис. 7 Введение мази из тюбика
II. Выполнение процедуры 6. Попросить пациента слегка запрокинуть голову. 7. Оттянуть марлевым шариком нижнее веко и попросить пациента смотреть вверх. 8. Выдавить из тюбика мазь, продвигая ее от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век. Отпустить нижнее веко: пациент должен закрыть глаза.
9. Удалить вытекающую из-под сомкнутых век мазь (это может сделать и пациент). 10.При необходимости заложить мазь за нижнее веко другого глаза, повторить те же действия. III. Завершение процедуры 11.Помочь пациенту занять удобное положение. 12.Убедиться, что пациент не испытывает дискомфорта в связи с проведенной процедурой.
Примечание.
При самостоятельном перемещении пациента, окажите ему помощь, поскольку мазь на некоторое время может ухудшить зрение. 13.Снять перчатки, вымыть руки. 14.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Запомните!
При таком способе закладывания мази тюбик должен быть индивидуальным для каждого пациента!
Введение мази за нижнее веко стеклянной палочкой
Оснащение: стерильные марлевые шарики, стеклянная палочка, лекарственный препарат. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Помочь пациенту лечь или удобно сесть. 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название мази. 5. Дать пациенту по марлевому шарику в каждую руку.

Рис. 8 Введение мази стеклянной палочкой
II. Выполнение процедуры 6. Открыть флакон и взять палочкой немного мази. Закрыть флакон. 7. Попросить пациента слегка запрокинуть голову, смотреть вверх и оттянуть ему ватным шариком нижнее веко вниз. 8. Заложить мазь за нижнее веко в направлении от внутреннего угла глаза к наружному (держать стеклянную палочку мазью вниз). 9. Попросить пациента закрыть глаза. 10.Попросить пациента удалить вытекающую из-под сомкнутых век мазь или сделать это за него. 11.При необходимости заложить мазь за нижнее веко другого глаза, повторить те же действия. III. Завершение процедуры 12.Помочь пациенту занять удобное положение. 13.Убедиться, что пациент не испытывает дискомфорта в связи с проведенной процедурой и может перемещаться безопасно. 14.Вымыть руки. 15.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Применение лекарственных средств на кожу

Применение присыпки

Оснащение: перчатки, присыпка, емкость с водой, стерильные салфетки. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Спросить пациента, нужно ли его отгородить на время процедуры. 3. Вымыть руки, надеть перчатки. 4. Прочитать название лекарственного средства (как правило, порошок для присыпки расфасован в емкости с точечными отверстиями).
Рис. 9
II. Выполнение процедуры 5. Бережно вымыть и просушить марлевой салфеткой промокательными движениями область, на которую будет наноситься лекарственный препарат. 6. Перевернуть вверх дном емкость с порошком и встряхивающими движениями равномерно нанести порошок на нужную поверхность («припудрить» кожу). III. Окончание процедуры 7. Снять перчатки, вымыть руки. 8. Убрать ширму. 9. Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Втирание мази
Оснащение: перчатки, мазь, приспособление для стирания мази. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Спросить пациента, нужно ли его отгородить на время процедуры (если в палате он не один). 3. Помочь пациенту занять удобное (нужное) положение. 4. Вымыть руки. 5. Осмотреть участок кожи для втирания мази. 6. Прочитать название лекарственного средства.
Рис. 10
II. Выполнение процедуры 7. Нанести нужное количество мази на специальное приспособление; при его отсутствии втирать мазь только в перчатках.
Запомните!
Не втирайте мазь пациенту незащищенными руками, это небезопасно для вашего здоровья.
8. Втирать мазь легкими круговыми движениями на определенном врачом участке тела до тех пор, пока не исчезнет мазь (в некоторых случаях имеются точные инструкции о том, когда следует прекратить втирание). 9. Тепло укрыть пациента, если этого требует инструкция. III. Окончание процедуры 10.Убедиться, что пациент не испытывает дискомфорта после проведенной процедуры. 11.Снять перчатки, вымыть руки. 12.Убрать ширму. 13.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте». Если мазь не оказывает сильного раздражающего действия на кожу, пациент может самостоятельно втирать мазь подушечками пальцев. Движения пальцев при этом должны быть легкими, вращательными. Обучая пациента технике выполнения этой процедуры, следует предупредить его о необходимости мытья рук до и после втирания мази.
Нанесение мази на кожу
Оснащение: стерильный шпатель (лопаточка), лекарственное средство. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Помочь пациенту занять удобное для процедуры положение. 3. Вымыть руки. 4. Прочитать название лекарственного средства.

Рис. 11
II. Выполнение процедуры 5. Выдавить из тюбика на стеклянную лопаточку (или взять стерильным шпателем из большой емкости) нужное для пациента количество мази. Закрыть тюбик (флакон). 6. Нанести мазь тонким слоем на кожу, пользуясь стеклянной лопаточкой (шпателем) (не делать этого руками). 7. Предупредить пациента, что не следует надевать одежду на часть тела с нанесенной мазью ранее, чем через 10—15 мин. III. Окончание процедуры 8. Спросить пациента, не испытывает ли он дискомфорта в связи с проведенной процедурой. 9. Вымыть руки. 10.Осмотреть кожу, убедиться, что мазь впиталась. 11.Помочь пациенту одеться (при необходимости). 12.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте». В хирургической практике довольно широко применяются повязки с различными мазями.
Наложение мазевой повязки на поврежденную кожу

Оснащение: перчатки, стерильный шпатель, перевязочный материал, лоток, ножницы. I. Подготовка к процедуре 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Помочь пациенту занять удобное для процедуры положение. 3. Вымыть руки, надеть перчатки. 4. Прочитать название мази.
Рис. 12 Повязка с мазью
II. Выполнение процедуры 5. Нанести на салфетку необходимое количество мази с помощью стерильного шпателя. 6. Положить салфетку с мазью на кожу пациента (на салфетку с сильнопахну- щей или пачкающей одежду мазь можно положить сверху небольшой слой ваты). 7. Зафиксировать салфетку с мазью (и вату) бинтом (марлевым или трубчатым). III. Окончание процедуры 8. Спросить у пациента, не испытывает ли он дискомфорта в связи с наложенной повязкой. 9. Снять перчатки, вымыть руки. 10.Предупредить пациента о том, сколько времени он должен носить повязку.
11.Сделать запись о процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
4. ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ПУТЬ

Ингаляционный путь введения
– введение лекарственных средств через дыхательные пути. Через стенки легочных альвеол, имеющих богатое кровоснабжение, лекарственные вещества быстро всасываются в кровь, оказывая местное и систeмное действие. Лекарственные формы: аэрозоли, газообразные вещества (кислород), пары летучих веществ (эфир), порошки. Для введения требуются приспособления – ингаляторы, спинхаллеры (для вдыхания порошка) и др.
Преимущества способа:
 локальное действие (в рот, нос);  воздействие на патологический очаг в неизмененном виде.
Недостатки способа
:  раздражение слизистой оболочки дыхательных путей;  плохое проникновение лекарства при нарушенной бронхиальной проходимости
Ингаляционно
вводят газообразные вещества, жидкости и аэрозоли. При назначении последних очень важен размер твердых частичек. Частицы размерами 60 мкм и больше оседают на поверхности глотки и заглатываются в желудок, 20 мкм проникают в терминальные бронхиолы, 6 мкм — в респираторные бронхиолы, 2 мкм — в предальвеолярный проход и 1 мкм — в альвеолы. Всасывание происходит в основном из глубоких отделов легких. Данный способ обеспечивает быстрое возникновение резорбтивных эффектов (особенно при введении липидорастворимых веществ), так как абсорбирующая поверхность легких лишь незначительно уступает желудочно-кишечному тракту и составляет около 100 м 2 . Попавшее на поверхность слизистых оболочек бронхов вещество вызывает преимущественно местное действие (бронходилатацию, разжижение мокроты и т.д.). Для газообразных и летучих соединений основным является ингаляционный способ введения, для которого необходимо специальное устройство — ингалятор. Им обычно снабжается лекарственный препарат в аэрозольной упаковке, либо сама упаковка (аэрозольный баллончик) имеет клапанно- распылительное дозирующее устройство.
С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос.
Ингаляции лекарственного средства через рот
Обучение пациента технике ингаляции складывается из 3-х этапов:  получение информированного согласия на процедуру;  обучение технике ингаляции;  контроль (при необходимости) или коррекция действий пациента.
Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через рот
Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат. I. Подготовка к обучению 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Прочитать название лекарственного средства. 3. Вымыть руки.
Рис. 9.16. Ингаляции лекарственного средства с помощью баллончика
II. Обучение 4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику.
Запомните!
На распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья. 5. Предложить пациенту на время обучения сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная
экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя). 6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства: a. снять с ингалятора защитный колпачок; b. перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его; c. сделать глубокий выдох; d. взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад; e. сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика; f. извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5— 10 с (акцентировать на этом внимание пациента!); g. сделать спокойный выдох. 7. Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии. 8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо.
Запомните!
Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач. III. Завершение обучения 9. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его. 10.Вымыть руки 11.Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Ингаляции лекарственного средства через нос
Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос
Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат. I. Подготовка к обучению 1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие. 2. Прочитать название лекарственного средства. 3. Вымыть руки.
Рис. 9.17. Ингаляции лекарственного средства через нос
II. Обучение 4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства. 5. Помочь пациенту сесть. 6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства: a. снять с ингалятора защитный колпачок; b. перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его; c. слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу; d. прижать пальцем правое крыло носа к перегородке; e. сделайть глубокий выдох через рот; f. ввести кончик мундштука в левую половину носа;
g. сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика; h. извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5—10 с (акцентировать на этом внимание пациента!); i. сделать спокойный выдох; j. при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа. 7. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии. 8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо. III. Окончание процедуры 9. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведенное место. 10.Вымыть руки Сделайть запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Небулайзерная терапия
считается лучшим способом доставки лекарственного вещества в дыхательные пути. Небулайзер или компрессорный ингалятор - устройство для преобразования жидкого лекарственного вещества в мелкодисперсный аэрозоль, что осуществляется под действием ультразвука (ультразвуковой небулайзер) или газа из электрического компрессора либо баллона (струйный небулайзер) (рис. 1, а). В растворе, подаваемом с помощью компрессора, происходит распыление препарата в форме влажного аэрозоля с диаметром частиц 2-5 мкм. Техника выполнения ультразвуковой ингаляции та же, что и пролонгированной ингаляции (б).
Рис 1 Небулайзерная терапия: а - ультразвуковая ингаляция Рис. 2. Небулайзерная терапия (окончание): б - вид современных струйных небулайзеров Бронходилататоры для небулайзерной терапии представлены Р2~адреномиметиками, холинолитиками и комбинированными препаратами. В виде небул применяют основные бронхорасширяющие средства лечения бронхиальной астмы у детей: сальбутамол (вентолин-небулы, стеринебсаламол, сальгим), фенотерол (беротек), ипратропиум бромид (атровент). Препараты сальбутамола и фенотерола содержат 1 мг лекарственного вещества, ипратропиум бромид - 250 мг в 1 мл раствора. Схемы приема препаратов через небулайзеры: 1) 3 ингаляции по 5-10 мин с интервалом 20 мин, далее каждые 4-6 ч до купирования приступа;
2) непрерывная ингаляция препарата в суточной дозе 0,5-0,8 мг/кг (в отечественной практике применяется редко). При тонзиллите, фарингите, бронхите бактериального происхождения, пневмониях, муковисцидозе через небулайзеры в последнее время по показаниям стали вводить муколитики или препараты для разжижения мокроты: амброксол гидрохлорид (лазолван, амбробене), ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил), бромгексин (бизолвон). Эти препараты разрывают полимерные связки в компонентах мокроты, уменьшая ее вязкость и выработку слизи, но в больших дозах могут привести к возникновению бронхоспазма, рефлекторному кашлю. Так, флуимуцил в ингаляциях используется в дозе 300 мг (1 ампула) 1-2 раза в день в течение 5-10 дней. С той же целью показано ингаляционное введение физиологического раствора (0,9 % раствора хлорида натрия) или даже минеральной воды типа «Московской», «Поляна Квасова», «Боржоми». Назначают по 2-3 мл (минеральную воду предварительно необходимо дегазировать) 3-4 раза в день. Для небулайзерной терапии по специальным показаниям используют антибактериальные средства - противотуберкулезные и противогрибковые препараты широкого спектра действия, а также антисептики. Небулайзерная терапия антибиотиков возможна лишь после выявления чувствительности патогенной микрофлоры и отсутствии повышенной индивидуальной чувствительности. Курс лечения составляет 7-10 дней. При аэрозольтерапии антибактериальными препаратами проводится пробная ингаляция в половинной разовой дозе. При нормальной переносимости повторная ингаляция включает полную дозу препарату, но ниже, чем при парентеральном введении. Чаще всего проводят ингаляции 4 % раствором гентамицина (2 мл готового раствора), амикацина (2 мл или 100 мг в растворе), 10 % раствором изониазида (разводят в соотношении 1:1 по 2 мл 1- 2разавдень), амфотерицина В (по 25 000-50000ед. на одну ингаляцию 1-2 раза в день). Недостатками небулайзерной терапии остаются ее высокая стоимость, необходимость частой чистки устройств и незначительное количество препаратов, производимых в виде растворов для небулайзера. Для удобства доставки лекарств в дыхательные пути разработаны различные средства, в частности, лекарство впрыскивается в спейсер из ингалятора, а затем постепенно вдыхается ребенком. Спейсер обязательно должен использоваться для введения бронхорасширяющих препаратов (сальбутамол), а также ингаляции кортикостероидов (рис. 3).
Ри с. 3. Последовательность использования спейсера Преимущества использования спейсера заключаются в следующем: - нет раздражающего действия на дыхательные пути; - упрощается техника ингаляции, так как отпадает необходимость синхронизировать вдох с моментом введения препарата, что детям выполнять особенно сложно; - меньше лекарства задерживается в полости рта и глотке; - лекарство проникает в дыхательные пути значительно глубже, чем без использования спейсера. Ингаляторы для введения порошковых форм лекарств. Они обладают рядом преимуществ - их можно использовать без вещества носителя (фреон), раздражающего слизистые оболочки. Таким путем могут быть введены большие количества лекарства; возможен строгий контроль принятых доз препарата, тем самым предотвращается передозировка. Наибольшее распространение получили ингаляторы типов: дискхалер, аэролайзер, спинхалер, инхалер и др. Для дискхалера используют лекарства, помещенные в диски (вентолин, фликсотид) (рис. 4), для аэролайзера - капсулы (формотерол и др.) (рис. 5).
Рис. 4. Дискхалер Рис. 5. Применение аэролайзера: а - снятие колпачка; б - поворот мундштука (открытие контейнера); в - заправка капсулы; г - обратный поворот мундштука (закрытие контейнера); д - нажатие на кнопку для освобождения порошка из капсулы; е - «Аэролайзер» в действии Для ингаляционной доставки формотерола (форадила) применяют специальный тип ингалятора - аэролайзер, обладающий рядом особенностей: - низким сопротивлением (требуется меньшее усилие при вдохе); - довольно высокой легочной депозицией лекарственного вещества; - не требуется координации вдоха с активацией устройства; - контролируется полнота ингаляции по вкусовым ощущениям, по степени опорожнения капсулы.
Распылитель типа «Спинхалера» предназначен для вдыхания интала (кромолин-натрия), выпускаемого в капсулах. Капсула, содержащая порошок, вставляется в пропеллер желтым концом вниз. Очень важна правильная техника выполнения ингаляции. Она требует активного форсированного вдоха через «Спинхалер» и короткой задержки воздуха перед выдохом. Необходимое требование - делать вдох с запрокинутой головой, так как в противном случае до 90 % лекарственного препарата остается в глотке. Эффект при применении интала как антиаллергического средства появляется только при соблюдении всех правил ингалирования лекарственного вещества. Правила применения «Спинхалера» следующие: 1. Сделать глубокий выдох. 2. Слегка запрокинуть голову назад. 3. Плотно обхватить губами мундштук ингалятора и сделать глубокий резкий вдох. 4. Задержать дыхание на 10 с. 5. Для того чтобы капсула была полностью опорожнена, нужно вдохнуть, как описано в пунктах 1-4, до 4 раз. 6. После ингаляции надо осмотреть полость рта ребенка. Если на языке и слизистой оболочке рта осело много порошка, значит, были ошибки при ингаляции (слабый вдох, не запрокинута голова назад, «Спинхалер» забит порошком и требует очистки). Инхалер также, как и аэролайзер, предназначен для вдыхания порошка из капсулы, принципы их работы похожи.

Энтеральный (внутренний) способ введения

лекарственных средств

Энтеральный путь
- это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт: -через рот (реr os); -под язык (sub lingua); -через прямую кишку (реr rectum).
Пероральный путь введения (реr os)
Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространённым и желательным. При приёме внутрь препараты действуют медленно, абсорбируясь слизистой оболочкой желудочно- кишечного тракта. Всасывание происходит, в основном, в тонком кишечнике; в печени возможна инактивация препаратов, затем, поступая в кровоток, оказывают общее (системное) действие. 
Лекарственные формы
: таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы. 
Прием препаратов:
  «
натощак
» - за 20-60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);  
до еды
- за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);  
во время еды
- улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);  
после еды
- все остальные препараты раздражающего действия.  Вещество начинает действовать обычно через 15-30 минут, возможно разрушение под действием пищеварительных ферментов. Прием препаратов зависит от особенностей фармакокинетики, поэтому их приём осуществляют в соответствии с аннотацией. 
Дозировка лекарственных препаратов

Доза
- количество лекарственного вещества (в миллилитрах - мл, граммах - г, единицах действия - ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).  Назначаемые дозы препаратов:   разовая - на один приём;   ударная (высшая разовая) - максимальное количество лекарственного вещества на один прием;   суточная - предел приёма лекарства в сутки;   курсовая - прием лекарства на один лечебный цикл.

Лекарственные формы

Применение
Таблетки, капсулы, драже в неизмененном виде, преимущественно запивают водой, некоторые средства - молоком Микстуры, отвары настои обычно дозируют столовыми ложками (15 мл) Настойки дозируют каплями (сердечные препараты: корвалол, валокордин) 
Преимущества:
  безопасность и эффективность;   простота и доступность;   не требует профессиональных знаний;   возможность использования различных лекарственных форм. 
Недостатки:
  неточность дозировки вследствие частичной инактивации препаратов в печени;   зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма;   медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;   зависимость от патологического состояния (рвота, судороги, отсутствие сознания);   невозможность оказания помощи в неотложных ситуациях;   побочное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.
Сублингвальный (подъязычный) путь введения
Сублингвальный (подъязычный) путь введения - используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях (применяют препараты быстрого действия - нитроглицерин, валидол). 
Лекарственные формы:
таблетки, капсулы, растворы. 
Преимущества:
применяют в основном в острых состояниях. Лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку подъязычной области и быстро попадают в кровь, минуя печень, не разрушаясь пищеварительными ферментами; не требует профессиональных навыков.

Недостатки:
  малый перечень лекарственных форм.
Ректальный путь введения (рег rectum
)  Ректальный путь введения (per rectum) - введение лекарств через прямую кишку в виде жидких форм (отвары, растворы, слизи) и твердых (ректальные суппозитории).  Лекарственные препараты оказывают резорбтивное действие на организм и местное действие на слизистую оболочку прямой кишки.  Перед введением некоторых лекарственных препаратов следует поставить очистительную клизму. 
Преимущества:
  вводимые лекарственные вещества всасываются в кровь, минуя барьер печени, не разрушаются;   безопасный альтернативный способ введения препаратов. 
Недостатки:
  лекарства не расщепляются в прямой кишке из-за отсутствия ферментов. 
Свечи
- это конические, цилиндрические или овальные лекарственные формы, твердые при обычных условиях, растворяются или расплываются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки. Оказывают местное и резорбтивное действие. 
Виды свечей
:  
ректальные
- применяют при тошноте или рвоте у пациента, запорах, иногда при неприятном запахе и вкусе лекарства, что исключает его пероральный прием. В составе свечей лекарство не раздражает верхний отдел желудочно-кишечного тракта. При введении свечей системного действия желательно опорожнить кишечник, чтобы не нарушить абсорбцию (всасывание) лекарства .  
вагинальные
- обеспечивают местное противомикробное или противовоспалительное действие.
Введение ректалъныx суппозиториев

Последовательность действий:
 1. Обработать руки, надеть перчатки.  2. Извлечь суппозиторий из упаковки.  3. Уложить пациента на бок, согнув ноги в коленях.  4. Надеть перчатки.  5. Вскрыть оболочку упаковки суппозитория.  6. Поднять левой рукой верхнюю ягодицу и ввести правой рукой суппозиторий заостренным концом в анус на глубину 2-3 см за наружный сфинктер.
 7. Снять перчатки, сбросить в дезраствор, вымыть и осушить руки.  8. Придать пациенту комфортное положение в постели.
Задания для самостоятельной работы обучающихся на

занятии

Задание № 1

Дайте определение термину:
1. Анафилаксия -_________________________________________________ 2. Аппликация -_________________________________________________ 3. Информированное согласие_____________________________________ 4. Резорбтивное действие лекарственного средства__________________ 5. Энтеральный путь введения лекарственного средства ______________ 6. Сублингвальный путь введения лекарственного средства ___________ 7. Пероральный путь введения лекарственного средства ______________ 8. Ректальный путь введения лекарственного средства ________________

Задание № 2

Заполните таблицу:
Какие лекарственные формы можно ввести Сублингвально Перорально Ректально
Заполните таблицу:
«Пути введения лекарственных средств» Путь введения на русском языке Путь введения на латинском языке 1. Под язык 2. Через рот 3. Через прямую кишку
Задание № 3

Установите соответствие:
«Правила раздачи лекарственных средств» Лекарственные средства Время приема 1. А. «натощак» 1. через 15 минут
2. Б. «до еды» 2. за 20-60 минут 3. В. «во время еды» 3. за 30 минут 4. Г. «после еды» 4. во время 5. Д. «до сна» 5. за 15 минут
Задание № 4

Уважаемые обучающиеся!

Обучающемуся предлагается ответить на вопросы-загадки

ВОПРОС – ЗАГАДКА
1.Её не делает аптека, Но при страданьях человека Удобна и совсем проста Лекарственная форма та, Считать не надо и гадать – Глотать, водою запивать / / 2.Лают и в склянке и в другой Нам упаковке непростой, В ней есть лекарство и основа И у людей она не нова, Изготовления секрет Известен много-много лет. / / 3.О, с этой формой осторожно, Её разбить случайно можно, А коль в рецепте написать, То нужно букву «Л» считать.
/ / 4.Леченья вид совсем простой, С ним справится и сам больной, Спасёт, поможет, так и быть, Если где-то надо применить. / / 5.Оно назначено per os, Укажем точно, сколько доз, Но можно в виде и присыпки, Смотри, не допусти ошибки! / / 6.Плесень- это друг и враг, Коли что-то сделаешь не так. Его как нужно разведи И внутримышечно введи. / /

Задание № 5

Решите ситуационные задачи:
1. У пациента на коже после лекарственного компресса выявлено раздражение. В чем ошибка медсестры? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Медсестра пригласила пациента в процедурный кабинет. Взяла с рабочего стола капли и закапала ему в ухо. Правильно ли поступила медсестра? ________________________________________________. 3. У медсестры во время закапывания капель в глаза упала пипетка. Она взяла из другого флакона и продолжила манипуляцию. Правильно ли поступила медсестра? _______________________________________. 4. Пациент спросил у медсестры: «Какие кали ему были закапаны в ухо?» медсестра сказала, что не имела права говорить. В чем ошибка медсестры? ________________________________________________.
5. Медсестра принесла карманный ингалятор с аэрозолью в палату для обучения пациента. В чем ошибка медсестры? ___________________________________________________________. 6. Медсестра всем в палате закапала сосудосуживающие капли в нос из флакона с вмонтированной в пробку. Права ли медсестра? _________________________________________________.
Контроль эффективности изучения материала практического занятия

Тестовые задания для контроля эффективности изучения нового

материала практического занятия по теме

«
Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально
»

Вариант №1

Выберите один правильный ответ
1. К признаку, определяющему непригодность микстур, относится а) расслаивание б) помутнение в) потемнение г) срок годности не ограничен 2. К признаку, определяющему непригодность таблеток, относится а) изменение цвета б) прогорклый вкус в) изменение оболочки г) срок годности не ограничен 3. Ключ от сейфа и шкафа с препаратами списка «Б» хранится у а) заведующего отделением б) старшей медсестры в) ответственного за хранение препаратов списка «А и Б» г) процедурной сестры 4. Назначение лекарственных средств пациенту производит а) врач б) постовая медсестра в) ст. медсестра
г) зав. отделением 5. Для получения лекарственных средств в аптеке ЛПУ необходимо заполнить а) требование (накладную) б) экстренное извещение в) журнал г) рецепт 6. Укажите препараты в требованиях на которые указывают № истории болезни, диагноз, ФИО пациента а) спирт б) ядовитые и наркотические в) индеферентные г) готовые лекарственные формы 7. В отделении запас необходимых лекарственных средств рассчитан на а) 10- дней б) 3 дня в) на месяц г) 5 дней 8. В ЛПУ лекарственные средства из аптеки получает а) старшая медсестра б) постовая медсестра в) процедурная медсестра г) заведующий отделением 9. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков медицинская сестра а) выбрасывает б) передает ст. медсестре в) передает вместе с неиспользованными при передаче дежурства, а затем старшей медсестре г) отдает заведующему отделением 10. Наркотический анальгетик сестра вводит пациенту а) по устному распоряжению врача б) после записи врача в карте стационарного больного в) по назначению ст. медсестры отделения г) по собственному усмотрению 11. Классификация лекарственных препаратов по способу их производства а) готовые лекарственные препараты б) остродефицитные в) наркотические г) сильнодействующие 12. Классификация лекарственных средств по степени токсичности подразделяют на а) ядовитые и наркотические б) экстемпоральные
в) спирты г) травы 13. Срок хранения отваров и настоев составляет а) 3 суток б) 5 суток в) 10 суток г) 1 сутки 14. Срок хранения экстемпоральных стерильных средств под обвязку составляет а) 3 суток б) 30 суток в) 10 суток г) 5 суток 15. Срок хранения экстемпоральных стерильных лекарственных средств под обкатку алюминиевым колпачком составляет а) 30 суток б) 3 суток в) 10 суток г) 20 суток 16. Срок хранения глазных капель, изготовленных в аптеке, составляет а) 3 суток б) 5 суток в) 10 суток г) 1 сутки 17. Сроки хранения готовых лекарственных форм а) указаны на упаковке б) в требовании на лекарственные средства в) приказы МЗРФ г) не имеет значения 18. Препараты, подлежащие хранению в сейфе а) список А и Б б) индифферентные в) мази г) настойки 19. На внутренней стороне сейфа должна быть следующая информация а) инструкция применения препаратов б) список препаратов с указанием высшей разовой и суточной дозы в) журналы передачи дежурств г) справочник лекарственных средств 20. Препараты списка Б хранят в а) сейфе б) запирающемся шкафу, на отдельной полке в) кабинете старшей медсестры г) в рабочем столе на медицинском посту
21. Препараты списка А маркируют а) Herоica б) Venena в) надписи не должно быть г) индифферентные 22. Для маркировки препаратов списка Б используют а) Herоica б) Venena в) надписи не должна быть г) сильнодействующие 23. Светочувствительные препараты хранят в а) стеклянном шкафу б) на полке в) в тёмном месте г) в сейфе 24. Лекарственные формы, применяемые сублингвально а) капсулы б) мази в) эмульсии г) таблетки 25. К ректальному пути введения лекарственных средств относится а) через рот б) через прямую кишку в) в ухо г) на кожу 26. Ректально вводят а) порошки б) суппозитории в) газообразные вещества г) аэрозоли 27. Правильное положение головы пациента при введении сосудосуживающих капель в нос а) запрокинуть назад б) наклонить к противоположному плечу в) наклонить к противоположному плечу и слегка запрокинуть назад г) положение головы не имеет значение 28. Чтобы масляные капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо закапать а) 2-3 капли б) 5-6 капель в) полную пипетку г) 1 – 2 мл 29. Перед закапыванием лекарственного средства в ухо его необходимо подогреть до температуры а) 25˚С
б) 37˚С в) 20˚С г) 35˚С 30. Необходимое количество капель для закапывания в глаза составляет а) 4-5 для каждого глаза б) 2-3 для каждого глаза в) 1 для каждого глаза г) полную пипетку 31. При закапывании капель в глаза пациенту необходимо а) посмотреть влево б) посмотреть вправо в) посмотреть вверх г) посмотреть вниз 32. При закапывании капель в ухо необходимо оттянуть ушную раковину а) назад вверх б) вперед и вверх в) вверх г) вниз 33. Ингаляционно вводят лекарственные вещества а) через кожу б) через слизистые в) через дыхательные пути г) через прямую кишку 34. Ингаляционным путем можно вводить а) аэрозоли б) таблетки в) суппозитории г) аэрозоли, таблетки 35. Медицинская сестра обязана сообщить пациенту о лекарственном препарате а) название препарата, время приема б) побочные явления при приеме препарата в) условия хранения лекарственного препарата г) признаки определения непригодности лекарственных средств

Контроль эффективности изучения материала практического занятия

Тестовые задания для контроля эффективности изучения нового

материала практического занятия по теме

«
Способы наружного применения лекарственных средств. Введение лекарственных средств перорально, сублингвально, ректально
»

Вариант №2

Выберите один правильный ответ
1. Укажите препараты в требованиях на которые указывают № истории болезни, диагноз, ФИО пациента а) спирт б) ядовитые и наркотические в) индеферентные г) готовые лекарственные формы 2. В отделении запас необходимых лекарственных средств рассчитан на а) 10- дней б) 3 дня в) на месяц г) 5 дней 3. В ЛПУ лекарственные средства из аптеки получает а) старшая медсестра б) постовая медсестра в) процедурная медсестра г) заведующий отделением 4. Классификация лекарственных препаратов по способу их производства а) готовые лекарственные препараты б) остродефицитные в) наркотические
г) сильнодействующие 5. Классификация лекарственных средств по степени токсичности подразделяют на а) ядовитые и наркотические б) экстемпоральные в) спирты г) травы 6. Срок хранения отваров и настоев составляет а) 3 суток б) 5 суток в) 10 суток г) 1 сутки 7. Ингаляционно вводят лекарственные вещества а) через кожу б) через слизистые в) через дыхательные пути г) через прямую кишку 8. Ингаляционным путем можно вводить а) аэрозоли б) таблетки в) суппозитории г) аэрозоли, таблетки 9. Медицинская сестра обязана сообщить пациенту о лекарственном препарате а) название препарата, время приема б) побочные явления при приеме препарата в) условия хранения лекарственного препарата г) признаки определения непригодности лекарственных средств 10. Срок хранения экстемпоральных стерильных средств под обвязку составляет а) 3 суток б) 30 суток в) 10 суток г) 5 суток 11. Срок хранения экстемпоральных стерильных лекарственных средств под обкатку алюминиевым колпачком составляет а) 30 суток б) 3 суток в) 10 суток г) 20 суток 12. К признаку, определяющему непригодность микстур, относится а) расслаивание б) помутнение
в) потемнение г) срок годности не ограничен 13. К признаку, определяющему непригодность таблеток, относится а) изменение цвета б) прогорклый вкус в) изменение оболочки г) срок годности не ограничен 14. Ключ от сейфа и шкафа с препаратами списка «Б» хранится у а) заведующего отделением б) старшей медсестры в) ответственного за хранение препаратов списка «А и Б» г) процедурной сестры 15. Назначение лекарственных средств пациенту производит а) врач б) постовая медсестра в) ст. медсестра г) зав. отделением 16. Для получения лекарственных средств в аптеке ЛПУ необходимо заполнить а) требование (накладную) б) экстренное извещение в) журнал г) рецепт 17. Срок хранения глазных капель, изготовленных в аптеке, составляет а) 3 суток б) 5 суток в) 10 суток г) 1 сутки 18. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков медицинская сестра а) выбрасывает б) передает ст. медсестре в) передает вместе с неиспользованными при передаче дежурства, а затем старшей медсестре г) отдает заведующему отделением 19. Наркотический анальгетик сестра вводит пациенту а) по устному распоряжению врача б) после записи врача в карте стационарного больного в) по назначению ст. медсестры отделения г) по собственному усмотрению 20. Сроки хранения готовых лекарственных форм а) указаны на упаковке б) в требовании на лекарственные средства в) приказы МЗРФ г) не имеет значения
21. Препараты, подлежащие хранению в сейфе а) список А и Б б) индифферентные в) мази г) настойки 22. На внутренней стороне сейфа должна быть следующая информация а) инструкция применения препаратов б) список препаратов с указанием высшей разовой и суточной дозы в) журналы передачи дежурств г) справочник лекарственных средств 23. Препараты списка Б хранят в а) сейфе б) запирающемся шкафу, на отдельной полке в) кабинете старшей медсестры г) в рабочем столе на медицинском посту 24. Препараты списка А маркируют а) Herоica б) Venena в) надписи не должно быть г) индифферентные 25. Для маркировки препаратов списка Б используют а) Herоica б) Venena в) надписи не должна быть г) сильнодействующие 26. Светочувствительные препараты хранят в а) стеклянном шкафу б) на полке в) в тёмном месте г) в сейфе 27. Лекарственные формы, применяемые сублингвально а) капсулы б) мази в) эмульсии г) таблетки 28. К ректальному пути введения лекарственных средств относится а) через рот б) через прямую кишку в) в ухо г) на кожу 29. Ректально вводят
а) порошки б) суппозитории в) газообразные вещества г) аэрозоли 30. Правильное положение головы пациента при введении сосудосуживающих капель в нос а) запрокинуть назад б) наклонить к противоположному плечу в) наклонить к противоположному плечу и слегка запрокинуть назад г) положение головы не имеет значение 31. Чтобы масляные капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо закапать а) 2-3 капли б) 5-6 капель в) полную пипетку г) 1 – 2 мл 32. Перед закапыванием лекарственного средства в ухо его необходимо подогреть до температуры а) 25˚С б) 37˚С в) 20˚С г) 35˚С 33. Необходимое количество капель для закапывания в глаза составляет а) 4-5 для каждого глаза б) 2-3 для каждого глаза в) 1 для каждого глаза г) полную пипетку 34. При закапывании капель в глаза пациенту необходимо а) посмотреть влево б) посмотреть вправо в) посмотреть вверх г) посмотреть вниз 35. При закапывании капель в ухо необходимо оттянуть ушную раковину а) назад вверх б) вперед и вверх в) вверх г) вниз

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изучите материал по учебнику:

Домашнее заданее:
1. Мухина С.А.,, Тарновская И.И Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд., испр., и доп.- М.: ГЭОТАР-Мед, 2008 Осн. лит – с. 309-343 3. Выучить опорный конспект 4. Выполнить внеаудиторную самостоятельную работу по теме:
«Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении»


Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

ПМ 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными (решение проблем пациента посредством

сестринского ухода)

МДК 07.03. Технология оказания медицинских услуг

тема: «Способы наружного применения лекарственных средств»

Задание: Заполните таблицу способов наружного применения

лекарственных средств

На кожу

На слизистые

Способ применения
наружный наружный
Лекарственные

средства
-мази -крем -присыпки -настойки
Техника безопасности

при работе


Информация,

необходимая пациенту

для осознанного

участия в

лекарственной

терапии

Литература:
С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету ОСД М «ГЭОТАР - Медиа» 2008 (10)г. стр 318-319, 333-336
При оценке Вашей работы будут учитываться Ваши знания по данной

теме.

Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

ПМ 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными (решение проблем пациента посредством

сестринского ухода)

МДК 07.03. Технология оказания медицинских услуг

тема: «Ингаляционный способ введения лекарственных средств»

Задание: Составьте памятку для пациента применения карманного

ингалятора в домашних условиях

Цель:

Показания:

Оснащение:

1.Продемонстрировать пациенту последовательность выполнения

процедуры, используя пустой ингаляционный баллончик:
- - - -
- -
2. Проконтролировать выполнение процедуры пациентом с

действующим ингалятором.

Литература:
С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету ОСД М «ГЭОТАР - Медиа» 2008 (10)г. стр 333-336
При оценке Вашей работы будут учитываться Ваши знания по данной

теме.

Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

ПМ 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными (решение проблем пациента посредством

сестринского ухода)

МДК 07.03. Технология оказания медицинских услуг

тема: «Введение лекарственных средств перорально, сублингвально,

ректально»

Задание: Составьте сравнительную таблицу преимуществ и недостатков

различных способов применения лекарственных средств.

Способ применения

Преимущества

Недостатки

Наружный способ

применения

Ингаляционный

способ применения

Пероральный способ

применения


Сублингвальный

способ применения

Ректальный способ

применения

Литература:
С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету ОСД М «ГЭОТАР - Медиа» 2008 (10)г. стр 336-343
При оценке Вашей работы будут учитываться Ваши знания по данной

теме.