"Морфологический разбор имени прилагательного"

Автор: Жанузакова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ"Кисловская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область, Быковский район, село Кислово
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Морфологический разбор имени прилагательного"
Дата публикации: 11.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


(Слайд №1) Тема урока:
Морфологический разбор имени прилагательного.
Цель урока:
Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи; познакомиться со схемой морфологического разбора имени прилагательного; обучать учащихся умению делать морфологический разбор имени прилагательного.
Ход урока:
I. Организационный момент. II. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. а) создание положительно-эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! Настраивайтесь на работу, мы начинаем наш урок. А какое у вас настроение? Хорошее? Нет, не у всех? Я постараюсь вам его поднять. Вам пришло письмо. От кого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
(Слайд №2-3)
Весь он в золоте сверкает, Весь искрится при луне, Ёлку в бусы наряжает И рисует на стекле. Он такой большой проказник – Ущипнёт за самый нос. Скоро к нам придёт на праздник… Кто же это? (Дед Мороз). б) введение в тему урока. Итак, письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?
(Слайд №4)


Дорогие ребята! Вот и наступила зима. Приближается замечательный праздник, который ждёт вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, прогулки по зимнему лесу и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И, надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками. - Ну что, ребята, порадовало вас письмо? - А что именно з письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова? (Праздник, Новый год и всё, что с ним связано: игрушки, хлопушки и т. д.) - А какой он праздник - Новый год? Какое определение дал ему дал Д.М.? (по тексту –
замечательный
). - А какими оценками Д. М. просил его порадовать? (по тексту –
хорошими
). - А какой частью речи являются эти слова (замечательный, хорошими).
- А почему вы решили, что это имена прилагательные? (Ответ учащегося строится в виде доказательства, при этом нужно вспомнить определение имени прилагательного). - Молодцы, ребята! Совершенно верно. Сейчас мы с вами коллективно составим кластер (устно), тем самым дадим более полное определение прилагательному. Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
(Слайд №5)
 Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является…  Имена прилагательные бывают 3-х разрядов. Какие это разряды? (качественные, относительные, притяжательные).  Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаём качественные прилагательные? (имеют степени сравнения).  Какие? (сравнительная и превосходная).  Чем ещё качественные прилагательные отличаются от других? (имеют краткую и полную форму)  Как изменяются имена прилагательные7 (по родам, числам и падежам)  От чего зависит род, число, падеж имен прилагательных? (от рядом стоящего сущ- го). III. Подготовка к активной деятельности на уроке. - Сегодня нам предстоит не только повторить и обобщить всё, что знаем об имени прилагательном, но и познакомиться с порядком морфологического разбора этой части речи и научиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
(Слайд №6)
- Запись в тетрадь числа и темы урока. IV. Слово учителя. Переход к повторению синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики. Весёлый праздник Новый год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков. Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут их под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить их мечту. В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Но у всех народов есть одна общая традиция.
- Ребята, как вы думаете, какая? (приносить в дом ёлку, наряжать её).
(Слайд №7)
- Эта традиция сохранилась и у нас ещё со времён Петра I, так как именно указом Петра I с 1-го января 1700 года в россии дома Москвы впервые стали украшать зелёныи ветками ёлок. С тех пор ёлка – символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.
(Слайд №8)
V. Синтаксическая пятиминутка. - Синтаксический разбор предложения, определение синтаксической роли прилагательного в предложении. Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь. (Простое, по ц/в повеств., по инт. невоскл., распростр., осложнено однородными членами).
(Синтаксический разбор учащийся выполняет на интерактивной доске, класс – в

тетради, делает вывод о синтаксической роли прилагательного в предложении).
- А вот как зелёную красавицу описала поэтесса Е. Трутнева в своём стихотворении: Вырастала ёлка В лесу на горе У неё иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат
Снежное пальтишко

Лежит на плечах
- Найдите в тексте словосочетания: прил.+ сущ. - Ей вторит, но уже на полотне художник Шишкин. И, действительно, ель словно снежное пальтишко накинула. - Описание природы Шишкиным как нельзя лучше соответствует описание зимней природы в стихотворении С. А. Есенина «Пороша».
Послушайте.
VI. Видео. Стихотворение С. А. Есенина «Пороша». На столах листы с распечатанным стихотворением С. А. Есенина «Пороша». - Работа по рядам:
I ряд – 2-я строфа II ряд – 3-я строфа III ряд – 4-я строфа - Назовите художественно-выразительные средства, при помощи которых С. Есенин описывает лес. (На ЕГЭ среди тестовых заданий есть такое, где нужно уметь определять художественно-выразительные средства). VII. Слово учителя.
(Слайд №9)
- Ребята, систематизируя теорию, мы используем алгоритмы, схемы, диаграммы. Сегодня я предлагаю воспользоваться схемой японского профессора Ишикавы, который представил свою модель в виде рыбного скелета – фишбоун (фиш – рыба с анг.) - Я не случайно сегодня выбрала именно эту модель. - Как вы думаете, почему? (Если расположить схему вертикально, она нам напомнит образно, конечно, нашу ёлку). - Итак, фишбоун напоминает нам ёлку. И на самом деле, какой же Новый год без ёлки. Вот и наша ёлочка.
(Работа с интерактивной доской)
- Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспоминаем морфологические признаки имени прилагательного и познакомимся с порядком морфологического разбора.
(Слайд №10)
VIII. Повторение разрядов имён прилагательных.
1.
Определить и соотнести разряды имён прилагательных.
(Учащийся выполняет

на интерактивной доске).

относительное
1. Обозначает качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (тёплый),а также склонность предмета к совершению действия (колючий). Относительное ??? Качественное ??? Прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -
ин
- (мам-ин), -
ов
- (отц-ов), -
ий
- (лис- ий). Эти суффиксы стоят в конце прилагательных отц-ов и прилагательное отц-ов-ск-ий). Притяжательное ??? 2 . Обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный), или другому признаку (вчерашний).

(Слайд №11)

2.
Распределение по разрядам
(«перетаскивание» на интерактивной доске).
Степной (цветок), зимний (спорт), папин (галстук), лисий (след), весёлый (смех), тонкие (провода), городской (транспорт), тихий (голос), свинцовые (пули). Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
(Слайд №12)
IX. Восстановление текста.
(Выполняется на интерактивной доске и в

карточках).
- Задание: употребите прилагательные в указанной форме (степени сравнения). О замке ходили предания и рассказы один другого
страшный (пр. ф. ср. ст.).
Было время, когда замок служил даровым убежищем всякому бедняку без
малые

(пр. ф. прев. ст.)
ограничений. Все видели только то, что с гор и оврагов спускались в город по утрам
невероятные (сост. ф. прев. ст.) и подозрительные

(сост. ф. прев. ст.)
фигуры, которые в сумерки исчезали в том же направлении.
Организатором и предводителем этого общества несчастливцев был Тыбурций Драб
замечательная (сост. ф. префос. ст.)
личность из всех не ужившихся в старом замке. X. Образование краткой формы прилагательных. - Я называю прилагательные в полной форме, вы образовываете от них краткую форму. Мужской род: близкий, узкий, колючий. Женский род: красивый, могучий, величавый. Средний род: белый, свежий, холодноватый. Множественное число: горячие, богатые, умные. XI. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. - Списать текст, вставить пропущенные орфограммы (окончания), определить падеж, число.
(1 уч-ся работает у интерактивной доски, остальные на местах вставляют

пропущенные орфограммы в карточках).
Я ш..л по узк.. тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат.. бел.. ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т.. жёл..хлопьями. Долго ещё др..жала в морозн.. воздухе снежн.. пыль.
XII.
Разбор словосочетания. (Работа на доске). Морозном воздухе, снежная пыль.
XIII.
Морфемный разбор прилагательных. (Работа на доске).
XIV.

Физминутка.

XV.
Работа с учебником. - А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника (схемой морфологического разбора имени прилагательного).
(Слайд №13)

XVI.
Закрепление изученного материала
. (Выполнение морфологического

разбора имени прилагательного на интерактивной доске).
- Вспомнив все признаки имени прилагательного, предлагаю коллективно выполнить морфологический разбор слова:
нарядная
(ёлка). (Слайд заполняется постепенно, по мере того, как уч-ся вспоминают морфологические признаки имени прилагательного). - Одновременно заполняется лист самоконтроля: + - умею определять - - не умею определять + - - есть затруднения
XVII.
Проверочная работа с последующей взаимопроверкой. а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (дифференцированно) морфологический разбор прилагательных: чудесное дерево, крошечных свечек.

Дифференциация:
- на «3» с помощью памятки «Порядок морфологического разбора имени прилагательного», - на «4» карточка-ответ (выполнен разбор, но с ошибками. Нужно найти ошибки), - на «5» (самостоятельно) по памяти без ошибок. б) Взаимопроверка.
- Подведение итогов урока.
а) Заключительное слово учителя.
(Слайд № )
Ёлка, ёлка, ёлочка – Зелёная иголочка! Зажгись огнями разными – Зелёными и красными! Пришла на праздник ёлочка, Нарядная стоит, А на макушке звёздочка Сверкает и блестит. Любит ёлочку народ Наряжать под Новый год. В каждом доме ёлка есть, но такая только здесь. - А какая у нас ёлочка? (Необыкновенная, украшенная волшебными игрушками: морфологическими признаками имени прилагательного). - А какое у вас настроение? (радостное, праздничное). б) Рефлексия: - Я узнал… - Было интересно… - Вызвало затруднение… в) Выставление оценок. г) Д/З: выучить порядок морфологического разбора имени прилагательного, упр. №302 - Ребята, мне, кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок.