"Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Кузнецова Тамара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 375" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у

детей старшего дошкольного возраста
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. [23] Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. [3] Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. [17] Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев: - идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы; - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; - конкретные педагогические задачи. Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и не правильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.
Художественная литература как средство формирования культуры

поведения у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой и изменение морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. У современных детей наблюдается повышенная агрессивность, искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, так как книги ушли на второй план, их место занял компьютер, а персонажи мультфильмов, которые часто смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Ребёнок дошкольного возраста особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, образцов поведения, установленных в обществе. Поэтому важно не упустить период дошкольного детства в нравственном воспитании. Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Стандарт направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка… »
Нравственное воспитание
– это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С хорошими манерами
не рождаются, их, как правило, приобретают в детские годы. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Одной из основных задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Культура поведения
- это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Воспитание у дошкольников культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура общения
предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использование соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах. «Культура проявляется в том, что человек управляет своими эмоциями, сдерживает и изживает отрицательные черты характера, не переносит свое настроение на окружающих».
Культура речевого общения
- это соблюдение определенного речевого этикета, то есть «совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками) ». Проблемой воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста занимались Т. И. Ерофеева, Л. Ф. Островская, Р. С. Буре и многие другие. Формирование культуры поведения – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на быстрый и постоянный результат, поэтому надо с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и терпеливо повторять используемые методы и подбирать новые. Добиться положительных результатов в воспитании помогает собственный пример взрослых и окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит и от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают неоценимую помощь. Исследования В. И. Логиновой, Л. Ф Островской, С. В. Петериной, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а
порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает познакомиться с нормами поведения. Детская литература раскрывает дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров. Герои на своем примере показывают, к чему могут привести плохие поступки детей и как нелегко исправить свои ошибки. Слушая небольшие тексты, ребенок не только увлеченно следит за приключениями героев – он еще и получает отличный урок хорошего поведения. Этот урок очень важен для ребенка еще и потому, что он сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе прослушанного. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки. Сила воздействия, воспитательное значение литературных произведений безграничны. Познавательные книги о труде, о вещах, о технике интересны детям, в образной форме они показывают сущность явлений, формируют мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом. Любимыми произведениями детей стали стихи С. Я Маршака о создании вещей («Откуда стол пришёл? », «Как печаталась ваша книга? », «Книжка про книжку») и др., энциклопедическая книга Б. Житкова «Что я видел». Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н. И. Сладкова, В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Е. И. Чарушина, М. М. Пришвина. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть её хрупкость, незащищённость, воспитывают у детей уважение, бережное отношение к природе, животным, желание заботиться о них, защищать, быть похожими. Из рассказов «Обвал», «На льдине», Б. С. Житкова, «Человек заболел» И. Туричина, С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети узнают о людях, которые преданы своему делу, обладают чувством долга, силой воли, самоотверженностью, заботятся об окружающих людях. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек. Рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у детей умение заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим. Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогают произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? ». Слушая рассказы В. Осеевой «Почему? » и Н. Носова «Карасик», дети учатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников, что способствует формированию нравственных мотивов культурного поведения. Беседа по произведениям С. Михалкова «Как друзья познаются», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик»
помогает создать в группе доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив. Книги А. Гайдара, Е. Благининой, С. Баруздина и др., рассказывая детям о родной стране, о её людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма. Произведения Н. Н. Носова, Э. Н. Успенского, В. Ю. Драгунского, В. Г. Сутеева открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества-умение шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её хорошими и плохими сторонами. Р. Погодин в своих рассказах, сказках («Шутка», «Откуда идут тучи», «Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия») ставит перед детьми всегда волнующие человека вопросы: что такое счастье, настоящая доброта, красота, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др. И, конечно, самое большое воспитательное влияние оказывают сказки. Сказки вызывают у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, необычностью, яркостью образов, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Сказки дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.) Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо был обижен, унижен. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»… Каждый раз, знакомя детей с произведением, убеждаешься, что ребенок способен оценить описанные события, поведение персонажей, выразить свои чувства и перенести полученные впечатления в жизнь. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Буре Л. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г. 2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В. И. Логиновой/. – М., 1992 3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». Д/в № 10 1980г. 4. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.
5. Курочкина И. В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65 6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986. – 96с.