"Игра как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка"

Автор: Кривеня Лариса Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Чита Забайкальского края
Наименование материала: реферат
Тема: "Игра как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическое объединение учителей иностранных языков

МБОУ СОШ № 2

города Читы

РЕФЕРАТ

учителя немецкого языка Кривеня Л.Н.

«Игра как средство активизации познавательной и мыслительной

деятельности учащихся»
Чита 2016 год
Учет физиологических и психологических особенностей детей является обязательным условием при планировании урока иностранного языка. Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Однако, хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в пятых-шестых классах, неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета, необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для того, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует предусматривать виды работы, снимающие усталость. При планировании урока необходимо включать многократные короткие разрядки, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения разрядки – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, стимулировать интерес к изучению иностранного языка. В аудитории, состоящей из детей, нервная система которых еще не окрепла, особенно важно искать формы работы, вызывающие временное расслабление, способствующее восстановлению энергии, приливу сил, бодрости. Чрезмерное умственное напряжение можно снять за счет активной деятельности мышц, путем создания определенной эмоциональной настроенности. Видами разрядки могут быть различного рода движения, игры, пение. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры. Их использование дает возможность интенсифицировать учебный процесс, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Основные функции игры реализуются в двух планах. I. Для учителя игра – аналог упражнения, действия, в котором дети учатся понимать, выбирать слова, составлять фразу по модели, подбирать модель, необходимую для данной ситуации, изменять слово для придания ему нужного значения и т.д. 2
II. Для ребенка игра – интересное увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором создание высказывания определенного типа диктуется внутренними потребностями игры. Требования к игре: 1. Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, по которому будут действовать дети, а также наличие ролей, игровых предметов. Предметы могут и не включаться в игру, но воображаемые обстоятельства – обязательны. 2. Обязательное осознание детьми игрового результата: что именно будет достигнуто в результате игры. 3. Осознание детьми правила, соблюдая которое, можно достичь желаемого результата. Но игра на занятиях иностранным языком не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор. С этой точки зрения игра должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Необходимо точно знать, какой навык, умение тренируются в данной игре. Если ребенок повторяет в игре слова и фразы, то новых умений он не приобретает. Если же в игре учащийся учится изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание, фразу или текст, необходимый для возникающей в игре задачи общения, тогда ребенок приобретает новые навыки. 2. Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительного усилия, хотя бы даже небольшого. 3. Не обязательно давать детям правила речевой игры, таким правилом может стать образец речи педагога. 4. Правила игры должны продумываться так, чтобы ошибка в речевом действии приводила к проигрышу в игре. Ситуация игры – это ситуация 3
реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. В игре обязательно есть элемент неожиданности. Услышав вопрос: "Что должен сделать этот фант?", водящий немедленно начинает думать: "Какой придумать выкуп?". Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению важных методических задач: 1. Созданию психологической готовности к речевому общению. 2. Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала. 3. Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Наиболее простыми видами игр являются грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Все эти игры можно объединить названием "подготовительные игры". Грамматические игры Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Данные игры преследуют цели: 1. научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; 4
2. создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; 3. развить речевую творческую активность учащихся. На уроках 42-46 в четвертом классе вводятся и осваиваются притяжательные местоимения. Для усвоения этого материала я использую игру " Fischer, Fischer, fange einen Fisch!" ("Рыбак, рыбак, поймай рыбку".). Это учитель, который ловит рыбку, т.е. ученика, если тот ошибется во время игры. Учитель называет предметы, принадлежащие различным ученикам или ему ( mein, dein, sein, ihr u.s.w.), сознательно ошибаясь иногда в их принадлежности, т.е. "забрасывает удочку", произнося различные фразы: "Das ist mein Kugelschreiber. Das ist unsere Schulbank." Ученики должны либо согласиться с учителем : "Ja, das ist Jhr Kugelschreiber", либо выразить свое несогласие: "Nein, das ist nicht unsere Schulbank. Das ist ihre Schulbank.". Ученик, допустивший ошибку, считается пойманной "рыбкой", выходит к доске и берет с фланелеграфа одну из трех рыбок, находящихся в ведерке. Когда число пойманных "рыбок" достигнет 3, игра прекращается, трое проигравших учеников в виде "выкупа" выполняют команды класса, например: " Olja, tanze! Kolja, male!" Таким образом осуществляется также повторение формы глагола в повелительном наклонении. Эту игру можно использовать для тренировки и контроля качества усвоения других грамматических образцов. При достаточной подготовке класса роль рыбака может выполнять один из учащихся. Эффективны для отработки грамматических явлений игры "Учитель", "Цепочка", предлагаемые УМК, а также игра в "мяч". При введении и закреплении предлогов с Dativ и Akkusativ в 5-ом классе я использую игру " Was? Wohin? Wo?" ("Что? Куда? Где?"), используя элемент соревновательности с подсчетом очков, разделив группу на две команды. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Самых сильных учащихся класса можно сделать членами жюри. 5
Очень часто я использую игру ("Угадай") "Rate, mal", когда один из учеников выходит из класса, а класс тем временем загадывает или место нахождения предмета, или его принадлежность, либо кто выполнил то или иное действие, в зависимости от отрабатываемого грамматического явления. Данную игру я использую в 4-ом классе для отработки вопроса "Wessen?" ("Чей?"), в 5-ом классе для тренировки формы Perfekt: "Wer hat etwas an der Tafel gemalt?", в 6-ом классе при работе над темой "Склонение прилагательных": "Rate, mal! Was hat Wowa zum Frühstück gegessen (getrunken)."("Угадай, что Вова ел на завтрак"). При желании учитель сам может придумать игру для отработки того или иного грамматического явления. Многие из этих игр эффективны и при работе над отработкой лексического материала. Лексические игры Данные игры преследуют цели: 1. тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке; 2. активизировать речемыслительную деятельность учащихся; 3. развивать речевую реакцию; 4. познакомить учащихся с сочетаемостью слов. В 4-ом классе я использую следующую игру для контроля усвоения лексики: "Wer ist der Beste" ("Кто лучше"). На учительском столе раскладываю предметы и картинки с изображением изученных предметов. Ученики делятся на две команды. Контролируемый учащийся, "капитан команды" называет изображенный предмет, члены команды должны взять этот предмет или картинку с его изображением с учительского стола. Затем то же задание выполняет "капитан" второй команды. Побеждает команда, "капитан" которой назовет больше предметов при условии, что члены его команды правильно отберут все картинки. 6
Еще одним примером игры в качестве индивидуального задания учащемуся, которую я использую в 4-ом классе, является "Разложи картинки в три стопки по родам существительных". Картинки лучше использовать небольшого, одинакового формата типа "Лото". Количественные числительные хорошо отрабатываются в игре "Lebendige Ziffern" ("Живые цифры"),когда каждый учащийся становится какой-то цифрой, использую изготовленные дома карточки с цифрами. Ведущий называет двузначные числа по-немецки, а учащиеся быстро составляют эти числа, выбегая к доске со своими карточками. Для окончательной отработки лексики использую игру "Wer ziehen den Seil herüber" ("Перетягивание каната"), в основе которой лежит подстановочное упражнение типа Ich bin… Du bist… Er ist… и т.д. Члены каждой из двух соревнующихся команд, "перетягивая канат", называют существительные, которыми можно дополнить эти предложения. Например: Lehrer, Schüler, Mechaniker, Melkenn u.s.w. Игру "Der Schnellzug" ("Скорый поезд") я использую для автоматизации употребления любого грамматического или лексического явления, в вопросно-ответных упражнениях. Смысл ее – уложиться в заданный ритм, "не отстать от поезда". Для отстукивания ритма можно использовать метроном, либо учитель сам отстукивает ритм. Интерес могут представлять игры "кто знает больше", на отгадывание задуманного слова. Для отработки речевых умений и навыков я использую рекомендуемую УМК игру " Der Schneeball" ("Снежный ком"), когда один ученик составляет предложение, а следующие за ним повторяют все предыдущие предложения, добавляя к ним собственные (например, при описании тематических картинок). Кстати, следует упомянуть, что в подобную игру часто играют немецкие дети. Фонетические игры Данные игры-упражнения преследуют цели: 7
1. тренировать учащихся в произношении; 2. научить громко и отчетливо читать и разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям. При работе над чтением я пользуюсь игрой " Stop" – чтение до первой ошибки. Каждый, кто заметил ошибку имеет право поднять сигнальную карту и сказать "Stop". К этому типу игр относится разучивание скороговорок, например: " Hans hackt heute Holz hinter Hoffmanns Haus" и т.д. Разновидностью фонетической игры может быть игра в "говорящее зеркало", когда ученики фактически выполняют упражнение типа " Sprecht nach!". Однако игра " Sprehender Spiegel", сопровождающаяся жестами и мимикой, способствует более точному воспроизведению учащимися речи учителя или текста пластинки. На занятиях драматического кружка я провожу с учащимися театрализацию стихов, например, А.Барто " Ljoschenka", сказок " Sieben Geisslein","Das Häuschen" ("Теремок", "Волк и семеро козлят"), "Schneewittchen und sieben Zwerge" ("Белоснежка"). При этом я стараюсь идти от коллективных форм работы к индивидуальным. Орфографические игры Основная цель игр данного типа – упражнение в написании немецких слов. Многие из этих игр можно использовать при проверке домашнего задания. При изучении алфавита в 4-ом классе я провожу игру "Эстафета", когда класс, разделившись на две команды пишет на доске буквы алфавита. Затем проверяется последовательность и орфографическая правильность написания букв. Игра "Эстафета" может использоваться при тренировке правильности написания слов с буквосочетанием ie, ei. Учитель диктует слова, а члены команд каждый на своей доске вносят слово в один или в другой столбик. Орфографическую игру такого типа я использую в 6-ом классе при проверке 8
домашнего задания из урока 22, где вместо пропусков надо вставить буквы s, ss, β. Аудиативные игры Данный тип игр помогает достижению следующих целей аудирования: 1. научить понимать смысл однократного высказывания; 2. научить выделять главное в потоке информации; 3. научить распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи. Из аудиативных игр я использую чаще всего игру ("Угадай") " Rate mal", когда учащимся предлагается угадать о ком или о чем идет речь. Так, в 6-ом классе при изучении темы " Sport" учащимся предлагается угадать о каком спортсмене идет речь. Как вариант аудиативной игры можно рассматривать игру " Kalt oder heiss" ("Холодно-горячо"), когда учащиеся задают учителю вопросы или высказывают свои предположения, чтобы подтвердить свою догадку. Например, прослушав рассказ учителя о спортсмене, учащиеся говорят: У1: "Dieser Sportler ist ein Weltmaster". П: "Es ist heiss, wirklich, er ist ein Weltmaster" У2: "Er nahm an der Olympiade-80 teil" П: "Es ist kalt. Er nahm an dieser Olympiade nicht teil" К этому же типу игр относятся игровые диалоги на воспроизведение, когда учитель дает образцы диалогов, а ученики пытаются воспроизвести их с максимальным приближением к тексту. Для работы над этими диалогами я чаще всего использую кукол: Буратино, Чебурашку, ученицу, которая давно знакома учащимся под именем Anna. Речевые игры Данные игры способствуют осуществлению следующих задач: 1. научить учащихся умению выражать смысл в их логической последовательности; 9
2. научить практически и творчески применять полученные речевые навыки; 3. обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Отрабатывая речевые умения и навыки учащихся в монологической и диалогической речи, я часто прибегаю к использованию творческих работ учащихся. Обычно эти работы красочно оформляются рисунками, фотографиями. Учащиеся составляют диалоги с использованием творческих работ, перенося знакомый речевой материал в новую, близкую для них тематику. Это работы в 5-ом классе по теме " Mein Freund" ("Мой друг"), " Meine Familie" ("Моя семья"), "Meine Stadt" ("Мой город"). С использованием творческих работ можно проводить игры типа " Rate mal". Игра в путешествие по городам может быть проведена с использованием творческих работ по теме "Город". Широко я использую ролевые игры, когда учащиеся воображают себя в какой-то определенной роли. Во всех классах часто провожу игру, когда ученики в самых различных ситуациях воображают себя в роли прибывшего в класс репортера. Ролевая игра в воображаемых прибывших в класс пионеров из ФРГ дает возможность проведения группового диалога, когда число беседующих с классом гостей бывает равно 3-4. Эту игру я практикую в 5-ом классе при изучении тем «Наш дом», «Город», «Моя улица», в 6-ом классе по теме "Общественно-полезный труд" и т.д. Вывод: Поняв, как рождается игра, учитель может сам создавать новые игры. Большинство игр построено на соревновании. Важно в каждой игре подводить итог, определять победителей или проигравших. Необходимо также отметить, что количество игр на уроке не должно превышать 2-3, чтобы не притупить интерес учащихся к игре. 10