"Компоненты содержания деятельности воспитателя при реализации образовательной области"Познавательное развитие"
Автор: Латынцева Наталья Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Компоненты содержания деятельности воспитателя при реализации образовательной области"Познавательное развитие"
«Познавательное развитие».
Воспитатель МБДОУ «Белоснежка»
Латынцева Наталья Николаевна
Федеральный государственный образовательный
стандарт устанавливает нормы и положения обязательные
при реализации основной образовательной программы
детского сада. Согласно ему программа должна
обеспечивать развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах деятельности.
Это первый в истории российского образования
документ, который на федеральном уровне определяет
каким должно быть дошкольное образование,
направленное на достижение каждым ребёнком
оптимального, для его возраста, уровня развития с учётом
его индивидуальных, возрастных особенностей.
Анализируя содержание Основной образовательной
программы и в частности
образовательную область ,
можно выделить, что область «Познавательное развитие и
Развитие речи» является самой большой по объему,
следовательно и объем работы по
познавательному
развитию в период дошкольного детства значительно
больше, чем по другим областям.
Однако большой объем содержания не должен
привести к перегруженности знаниями, так как это в
первую очередь, отрицательно отразится на ребёнке.
Складывается противоречие между желанием «больше
дать ребёнку» и действительными психическими и
физическими возможностями ребёнка дошкольного
возраста.
Деятельность педагога по воспитательно-
образовательной работе должна строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей; основываться
на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса; предусматривать решение
программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов.
Что включает в себя деятельность педагога в процессе
воспитательно-образовательной работы.
Групповая и подгрупповая работа осуществляется в
течение всего дня, в различных видах деятельности
(режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД,
трудовая деятельность, прогулка и т.д.)
Индивидуальная работа
, в ходе которой,
прежде
всего, необходимо развивать такие способности, которые
будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к
практической деятельности, которые необходимы для
любой профессии.Осуществляя индивидуальный подход к
детям, педагог должен помнить, что его задача не только
развивать те положительные качества, которые уже есть у
ребенка, но и формировать качества личности.
Непосредственно-образовательная деятельность
будет включать в себя разнообразные дидактические игры
в соответствии с содержанием образовательной работы по
соответствующим областям.
Деятельность в режиме дня
предполагает
организацию досуговых, подвижных, театрализованных
игр, игр с правилами, а также организацию совместных с
педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению
игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как
игровой партнер, носитель игровой культуры, которую
передает детям в процессе совместной деятельности.
Создание условий для свободной деятельности
детей сопровождается организацией педагогической
поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-
ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а
также организуемых по инициативе самих детей игр с
правилами, подвижных, досуговых, народных.
Воспитатель поощряет проявления разнообразной
игровой активности, инициативности, самостоятельности;
предоставляет возможность свободного выбора тематики,
партнеров, способов и средств реализации собственной
деятельности. Так создаются условия для формирования
возрастных новообразований.
Работа с родителями, которая имеет первостепенное
значение в познавательном развитии ребенка.
Семья
обеспечивает первичную социализацию, помогает стать
ребёнку социально-компетентным человеком, создаёт
уникальную атмосферу любви, эмоциональной
насыщенности и теплоты индивидуальных отношений,
тем самым обеспечивая важнейшие условия
гармоничного, полноценного эмоционально- психического
созревания личности. Через семейное общение
осуществляется речевое, интеллектуальное и
нравственное её развитие.
Взаимодействие ДОУ с семьей является важным
направлением деятельности, а также условием развития
социально – педагогической системы детского сада.
Общение воспитателей с родителями воспитанников
всегда было и остается актуальным вопросом для детских
садов. Сотрудничество их помогает лучше узнать ребёнка,
а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Все перечисленные выше компоненты воспитательно-
образовательной деятельности педагога, и в частности по
познавательному развитию, должны проходить через
систему развивающих видов деятельности: игровой,
творческой, проектно-исследовательской, только тогда
возможен позитивный, соответствующий современным
требованиям результат в развитии детей дошкольного
возраста.
Так как «познавательное развитие» это очень
обширное определение, включающее в себя, можно
сказать, все области познания человекао себе, других
людях, объектах окружающего мира, их свойствах и
отношениях, следовательно, весь день проведенный
малышом в детском саду должен пройти под девизом
«Интересно и познавательно!».
В течение всего дня педагог, так должен организовать
свою деятельность,чтобы насыщенно,ненавязчиво и на
подсознательном уровне малыши могли усваивать
материал. А когда интересно и познавательно, то не может
быть скучно и переутомление не возможно.
Благодаря реализации интегрированного подхода,
возможно, избежать перегрузок детей, освободив время
для игры, сохранив их физическое, психическое и
социальное здоровье, развивая все стороны личности и в
частности познавательное развитие детей дошкольного
возраста.