"Компоненты содержания деятельности воспитателя при реализации образовательной области"Познавательное развитие"

Автор: Латынцева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Компоненты содержания деятельности воспитателя при реализации образовательной области"Познавательное развитие"
Дата публикации: 29.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Компоненты содержания деятельности воспитателя

при реализации образовательной области

«Познавательное развитие».
Воспитатель МБДОУ «Белоснежка» Латынцева Наталья Николаевна Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образование, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального, для его возраста, уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей. Анализируя содержание Основной образовательной программы и в частности
образовательную область
, можно выделить, что область «Познавательное развитие и Развитие речи» является самой большой по объему, следовательно и объем работы по
познавательному

развитию
в период дошкольного детства значительно больше, чем по другим областям. Однако большой объем содержания не должен привести к перегруженности знаниями, так как это в первую очередь, отрицательно отразится на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста.
Деятельность педагога по воспитательно- образовательной работе должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Что включает в себя деятельность педагога в процессе воспитательно-образовательной работы.
Групповая и подгрупповая работа
осуществляется в течение всего дня, в различных видах деятельности (режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, трудовая деятельность, прогулка и т.д.)
Индивидуальная работа
, в ходе которой, прежде всего, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии.Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
Непосредственно-образовательная деятельность
будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
Деятельность в режиме дня
предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению
игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Создание условий для свободной деятельности

детей
сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно- ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Работа с родителями,
которая имеет первостепенное значение в познавательном развитии ребенка. Семья обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально-компетентным человеком, создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально- психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие. Взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Общение воспитателей с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество их помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Все перечисленные выше компоненты воспитательно- образовательной деятельности педагога, и в частности по
познавательному развитию, должны проходить через систему развивающих видов деятельности: игровой, творческой, проектно-исследовательской, только тогда возможен позитивный, соответствующий современным требованиям результат в развитии детей дошкольного возраста. Так как «познавательное развитие» это очень обширное определение, включающее в себя, можно сказать, все области познания человекао себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, следовательно, весь день проведенный малышом в детском саду должен пройти под девизом «Интересно и познавательно!». В течение всего дня педагог, так должен организовать свою деятельность,чтобы насыщенно,ненавязчиво и на подсознательном уровне малыши могли усваивать материал. А когда интересно и познавательно, то не может быть скучно и переутомление не возможно. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности и в частности познавательное развитие детей дошкольного возраста.