"Любовная лирика Ф. Тютчева"

Автор: Исаева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Новогеоргиевская СОШ
Населённый пункт: с.Новогеоргиевка
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Любовная лирика Ф. Тютчева"
Дата публикации: 18.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИСАЕВА Наталья Владимировна МОБУ Новогеоргиевская СОШ

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Жизни блаженство в одной лишь любви. Ф. И. Тютчев
Цель:
Приблизить учащихся к постижению интимной лирики Ф. И. Тютчева.
Урок 1.

Тема: « Твой милый образ, незабвенный…»

Цель:
Помочь учащимся понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей.
Ход урока.

1. Слово учителя.
Обратимся к произведениям Ф. И. Тютчева ранней поры. В
начале 1820-х годов
поэт, которому не исполнилось ещё и
двадцати лет
, оказался за границей, в Германии, бывшей в ту пору для российской культурной общественности оплотом романтизма. Здесь молодой дипломат знакомится с учёными, литераторами, художниками, составлявшими цвет европейской культуры. Так он сближается с известным философом
Ф. В. Шеллингом
, с
Г.

Гейне
. « Тютчев ревностно изучал немецкую философию, часто водился со знаменитостями немецкой науки…» - писал
И. С. Аксаков
. Но не об этой стороне духовной жизни поэта пойдёт речь. Тот же
Аксаков
замечал: « Представим же его себе одного, брошенного чуть не мальчиком в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, искушаемого собственными дарованиями, которые тотчас же, с первого его появления в этой блестящей европейской среде, доставили ему столько сочувствия и успеха, - наконец, любимого, балуемого женщинами, с сердцем, падким на увлечения страстные, безоглядные… »
2. Сообщение учащихся
о взаимоотношениях юноши Тютчева с пятнадцатилетней красавицей графиней
Амалией Лерхенфельд.
Литература: В. Кожинов. Тютчев. - М.,1994.-с.107-111; Г. Чащин. Федор Иванович Тютчев. - М.,1990.-с.35-36.
3. Работа с художественным текстом.

-
Златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений
1823-1825 гг.:

« Друг откройся предо мною…»,

« Твой милый взор, невинной страсти полный…»,

« К Нисе».
Послания в полной мере запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания, связанного с замужеством Амалии (в 1825 году она вышла замуж по настоянию родителей). Лирика ранней поры представляет интерес ещё и потому, что многие её образы, идеи стилистические поиски будут развёрнуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. Так, в стихотворениях о первой любви у Ф. И. Тютчева, возникает образ жестокосердной толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюблённых. Именно вторжение взрослого мира в детски-невинные взаимоотношения оказывается губительным для « златого рассвета небесных чувств ». В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Интересно в этой связи обратиться к стихотворению « Cache-cache» (в переводе с французского « Игра в прятки ».)
Вопросы для беседы:
 Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? Как передано беззаботно-радостное восприятие?  Можно ли сказать, что встреча с возлюбленной не состоялась?

ИСАЕВА Наталья Владимировна МОБУ Новогеоргиевская СОШ
 Чем объяснить снисходительно-шутливый, а местами даже игривый тон автора, когда он говорит о возлюбленной?  Прочитайте заключительную строфу ещё раз. Что даёт развёрнутая в ней метафора для обрисовки женского образа? Какой представляется вам эта юная женщина?  Докажите, что мотив игры преобладает в образном строе произведения. Что вносит упоминания садовых растений в безмятежную картину полудетских отношений? Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Да и можно ли забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, городским предместьям, отдых на берегах голубого Дуная, наконец, очаровательную спутницу, покровительствовавшую, несмотря на юный возраст, застенчивому русскому дипломату? Спустя тринадцать лет после первой встречи с Амалией,
в 1836 году
, Ф. И. Тютчев написал стихотворение
« Я помню время золотое…»
, воссоздающее атмосферу прежней влюблённости. Прочитав стихотворение, понимаешь, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. - Звучит «Я помню время золотое…»  Анализ стихотворения (2-3 учащихся) по заранее предложенным вопросам. Вопросы:
1.
Известный литературовед
Вадим Кожинов
в монографии о Ф. И. Тютчеве писал: «…сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбив. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но всё же несущее в себе именно всё богатство мира, воплощение». Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к предложенному стихотворению.
2.
что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Ф. И. Тютчева?
3.
В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза . Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приёма. Почувствовали вы, как в счастливые воспоминания о « сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушения будущих утрат?  Цитата из книги
В. Кожинова
(чтение вслух): « Дружба – любовь длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией Максимилиановной в курортном Карлсбаде (ныне – Карловы Вары), Тютчев создал знаменитые стихи: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило… А весной 1873 года, ровно через пятьдесят лет после воспетой им встречи над Дунаем, Тютчев, уже на самом пороге смерти, писал дочери Дарье: « Вчера испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюднер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной… ».  Прослушание романса «
Я встретил вас…
».  Конкурс на лучший комментарий. - Обратим внимание на репродукции полотен русских художников второй половины XIX века: « Неравный брак »Букирёва, « Перед венцом » Ф. Журавлёва, « Всадница » и « Всадники »К. Брюллова, « Лунная ночь », « Букет цветов » И. Крамского, « Дождь в дубовом лесу » И. Шишкина.

ИСАЕВА Наталья Владимировна МОБУ Новогеоргиевская СОШ

Вопрос:
Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрациями к этому стихотворению? Обоснуйте свой выбор. « Вода и камни близ Палаццуола» А. А, Иванова, « Поцелуй украдкой » Фрагонара, « Капризница » Ватто, « Девушка с письмом » Вермеера, картины О. Ренуара и К. Коро. - Были в жизни Ф. И. Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им жёнами. С
Элеонорой Петерсон
он обвенчался в
1826
году. « Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда…она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня »,-писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Э. Петерсон обращено стихотворение «
Ещё томлюсь тоской желаний…
», строка из которого стала темой урока. (Чтение стихотворения наизусть). После смерти Элеоноры в
1838 году
Ф. И. Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился ещё в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки ещё одного шедевра – «
Люблю глаза твои, мой друг…
».
Чтение стихов и беседа по вопросам:
 Какое слово в этом стихотворении ключевое? ( Игра).  Какую смысловую нагрузку оно несёт? ( «Пламенно-чудесная» игра глаз отражает многообразные переживания, нюансы, оттенки чувств).  Найдите синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии. Как вы считаете, что дают эти образы для изображения внутреннего мира? ( С их помощью переданы подвижность и эмоциональное богатство внутреннего мира героини).  Найдите теперь антонимы в стихотворении. В чём их роль? ( «Глаза, потупленные ниц», «сквозь опущенных ресниц», «их приподымешь вдруг» ).  Какова роль антитезы? ( Взору любящей женщины, вбирающему в себя всё окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих ).
4. Сопоставительный анализ
стихотворения Ф. И. Тютчева «
Люблю глаза твои, мой

друг..
» (
1836г.
) и стихотворения А. С. Пушкина «
Её глаза
» (
1828г.
). Стихотворение А. С. Пушкина « Её глаза » посвящено
Анне Алексеевне Олениной
и написано в ответ на лирическую миниатюру
П. Я. Вяземского
, пленённого глазами
А. О.

Смирновой-Россет
. Стихотворение А. С. Пушкина построено на антитезе: « скромной грации» и « детской простоте » взора Олениной противостоит броская красота и слияние смелости в «черкесских глазах» Смирновой.
5. Домашнее задание.

1.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «
Я очи знал…
».
2.
Письменное сравнительный анализ этого стихотворения и стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг…».
3.
Индивидуальное задание: подготовить материал о любви между Ф. И. Тютчевым и Е. А. Денисьевой.