"Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре"

Автор: Ларина Оксана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Камбарка
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре"
Дата публикации: 20.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок

Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары.
преподаватель по классу гитара Ларина О.В. 2016г.

Открытый урок преподавателя по классу гитары Лариной О.В.

Тема урока: Развитие и совершенствование навыков игры в классе

гитары.

Дата, время проведения- 18.03.2016г.

Место проведения- ДШИ г.Камбарка

1.Введение




Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова). Навык- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).



Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта- исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально- слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучении. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте. Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
2.Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.

Задачи



Развивающие:
1. Развитие у ученика исполнительского мастерства; 2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; 3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.
Обучающие:
1. Закрепление теоретических знаний; 2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.
Воспитательные:
1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов. 2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3.Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы,

представление ученика)

Тип урока:
комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы:
показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития; - принцип постепенности и последовательности; - принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; - принцип индивидуального подхода в работе с учащимся; Участник урока - Старков Алексей, ,учащийся 3 класса гитары, ОП художественно- эстетической направленности. Алексей имеет средние музыкальные данные.

4.Ход урока:

4.1.Организационный момент. (1 этап)
Цель этапа- настрой учащегося на эффективную учебную деятельность. Сообщение темы урока. Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке. Объяснить значимость темы.
4.2. Гамма До мажор. (2 этап)
Цель этапа - Техническое развитие ученика. Задачи: 1. Приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники. 2. Закрепление изученных теоретических знаний. Проигрывание учеником гаммы До мажор в две октавы в аппликатуре ,А.Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m. Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении; - при смене позиции теряет непрерывность исполнения. Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы. Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки: - большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»); - не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления; - пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции- смотрим на ноту до V позиции). - отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65 Проигрывание гаммы. Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами. Проигрывание каденции. Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
4.3. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения. Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио. На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть. Проигрывание этюда. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении: - не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука. Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
4.4 М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)
Цель этапа- Подготовка к концертному выступлению. Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы. Задачи: Совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.
Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения. Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер. Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод. Формула данного рондо- АВАСАВА А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С ( 2 эпизод)- А – dur. Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена. Проигрывание рондо. Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучания при переходе рефрена на 2 эпизод. Достижение единого темпа- работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие . Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л.Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе- выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован- выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам. Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4.5. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
5.Заключение.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
6.Материально- техническое обеспечение:
- гитара- 3шт; - фортепиано- 1шт; - нотные сборники (педагогический репертуар); - метроном; - компьютерное обеспечение.
7.Используемые источники:
1.А.М.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» 3.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» 4.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста» 5.Интернетисточники

5.Заключение


Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инстументе.