"Система работы по формированию и совершенствованию навыков чтения и развитию читательских интересов обучающихся"

Автор: Берлименко Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ " Школа №72"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по формированию и совершенствованию навыков чтения и развитию читательских интересов обучающихся"
Дата публикации: 27.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ
Из урока в урок рождалась постепенно и стала бесспорной для меня истина: голова любит систему, душа – глубину. Между прочим, «душа» и «свобода» - два любимых слова А.С.Пушкина, часто повторяемых им. Особой ценностью становится сегодня это эфемерное и, однако, существующее – душа. Рассказать о ней мало, до неё нужно добираться: пробуждать, побуждать. Как? С помощью какой системы? «Есть вещи, которые никогда не «вычислить» уму, если не поможет душа – понимание того, над чем работает ум…» Полная правда, цельный человек, пушкинское «пробуждать» с помощью совершенствования навыков чтения - три вершины урока и внеклассных мероприятий по литературе, которые хочется покорить. Три вершины, к которым я стремлюсь, формируя и совершенствуя навыки чтения и развития читательских интересов моих учеников. Каждый писатель – это целый мир, неповторимый, огромный, увлекательный. Чтобы войти в этот мир, нужно немало времени и душевных сил. «Ведь литературу нельзя освоить с чужого голоса, каким бы хорошим он ни был», - убеждаю я своих ребят. Нужно читать! Путь к ученику… Это и беседы, и лекции, и семинары, и читательские конференции, и экскурсии… В создании системы работы мне очень помогла практическая методика, которая задумана как возвращение к лучшим традициям отечественной школы. Литература – это прежде всего искусство слова, а потому начинаю общение с «наслаждения и удивления». Основной тип урока, это, по – моему, урок искусства чтения. Система основана на следующих принципах – ассоциативности чтения и многообразия, свободы выбора. В системе преподавания литературы активно использую следующие вспомогательные элементы (с целью повышения активности): стараюсь создать эмоциональный фон урока (музыкальный эпиграф), музыкальные заставки, чтение на фоне музыки. Использую творческие задания опережающего характера, практикую вставки – рассказы из МХК, поэтические пятиминутки. (На уроках по лирике А.Фета вниманию учащихся предлагаю картину французского художника Шарля Добиньи «»Утро», Ван –
Гога «После дождя», на уроках, посвященных творчеству А.Фета, говорю о скульптурах Микеланджело…). Предваряя чтение и изучение творчества И.С. Тургенева, совершаем с учащимися заочную экскурсию в Спасское – Лутовиново и на биографическом материале выясняем своеобразное отношение писателя к природе. Урок – размышление по повести Н.В.Гоголя «Шинель» заставляет ребят задумываться над серьезными проблемами: «Почему мир на наших глазах превращается в хаос?» Урок – композиция «Гуманистические идеи современной литературы» включает доклады учащихся, выразительное чтение и работу над обобщениями. Бесспорно, это уникальный шанс привлечь ребят к чтению классики. Адресованный молодёжи «Билль о правах читателя» гласит: Читатель имеет право читать, не читать, пропускать страницы, не читая их, не читать до конца, перечитывать, читать всё, перелистывать книгу, читать вслух, право не защищать свои читательские пристрастия (вкусы); Оцените всю серьёзность и одновременно юмор документа, который вызывает интерес у моих учеников. И чаще всего большинство выбирает «право читать всё», «право перечитывать…» Культурообразующую деятельность школы невозможно представить без самореализации обучающихся через общение, речевое развитие, читательскую активность. Наша школа совсем недавно начала работу в рамках международного проекта «Школа, где процветает грамотность». Под моделью «Школы…» мы понимаем соединение культуры и обучения, направленное на выращивание грамотного человека не в узком смысле функциональной грамотности, а в широком: грамотности, позволяющей человеку быть успешным в любой деятельности, способным к творчеству, самообразованию и саморазвитию. В рамках проекта мы обратились к педагогам: 1. Сотрудничайте с библиотекарем школы с целью поощрения «чтения для удовольствия». 2. Позвольте учащимся самим выбирать книги для чтения и рассматривайте их выбор как отражение персонального интереса. 3. Организуйте свой собственный порядок чтения для себя и предложите учащимся сделать то же самое. 4. Беседуйте постоянно о книгах и чтении со своими учащимися. Узнайте, какие материалы интересуют подростков больше всего.
5. Совместите свои консультации с наиболее удачным опытом и традициями семейного чтения. К родителям обратилась со следующим: Найдите время для того, чтобы: - читать вслух для подростков, так же, как вы читаете своим младшим детям; - организовать семейные чтения в вашем доме; - поощрять обсуждение книг и разговаривать о них в вашей семье; - показывать хороший пример, читать самим. «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы». Развитие читательской активности школьников - это педагогический процесс, который должен рассматриваться как целостная система взаимодействия всех составных элементов и представляет собой совокупность цели, содержания, приёмов, форм воздействия на читательские интересы обучающихся. Провожу в системе читательские конференции (совместно с родителями). Первая читательская конференция по рассказу В.М.Шукшина «Верую!», вторая – по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие», третья – по книге Н.П.Большаковой «Хлебные горбушки».
Цель читательских конференций (совместно с родителями):
1.Познакомить с технологией проведения читательских конференций – презентаций произведения. 2.Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся. 3.Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны педагогов, для определения системы воспитательной работы на основе книги. 4.Мотивировать педагогов на использование этой формы работы в педагогической практике. Чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные списки литературы не помогают. Николай Александрович Рубакин писал: «Книга делает своё дело, разумеется, не тогда, когда стоит на полке. Вся суть в том, чтобы она там не стояла. Умение пускать книги в читающую публику и пускать их планомерно, упорно и по всем направлениям – это своего рода практическое искусство…» Я провожу как общешкольные, так и классные читательские конференции, в которых участвуют дети и взрослые.

Итоги читательской конференции (совместно с родителями):
Во – первых, это интересное общение. «Думать и говорить о книге всегда прекрасно, к чему бы это не привело», - пишет Артур Конан Дойл. В нашей школе общение с книгой и по поводу книги приводит к тому, что улучшается психологическая атмосфера, снижается количество конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным. Во – вторых , читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных умений обучающихся. 49% наших учеников называют читательскую конференцию одним из самых интересных школьных мероприятий. Учащиеся стали испытывать меньше трудностей при выступлении на читательской конференции: в 2014г. только 15% учащихся ответили, что не испытывают трудностей при выступлении на конференции, в 2016г. таких учащихся стало 24%. В – третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе услышанного свои списки для чтения. В – четвёртых, педагоги получают возможность ненавязчиво и незаметно контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской литературы. Круг чтения детей и взрослых становится шире и разнообразнее. Педагоги стали больше читать детской и подростковой литературы. Наконец, всем участникам важен и интересен итог конференции – создание «золотой полки» класса и даже школы. «Золотая полка» - так называется одна из глав Юрия Олеши «Ни дня без строчки»»: «Золотая полка» это та, на которую ставятся любимые книги. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полу. В мечтах мне рисуется именно полка … этаж шкафа. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Не так легко золотой полке стать реальностью – всё же это золотая полка, которых не так уж много на свете… Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме». В нашем доме – МБУ «Школа №72» – «золотая полка» уже есть. На неё мы ставим книги, которые заинтересовали всех или большинство участников конференции. Это книги, которым на конференции прозвучали наиболее искренние и яркие признания в любви. На эту книгу встаёт книга, на основе которой и выстраивается и система воспитательной работы. В плане – конференция по книге Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Раздумья» - о вечных ценностях, важных и нужных в любом возрасте.
Педагоги школы следуют принципу: не навязывать книгу, не заставлять её читать, а представить её на читательской конференции так ярко, чтобы у учащихся возникло убеждение, что эту книгу нельзя не прочитать. Это очень трудная задача даже для педагога, который долго и тщательно готовится к конференции, чтобы обучающиеся выбрали именно эту книгу, поставили на «золотую полку», назвали книгой года. А когда удаётся вызвать общий интерес к книге, тогда создаётся общими усилиями взрослых и детей интересная и значимая для всех система воспитательной работы. «Будьте Колумбами! Открывайте хорошие книги в океане незначительных», - пишет Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Раздумья». Читательские конференции в школе позволяют нам всем почувствовать себя Колумбами. Во имя чего мы печёмся о чтении? Если во имя функциональной грамотности – это одно. Тогда достаточно обучить всех технике чтения и бросить силы государства на ликвидацию безграмотности. Если мы говорим о более высокой и более значимой для России ценности – о чтении как явлении культуры, это другое и более сложное дело. Тогда непременно встаёт вопрос, поднятый ещё в своё время Ушинским: «Что и как читать?». Своим ученикам я даю следующий ответ: «Ради сочинений и сдачи Единого государственного экзамена – это одно чтение, ради радости собственного роста – это совсем другое».
Чтение как ценность – понятие неоднозначное и переменчивое.

Неоднозначность и переменчивость ценности чтения зависит как от качества

читаемой литературы, так и от уровня восприятия читателя. Нынешние дети –

заложники низкопробной «рыночной» литературы. Книга постепенно превращается в

средство, которое стимулирует ребенка эгоистические инстинкты, заполняет досуг

пустой «развлекаловкой».
В этом случае право подростка не читать такую литературу надо только приветствовать как результат осознанного выбора. Определяя место чтения в жизни школьника, мы должны учитывать два аспекта. Первый предполагает, что чтение лежит в основе всей учебной жизни школьников, поэтому время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, является, по существу, временем обязательного чтения. Второй аспект рассмотрения связан с тем, что чтение – один из элементов структуры досуга детей и подростков, где они реализуют (или не реализуют) возможности своего саморазвития. Так как же воспитать читающую личность? Личность, говорят, воспитывается еще и личностью – той, которая ведет урок. Однако и этого мало. Нужна технология. Родилась она не сразу и многие годы не была ясна. Теперь, пожалуй, могу её сформулировать:

общение с учеником как с личностью, равной учителю.

Если душа моего ученика

захотела говорить с моей душой, это, наверное, главный результат моей работы.
Нужна чуткость и душевная щедрость учителя, его готовность понять и принять ребенка – ученика, увидеть в нем себя, в себе – его. Чтение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувства, творчества, красоты, игры!!!
Берлименко Н.В., учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №72»

г.о. Тольятти Самарской области