"Опыт использования методов эйдетики как средство формирования языковой грамотности обучающихся начальных классов"

Автор: Мукашева Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №9
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт использования методов эйдетики как средство формирования языковой грамотности обучающихся начальных классов"
Дата публикации: 29.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ирина Викторовна Мукашева
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ЭЙДЕТИКИ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАСССОВ
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Волгограда 8 (8442) 45-11-55; e-mail: mykaseva@mail Все уроки, как люди и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. Владимир Троицкий Проблема повышения грамотности учащихся в условиях модернизации образования приобретает огромное значение. Всем известно, что современные дети мало читают, и как следствие имеют скудный словарный запас, не могут запомнить и воспроизвести учебную информацию. На это есть объективные и субъективные причины. Например, книге трудно соперничать с компьютерными играми. Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения данной проблемы является поиск и изобретение вместе с детьми (деятельностный подход) наиболее удобных памяток, схем, опор и других способов запоминания правил и алгоритмов, текстов. Специальное обучение кодированию, перекодированию, сжатию и развёртыванию информации поможет ребёнку прочно усвоить орфографические правила, научиться писать изложения и сочинения. В целях формирования умений у учащихся кодировать и хранить приобретаемую информацию используется оригинальная научная методика, разработанная учёными-психологами И.Ю.Матюгиным, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной. Данная методика была апробирована на практике в созданной ими «Школе эйдетики, развития памяти, образного мышления, воображения». Эйдетика – это творческое запоминание. «Эйдос» в переводе с греческого языка обозначает «образ». Эйдетика как методика целиком и полностью опирается на законы природы – издавна люди запоминали образами, и лишь
потом это приобретало формат чисел, букв, слов, понятий. Один образ дает нашему мозгу информации больше, чем 1000 слов. Через образы нам гораздо легче понимать и осознавать материальный мир. По мнению психолога Л.С.Выготского, эйдетической способностью обладают в разной мере все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов, орфографических правил, определений. Мнемотехнические приемы помогают учащимся в преодолении многих трудностей русского языка принципиально новым путём. Разнообразные игры, где используются образные графические и образные звуковые ассоциации, дают возможность детям без особого напряжения освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила новыми находками. На уроках дети учатся видеть, мыслить образами. Цифры и буквы для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах, вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными, раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это раскрывает творческий потенциал. Для работы со своими учениками я выбрала те приемы, которые смогла адаптировать к учебной программе по русскому языку ОС «Школа 2100» Задания по созданию образа могут быть промежуточным этапом для других, более развёрнутых заданий. Так, на основе метода связанных ассоциаций, организована работа по запоминанию правописания словарных слов. Работа по запоминанию правописания ведется по следующему плану: 1. Послушай внимательно слово 2. Посмотри в орфографическом словаре правильное написание этого слова 3. Объясни значение слова (если затрудняешься, посмотри в толковый словарь) 4. Определи «опасное» место
5. Помоги слову! • Для этого подбери созвучное слово-помощник, где «опасная» буква будет сильной (чётко слышимой) • Придумай рисунок к этой букве • Сочини сказку, небольшой стишок, занимательную фразу Продемонстрирую результат: Посмотрите – вот
А
бзац! И запомните наказ: «Это кр
А
сная строк
А
! – Пиши слово с буквой
А
» ( Головченко А.) На работе всегда муж
ЧИН
а, Чтоб добиться высокого
ЧИН
а. А жен
ЩИ
на кухне верна,
ЩИ
вкусные варит она. ( Развозжаев Т.)
Лестно лес
Т
нице – с
Т
упеньки у неё стоят частенько! ( Нуриева К.) Такой способ запоминания правописания словарных слов развивает фантазию, воображение, устную речь учащихся, умение находить аналогию, не допускать ошибок при написании. Методы эйдетики можно применять и в правилах о правописании слов с проверяемыми орфограммами. Например, при изучении правописания слов с буквой парного согласного в середине и конце слова, применяю прием оживления и трансформации: - Ребята, вы все знакомы с сюжетом сказочной повести о Гарри Поттере. Представьте момент распределения по факультетам с помощью «Шляпы- сортировщицы» (Шляпа – графический символ обозначения глухого согласного звука в букварный период в ОС «Школа 2100», и в большинстве случаев происходит оглушение звонкого согласного ) - Вам нужно правильно распределить шесть пар звуков по факультетам: «Буква Б», «Буква Д», «Буква З», «Буква Ж», «Буква Г», «Буква В» (организую практическую исследовательскую работу в группах, прошу сделать вывод о приемах проверки слов) - Давайте придумаем «заклинания», которые нам помогут в опасный момент: -Найти правильный ответ -Чтобы написать на «5», Нам поможет слово «нет». Глагол надо подобрать. -Правильно писать дружок -Слово ласково назови Нам поможет суффикс –ок- И правильно напиши. Дети с учителем как бы подводят итог всей своей работе и сводят способы проверки (рифмовки) в единый алгоритм, который оформляют в виде наглядной схемы-опоры. Американский психолог Р.Ф.Томпсон считал: "Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу
и не пытаться направить её по определённому руслу" [1,149]. Это называется свободное ассоциирование. Дети очень любят выполнять графические импровизации, где, подключая воображение, в нескольких произвольно проведённых линиях можно увидеть различные предметы, фантастические образы. Когда мы можем любую мысль мгновенно превратить в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга. Использование методов оживления, вхождения, трансформации, фонетических ассоциаций и т.д. (всего их 27) даёт возможность с помощью памяти, воображения и неординарного мышления изучать разные правила и определения русского языка. Для формирования умения писать стихи по памяти, изложения, сочинения использую прием составления пиктографических опор (мнемотаблиц) Пиктограмма - изображение, содержащее сообщение, переданное рисунком [2]. Для уроков развития речи они очень эффективны, как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного и творческого мышления. Сначала, для общего восприятия текст читается целиком; затем, либо построчно, либо по смысловым частям. После этого - пауза, и дети рисуют пиктограмму к каждому отрывку. Затем учитель продолжает читать, а дети слушают и опять рисуют. Рисунок не должен всё отражать, он должен только напоминать слова и строки. После таких упражнений дети вдумываются в смысл каждого слова, просят объяснить незнакомое. Ведь чтобы изобразить, нужно хорошо представлять. Важно показать детям, как не надо рисовать, т.е. указать на различие иллюстрации и пиктограммы: последняя более схематична, более подробна, быстрее выполняется, не требует умения хорошо рисовать. Пиктограммы, как правило, получаются такие, что они читаемы и узнаваемы только автором. Поэтому лучше, когда ученик сам их составляет, не срисовывая у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка: при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок.

Применение методов эйдетики позволило получить ряд преимуществ
:  введение элементов образности помогают лучше осмыслить материал  учебный материал запоминается скоро, точно, прочно;  использовать особенности своей памяти для наиболее эффективного запоминания и хранения нужной информации;  изменять объём информации в соответствии с учебной задачей;  выработать навыки грамотного письма;  рационализировать приёмы кодирования и хранения информации;  использовать приёмы графического изображения итогов наблюдения;  коллекционировать и систематизировать самодельные памятки – опоры.
Литература.
1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г. 2. Матюгин И.Ю. Магия памяти. - Сталкер.: 1998 г. 3. Матюгин, М.Ю. Школа эйдетики/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазина Школа эйдетики. –М.: Эйдос, 1995г. 4. Шрагина Л.И. Логика воображения. - М.: Народное образование, 2001г.