Опыт работы МКДОУ д/с № 27 "Росинка" по внедрению ФГОС ДО и реализации

Автор: Назина Ирина Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с №27 "Росинка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы МКДОУ д/с № 27 "Росинка" по внедрению ФГОС ДО и реализации
Дата публикации: 03.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Опыт работы МКДОУ д/с № 27 «Росинка» по внедрению ФГОС

ДО и реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования Муниципального казенного

дошкольного учреждения «Детский сад № 27 «Росинка»

общеразвивающего вида.
Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования. С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой. Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через: - создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО; - утверждение положения о рабочей группе; - создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО; - внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО; - проведение инструктивно- методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования; - размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО; - изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала; - обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации. В нашем дошкольном учреждении используются активизирующие формы и методы обучения, подобранные с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога, их потребностей и творческого потенциала. Одной из первостепенных задач нашего ДОУ остается всемерная поддержка молодых специалистов. В детском саду функционирует «Школа молодого педагога», которая помогает молодым воспитателям адаптироваться в новом коллективе, чтобы на разочароваться в выбранном пути. Внедрение ФГОС ДО осуществлялось через разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО; - совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды. В нашем ДОУ организация развивающей среды строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. Такая среда способствует развитию у ребенка способности организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, экспериментирования, а не получать готовые знания от педагогов. То есть, она стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, способности овладевать разными видами деятельности. Размещение по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, способствуют развитию способности к самостоятельности.

Для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по-домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается своими руками (педагогов, детей, родителей) – никто не остается равнодушным. Важным и естественным продолжением предметно-развивающей среды групповых помещений стала территория нашего детского сада: каждая группа имеет свой оборудованный участок для прогулок, спортивную площадку с необходимыми для занятий спортом снарядами, площадку для изучения правил дорожного движения, цветочные клумбы и огород. Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была гармоничной и эстетичной, безопасной для жизни детей, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Предметно-развивающая среда каждой группы или площадки сохраняет свою индивидуальность и соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям. И, самое главное, у нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям. Поэтому насыщение окружающего ребенка пространства в нашем ДОУ претерпевает изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. То есть, предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Разработкой Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО занимались рабочая и творческие
группы детского сада. Также мы постоянно информировали родителей о переходе на новые стандарты. В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО.
Опыт по реализации образовательной программы

дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

1. Непосредственно образовательную деятельность в дошкольном

учреждении
мы реализуем через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется воспитателями самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
2. Мы выделяем сущностные признаки совместной деятельности

взрослого и детей, следуем им и соблюдаем их

:
наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации НОД (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Воспитатели основываются на интересах и игре детей , предлагают им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляют детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.
Понятие партнера:
 Партнер всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением; 
позиция воспитателя в пространстве группы:
 Воспитатель - партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в кругу с детьми за общим столом).  Позиция воспитателя динамична (могу со своей работой пересесть, если вижу, что кто-то нуждается в помощи ); при этом, все дети в поле зрения воспитателя и друг друга.
Организация пространства:
 Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Степень свободы:
 Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
 Разрешено свободное общение (рабочий гул).  Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.д.
«Лояльность» позиции воспитателя:
 Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
3. Организация взаимодействия детей и взрослых в группе

Тематические игровые центры
дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания.
Различные темы, масштабные задания (проекты)
также должны учитывать интересы детей и могут быть связаны с определенными центрами.
Предметно-развивающая среда группы
должна быть организована таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. 
В обстановке, ориентированной на ребенка
, дети: • делают выбор; • активно играют; • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; • работают все вместе и заботятся друг о друге; • отвечают за свои поступки. Между воспитателями и детьми есть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Наши воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Как продемонстрировать детям свое уважение
: • Всегда называйте детей по имени. • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь или садитесь на низкий стул. • Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это. • Воспитатели нашего ДОУ выражают искреннее восхищение результатами работы детей. • Дают детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих
интересах. • Используют идеи и предложения детей и благодарят их за помощь
4. Этапы непосредственно образовательной деятельности:

Начальный этап деятельности:
воспитатели приглашают к деятельности « Ребята, давайте сегодня….», «Кто хочет, устраивайтесь поудобнее», «Я буду… Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник, предлагаю возможные способы ее реализации. 
В ходе процесса деятельности:
партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом: - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); - открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе). В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности воспитатели с детьми сразу договариваются об общих правилах поведения в группе:
«Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку

своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержание для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело,
проблемы присоединения к

нему детей просто не возникает.

Заключительный этап деятельности:
Каждый ребенок в группе работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет свое исследование, работу.
При организации непосредственно

образовательной деятельности в форме совместной партнерской

деятельности меняется и

положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что- то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.  То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть
нужно и интересно.
 Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог
развивающего эффекта.
 Непосредственная
мотивация
в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть
принцип заинтересованности
ребенка.  В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего
потребностью в новых впечатлениях .
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется
в

познавательную потребность
различных уровней. Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные НОД) вводятся
в распорядок дня

и недели
детского сада. Для воспитателя это
обязательные и спланированные действия
. Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает
привычка к дневному и

недельному ритму «рабочей» деятельности.


Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно
обсуждаются и оцениваются.


Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как
и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ. При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых –
«Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Подобная организация образовательного процесса способствует постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе нашего детского сада,
где делу отводится время, а потехе – час.


Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых,
воспитатель обеспечивает условия для развития

детской самостоятельности, инициативы, творчества

.
Он постоянно создает
ситуации,
побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Ст.воспитатель Назина Ирина Петровна МКДОУ д/с № 27 «Росинка»