"Куклы из бабушкиного сундука"

Автор: Зеленая Мария Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белочка"
Населённый пункт: г.п. Фёдоровский, Тюменская область, Сургутский район
Наименование материала: конспект
Тема: "Куклы из бабушкиного сундука"
Дата публикации: 03.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «
Куклы из бабушкиного сундука»


Цель:
Продолжать знакомить детей с народным художественным творчеством; расширять кругозор детей о старинных тряпичных куклах как оберегах в старину и в наши дни; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, любознательность, уверенность в своих силах; воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение, воспитывать любовь к своей семье, способствовать формированию доброго отношения к родным и близким, желания заботиться о них, дарить подарки, сделанные своими руками; вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям с целью сохранения культурного наследия.
Предварительная работа:
рассказы о старинных тряпичных куклах, рассматривание и обследование кукол в музее детского сада «От Руси до России», картин с изображением кукол, знакомство детей с процессом изготовления тряпичной куклы, разучивание русской народной игры «Передай платочек».
Развивающая среда:
выставка старинных тряпичных кукол, иллюстрации, куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – два лоскутка ткани квадратной и треугольной формы, ножницы, нитки и шарик ваты для каждого. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность. Под русскую народную мелодию песни «Ой, вы сени» дети заходят в зал. Педагог в русском народном костюме: (у дверей) Милости просим, гости дорогие! Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. «ИЗ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ В МИРЕ ЗАГАДОК ТАЙНА КУКЛЫ – САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ; БЕЗ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КУКЛЫ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ И ЧЕЛОВЕКА»
М.Е. Салтыков-Щедрин.
В старину когда-то Время не теряли Вечерами зимними Много пряли, ткали. А еще когда-то Куколок крутили Под рукой что было -
Из того лепили. Куклы берегиньки Деточек спасали. Так из века в век Род свой сохраняли И культуру русскую Нам передавали!
Педагог:
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики, и даже цари. Кукол берегли, когда девочка вырастала она их передавала своим детям. Тряпичные куклы жили в каждой семье и в некоторых семьях их было около ста штук. Когда дети были маленькими, куколок им делала мама, а с пяти лет дети начинали сами изготавливать первых кукол. И когда наступала пора бабушка доставала из заветного сундучка куколок, разноцветные лоскутки, клубочки (моточки) ниток и начинала обучать внучку старинному искусству.
Педагог:
здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть всех вас сегодня в нашем зале. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. - Ребята, а что нового у нас появилось в зале?
Дети:
(осматривают зал, сундук).
Педагог:
Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете? Ответы детей (одежду, занавески, рушники) Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки. Какие народные игрушки вы знаете? Ответы детей (свистульки, гармошки, матрешки) «Из цветного лоскуточка появилась моя дочка. Куколка тряпичная, очень симпатичная! »
Педагог:
достает из сундука тряпичную куклу и предлагает вместе с детьми ее рассмотреть).
Дети:
какая интересная кукла.
Педагог
: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время.
Дети:
нет, не похожа (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)
Педагог:
а чем они отличаются?
Дети
(они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая)
Педагог:
как одета современная кукла?
Дети:
у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики.
Педагог:
а как были одеты куклы прошлого века?
Дети:
на них были сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники.

Педагог:
правильно, в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили «красна девица идет, словно лебедушка плывет». Так какие же цвета преобладали в русском костюме?
Дети:
белый, красный, черный.
Педагог:
каждая кукла отображает свою эпоху, имеет свой колорит. Это проявляется и в костюме, и в одежде, и в фактуре материала, и ее предназначении. А сейчас поиграем в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек» (ребята на предыдущих занятиях знакомились с элементами русского народного костюма)
Цель игры:
закрепить знания детей об элементах русского народного костюма. Предлагаю поиграть, Во что одета кукла, рассказать. Становитесь вы все в круг, Платок передавайте, Все элементы костюма называйте.
Ход игры
Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма. Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз. В крестьянском быту особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. С куклами играли в дочки- матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках (у каждой девочки было до ста куколок). Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Куклам приписывались различные
волшебные свойства: считалось
, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Куколки – потешки (закрутки) делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам. Старинное искусство кукольного рукоделия и в наше время актуально. Сегодня я Вам предлагаю изготовить одну из первых кукол, которую дети делали сами.
Технология

изготовления тряпичной куклы.
1. Для изготовления возьмем белую ткань квадратной формы. 2. Из ваты скатываем шар и кладём в центр лоскутка, аккуратно складываем его пополам, уголочек к уголочку 3. Для того чтобы сформировать голову необходимо кусочком белой ткани обвернуть ватный шарик и перевязать нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. 4. Формируем руки куклы, перетягиваем нитью, концы ниток обрезаем. Это и есть основа куклы. 5. Повяжем косынку (лоскуток треугольной формы) и опять затянем нитью на уровне шеи. Получилась тряпичная куколка. Работа детей над изготовлением кукол сопровождается музыкой.
Педагог:
Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже, чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу. Ведь это наши исторические корни. Спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать.
Итог занятия:
Знакомство с традиционными народными куклами позволило Вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а куклы, изготовленные своими руками, составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для ваших друзей. Вы кукол не бросайте, Вы их не обижайте Пусть будут они вечно В доме вашем жить. Тепло, добро и счастье ваше сторожить.