Автор: Шкляева Наталия Сергеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Путинская СОШ"
Населённый пункт: село Путино, Верещагинский район, Пермский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "У Чёрного моря"
Тема урока: У Чёрного моря .
Цель урока:
формирование у учащихся представление о субтропической зоне
Черноморского побережья Кавказа.
Задачи урока:
1.
Актуализировать знания детей о субтропической зоне Черноморского
побережья Кавказа:
географическое положение;
растительный и животный мир;
экологические проблемы.
2.
Формировать умение аргументировано высказываться, задать вопросы,
делать логические умозаключения; развивать умение работать с
таблицей – ЗХУ; содействовать формированию исследовательской
культуры.
3.
Содействовать развитию умения работать и взаимодействовать в группе
одноклассников; воспитывать экологически грамотного человека.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, А. А. Плешаков, Е. К. Крючкова
(УМК «Школа России»), энциклопедия «Зелёные страницы»,
энциклопедия« Животные», атлас – определитель «От земли до неба»,
карта «Природные зоны России», листочки с таблицами.
Ход урока:
1.
Орг. момент.
2.
Стадия «Вызова».
Приём «Верные и неверные утверждения»
- Предлагаю вам поиграть, но в процессе игры мы выясним, как вы учили
предыдущий материал. Итак, будьте внимательны, игра начинается!
Правила игры:
1.У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня
на доске. Цифрами я указала № вопросов.
1
2
3
4
5
6
7
8
2. Я читаю вопросы. Во второй строчке вы ставите нужное слово. Если вы
согласны ставите – ДА, если не согласны – Нет. Можно отвечать только ДА
или НЕТ.
1.Арктика – царство льда и снега. (да)
2.Тундра расположена в горах. (нет)
3.В тайге растут дубы, сосны, ели. (нет)
4.Для степи характерна цепь питания: зерно суслик орёл –
беркут. (да)
5.Растения пустыни невысокие, с узкими тонкими листьями и
длинными корнями.(да)
6.Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропической
зоне.(да)
7.Чёрное море относится к морям Тихого океана . (нет)
8.Субтропики России – это небольшая зона на побережье Чёрного
моря. (да)
- А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и
проверим, не ошиблись ли вы.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало? (Ответы детей.)
- Объясните, почему вы так решили? (Ответы детей.)
- По каким вопросам ваше мнение не совпало? ( Ответы детей -6,8.)
- Почему? ( Так как Черноморское побережье Кавказа не изучали.)
- Назовите тему нашего урока.
- Черноморское побережье Кавказа.
3.Стадия «Осмысления».
Приём «Таблица – ЗХУ».
На доске начерчена таблица.
Что знаем
Что хотим узнать
Что узнали нового
У каждого ученика есть такая таблица.
- Ребята, кто был на Чёрном море?
( Ответы детей.)
Из беседы определяем основополагающий вопрос:
- Почему Черноморское побережье такое популярное место отдыха?
Дети заполняют индивидуально первую графу таблицы, затем работают
вместе на доске.
тепло;
место отдыха;
разнообразная растительность;
медузы;
дельфины.
Заполняем вторую графу таблицы.
как называется эта зона;
географическое положение; цвет на карте;
климат;
особенности растений;
особенности животного мира;
влияние человека.
Работа в группах.
1группа «Географы». Работа с учебником с.132-133.
Задание:
Где располагается на карте Черноморское побережье?
Почему эту зону называют субтропиками?
Климатические условия зоны.
Чем привлекательна эта зона для туристов?
2 группа «Ботаники». Работа с учебником с.133-135,энциклопедия «Зелёные
страницы», атлас – определитель «От земли до неба».
Задание:
Причины разнообразия растительного мира;
Отличительные особенности растений ;
Виды растений.
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
3 группа «Зоологи». Работа с учебником с.136,138-139, энциклопедия
«Животные».
Задание:
Причины разнообразия животных;
Обитатели суши;
Обитатели суши; добывающие пищу в море;
Обитатели моря;
Разнообразен ли животный мир этой зоны?
4 группа «Экологи». Работа с учебником с.136-139.
Задание:
Чем является для людей Черноморское побережье?
Экологические проблемы;
Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
Во время работы групп учитель оказывает помощь.
Отчёт групп о проделанной работе. Остальные дети заполняют третью графу
таблицы самостоятельно, задают вопросы.
- Давайте вернёмся к высказываниям, по которым ваше мнение не совпало.
Учитель снова читает высказывания 6,7,8.(Ответы детей).
- Вот мы и ответили на главный вопрос урока: Почему Черноморское
побережье такое популярное место отдыха?
Но человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего
человечества – это сохранить экологическое равновесие, но об этом мы
поговорим на следующем уроке. Итак, подведём итог урока.
4.Стадия «Рефлексия».
Приём «Хокку»
- Наш урок заканчивается. Всем спасибо за работу.
- Предлагаю вам составить хокку о Черноморском побережье. Вначале
вспомним, что такое хокку и его правила составления.
(Ответы детей.)
Составление хокку детьми.
Чёрное море!
Тепло, влажно, красиво.
Место отдыха!
Домашнее задание:
Учебник с.132-140.