"Духовно-нравственное воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Автор: Бахарева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа-интернат №49
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Дата публикации: 30.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Бахарева Н.Ю.
воспитатель «ЦССВ им. Россолимо» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. (Из опыта работы). Ключевые слова: нравственность, духовность, воспитание, мораль, личность, социализация.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение). Во все века люди высоко ценили духовно-нравственные ценности. На сегодня, я считаю, что это проблема остается актуальной для всех детей, особенно для детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, отличающихся от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. У таких детей высокий уровень социальной дезадаптации, и низкий потенциал жизненной самореализации. В детском возрасте начинает формироваться сфера нравственности, а на их неокрепшие души обрушиваются многообразные источники как позитивного так и негативного характера. Только образование в отдельности не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей с детства о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед нами, педагогами учреждений, где воспитываются дети – сироты, стоит немаловажная задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности каждого воспитанника В нашем образовательном учреждении пребывают дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Наша задача - создать воспитанникам такие условия, которые позволили бы им раскрыть свои невидимые на первый взгляд таланты, дать возможность приобщаться культуре, научить ориентироваться в современных социальных условиях. Каждый воспитатель дает ребенку систему социально - бытовых, экономических, трудовых, коммуникативных навыков, развивает творческие способности детей.. Чтобы достичь своей цели, всю работу строю, прежде всего, с надеждой на решение проблем коррекции и недостатков личности подростка. Всю совокупность воспитательных средств направляю на выработку каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества. Воспитанник должен сам формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Основа моей воспитательной деятельности: «Если душа человека более хрупкая, чем коралл, более нежная, чем цветок, более тонкая, чем хрустальная ваза, и столь же ранимая, как цыпленок, вылупившийся из яйца, то с душой человека следует обращаться бережно, нежно, тонко, осторожно». Включение моих воспитанников в деятельность интерната, причем включение, адекватное возрастным возможностям и творческому потенциалу детей, даёт возможность сделать их жизнь
более разнообразной, социально-значимой. В итоге повышается воспитательный потенциал детей как коллектива, где комфортно каждому. Планируя с воспитанниками свою работу, я продумываю связь и с социальной средой, согласуя с воспитательными планами. Эта связь способствует социальной интеграции моих детей в эту же социальную среду, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни. Социальная среда имеет огромное значение в нравственном воспитании человека. Главной становится идея нравственного воспитания через большое понятие «Дом – школа – город – Родина – страна». Воспитание ребенка доброго, здорового физически и нравственно, любящего свой дом, свою школу, друзей, свой город, свою Родину. Необходимо заложить в ребенке зерна любви, важно показать пребывание каждого человека в этом мире, значимость его для близких людей, для друзей. Изучение города, края, в котором живет ребенок, - большой развивающий потенциал для уроков краеведения, что имеет особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Внеклассная деятельность имеет общекультурный уровень освоения и несет художественно-эстетическую направленность. В результате её реализации наблюдается эстетическое, культурное и творческое развитие личности ребенка, его эмоциональное благополучие. Актуаль ность: В любые времена задача педагогов заключалась в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, любви и уважения к своей Родине, гордости за свое Отечество, бережного отношения к культурным ценностям. В программе «Мой край» широко и многосторонне раскрываю связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно через вовлечение в интерактивную деятельность осуществляю социальную адаптацию учащихся. Знакомство детей с миром прекрасного дает возможность более глубокого изучения родного края, его истории и культуры. Дети охотно посещают московские театры. А после просмотра спектаклей обсуждается увиденное и услышанное. Изучая достопримечательности Москвы и России, мои дети принимают участие в проектной деятельности. Предваряет её большая исследовательская работа. В результате кропотливого труда среди детей есть призеры городских конкурсов чтецов, юных художников, певцов и танцоров. Принимали участие в Седьмом Московском Фестивале прикладного искусства для молодёжи с ограниченными возможностями «
МЫ ВМЕСТЕ
», в Пятом Московском конкурсе детских творческих работ «
Территория мира и согласия
», в городском конкурсе рисунков среди воспитанников государственных образовательных учреждений школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«…Недаром помнит вся Россия про день Бородина!...»
, приняли активное участие в окружном литературном фестивале на тему:
«Я в гости к Пушкину спешу»
, а так же приняли активное участие в фестивале
«Молодёжь. Интеллект. Культура»
. И т. д. Дети имеют определенные особенности: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, ограниченность представлений об окружающем мире, неразвитость адаптивных способностей. Однако наши воспитанники, выйдя из стен интерната, должны стать полноправными членами общества, и мы обязаны подготовить их к этому. И я делаю все возможное, чтобы дети были активными, принимали участие во всех мероприятиях, конкурсах разного уровня, посещали кружки и факультативы по интересам, (бисероплетение, краеведческий, музыкальный, танцевальный и т.д.). Радует, что у них есть желание участвовать во многих мероприятиях, которые проводятся. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах воспитателей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Все это способствует личностному развитию детей.
Принцип обратной связи в том, что каждое мероприятие большое или маленькое заканчивается рефлексией. Вместе с детьми обсуждаю, что получилось, и что не получилось, узнаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах . Духовно-нравственное воспитание реализую на основе произведений искусства, воспитание осуществляется через часы чтения, просмотр фильмов, посещение театра, экскурсии в музеи и на выставки, беседы, различные мероприятия и т. д. Стараюсь сделать жизнь воспитанников интересной и насыщенной. Разнообразные по форме проведения мероприятия, где каждый ребенок может найти занятие по душе, не оставляет им времени на негативные поступки. Мы с ребятами надеемся выполнить все задуманное и стать достойными гражданами своей любимой страны. Литература : 1. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением в условиях центра социальной помощи семье и детям // Научный потенциал. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии : центр «Интеллект», 2013. № 1. 2. Алпатова Н.С., Черников В.А. Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними девиантного поведения: учеб. пособие. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. 3. Данилюк А.Я., Кондаков В.А., Тишков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М. : Просвещение, 2010. 4. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната 5. Алпатова Н.С., Березина Ю.Ю., Елисеева В.В. Социальное воспитание детей и молодежи с отклонениями в развитии и поведении: вопросы теории и практики : учеб. пособие. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. С. 52–61. 6. Хвастунова Е.П. Социализация в системе школьного образования детей // Организация психолого-педагогического сопровождения детей с неравнозначными возможностями социализации : информ-метод. сб. / сост. С.Г. Ярикова, Н.А. Максимова. Волгоград : Изд-во «Перемена», 2007. С. 143–145