"Работа с начинающими в классе фортепиано"

Автор: Соболева Наталья Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: Брянская область, г.Трубчевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с начинающими в классе фортепиано"
Дата публикации: 14.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ
Методическое сообщение
«Работа с начинающими в классе фортепиано»
Преподаватель Соболева Н. М.

Работа с начинающими в классе фортепиано
ПЛАН 1. Организация пианистического аппарата. а) гимнастика рук, б) знакомство с инструментом, в) посадка за инструментом, г) постановка руки. 2. Донотный период. а) работа над развитием метро - ритмического чувства, б) подбор и транспонирование от разных звуков. 3. Нотная грамота. 4. Освоение штрихов. а) приемы игры: non legato, legato б) работа над звуком. 5. Первый год обучения - особый период жизни ребенка. Начальный период является одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта. Происходит первое знакомство
ученика с инструментом, закладываются основные слуховые и физические ощущения. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он - основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детской жизни ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее. Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по- новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика. Успех в занятиях с детьми наполовину подсказан их собственной фантазией и воображением. Пьесы и упражнения должны быть легкодоступны детскому наивно - сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение начальных пианистических навыков или усвоение нотной грамоты. Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых специфических для музыканта данных. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируется музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Необходимо начинать каждый урок с гимнастики рук. Например, использовать такие упражнения: Упражнение 1. состоит из двух частей «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Ребёнок сидит как кукла на витрине (до 20 секунд), а затем расслабляется (5-10 секунд). «Сломанная кукла» прогибает спину. Для мальчиков можно предложить другие названия – «Солдатик и Медвежонок». Упражнение 2. Исходная позиция – новая кукла. Кукла «научилась двигаться». Покачать корпусом вперёд- назад, влево-вправо. Спина при этом прямая, напряжённая. Руки свободно лежат на коленях, ноги опираются на
пол или подставку. Затем «кукла сломалась» или «кончился завод». Ребёнок расслабляется. Упражнение 3. Выполняем упражнение 2, усложнив его движением рук. Качая туловищем, ученик свободно размахивает руками, изображая большую красивую птицу. Упражнение даёт ощущение свободы во всех частях игрового аппарата. Упражнение 4. «Заводная кукла». Кукла стоит, подняв руки (всё тело до кончиков пальцев напряжено). «Завод кончился»- постепенно падают («выключаются») пальцы рук, кисти, руки, туловище, ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками. Упражнение 5. «Кукла ходит». Встать на одну ногу и постепенно переносить вес на другую ногу. Это упражнение на ощущение опоры. Упражнение 6. «Маляр». Красим стены, держа в руке воображаемую кисть. Это упражнение для ощущения гибкости кистевых движений. Особенно с 5-6-летними детьми некоторое время полезно заниматься пальчиковыми играми. О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Выполнять каждой рукой поочередно. ЭТИ ПАЛЬЧИКИ ЩИПАЮТ, (большим и указательным пальцами щипаем ладонь другой руки) ЭТИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ, (указательный и средний пальцы «идут» по ладони другой руки) ЭТИ ЛЮБЯТ ПОБОЛТАТЬ, (средний и безымянный пальцы шевелятся, трутся друг о друга,шурша) ЭТИ — ТИХО ПОДРЕМАТЬ, (безымянный и мизинец прижимаем к ладони) А БОЛЬШОЙ С МИЗИНЦЕМ-БРАТЦЕМ МОГУТ ЧИСТО УМЫВАТЬСЯ. (крутим большим пальцем вокруг мизинца) Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом. Поэтому необходимо заглянуть внутрь, найти толстые и тонкие струны, молоточки. Обращаем внимание ребенка на то, что клавиши расположены не «подряд», что существуют разные группы: из двух черных клавиш и из трех черных клавиш. Попросить ученика найти на черных клавишах «две горы» и «три черных дерева». После того как ребенок начал различать зрительно,
познакомиться с этими группами тактильно: провести рукой по клавиатуре, нащупать эти группы, а затем, закрыв глаза, узнать их. Упражнение "Кластеры" Играть на двух - трех черных клавишах. Цель - изучение черно-белого «ландшафта» клавиатуры, расположение пальцев на клавиатуре естественным образом: второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Упражнение «Самолет» Взять один звук, слушать его до угасания. Цель — настроить уши на протяженность фортепианного звука. Упражнение «Радуга» Исполнять третьими пальцами обеих рук поочерёдно или одновременно. Рука обучающегося перелетает по белым клавишам через октаву. Следить, чтобы кисть не прогибалась, не заваливалась. Цель — помочь ребёнку научиться быстро ориентироваться на клавиатуре. Упражнение «Зайчики» Играть третьими пальцами по белым клавишам через клавишу. Следить за постановкой кистей, включать в процесс все части рук. Целиться в центр клавиши. Упражнение « По брёвнышкам» Играть по черным клавишам от нижнего регистра к верхнему и обратно. Упражнение "Вертолет" Это извлечение одного звука. Выполняется сначала каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким. Цель - научить брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Упражнение «Интервалы» Играть двумя руками третьими пальцами, называя интервалы. Цель — научить синхронной игре двумя руками одновременно, выучить названия интервалов и их состав. Упражнения помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук. Постановка руки - важнейший этап. Это очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика. «Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиваться полной свободы рук. В процессе организации игрового аппарата у малышей значительную роль играют доклавишные упражнения. Такой приём позволит ребёнку сосредоточиться на двигательной стороне игрового упражнения, не отвлекаясь на необходимость попадания на определённую клавишу, на достижение определённого качества звучности. Надо отметить, что этот
процесс является временным, так как конечной целью любого упражнения является звук. Упражнение «Игра в шпиона» Первый палец — наш шпион, выполняющий важные задания. Строим для него шалаш в лесу. «Шалаш» строится из четырех пальцев (исключая первый), которые ставятся на стол или крышку фортепиано. У шалаша должна быть высокая «крыша» - свод. «Шпион» не может жить в шалаше с «проваленной крышей». «Шпион выходит на связь» - первый палец проходит под ладонью и выходит с наружной стороны пясти обучающегося, затем возвращается в исходное положение. Обязательным условием является неподвижность «шалаша», особенно его «крыши». Цель — организовать движения первого пальца, развить его подвижность и гибкость. Посадка за инструментом складывается из независимых ощущений всех частей тела. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины – одно из главных условий неутомляемости аппарата. Надо проверить, опирается ли тело обучающегося на ноги. Если ноги не несут опорной функции, то никогда не будет правильной посадки. Если у ребёнка работают мышцы спины – возникает полная «проводимость» - спина – плечи – локоть – пальцы. Необходимо с каждым ребёнком найти наиболее удобное положение руки, не забывая о том, что ребёнок растет, и это положение постоянно меняется. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение. Работа над развитием метро - ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Можно сыграть марш и потом спросить ученика, как он думает: что это? Песня? Танец? Выяснить, что это музыка, под которую можно мерно и ровно ходить. Потом попросить ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами. А потом предложить ученику сыграть эту пьесу вместе с педагогом, но пока ее задача: передать шаги, которые слышны в этой музыке, показать ее пульс.Можно исполнить С.Прокофьев «Марш» в ансамбле с педагогом (из сборника Баренбойм «Путь к музыке»). Потом спросить ученика, можно ли записать пульс музыки? И объяснить ему, что это очень просто сделать с помощью простых палочек. Выяснить, где долгие, а где короткие звуки, что различные их сочетания создают ритм. Затем записать эту песенку палочками. В донотный период рассказать обучающимся о длительностях нот в форме игры «Кто как ходит»: дети бегают восьмыми длительностями, мамы и папы ходят четвертными, бабушки ходят медленно — половинными, а старенькая прабабушка — целыми.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре. Эти ритмические “рисунки” не имеют границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту. В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и соответствующими им паузами. Таким путем, накапливая разные ритмические блоки, постепенно в памяти и пальцах обучающегося «собирается» ритмический музыкальный словарь. Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение – non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над упражнениями, необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание "слышащих" пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами - одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии. На начальном этапе желательно играть отдельными руками. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Б.Милича для начинающих). Обучение игре legato следует начинать с упражнения на два связных звука, играемых всеми парами, начиная со второго и третьего пальцев, как наиболее устойчивых. Первый звук следует играть глубоко с опорой (тем же движением, что и в non legato), в это время другие, не играющие пальцы, не лежат на клавиатуре, а слегка приподняты. Затем плавно переступаем на соседнюю клавишу так, чтобы второй звук был сыгран мягче, легче, при этом рука уже приподнимается. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой, а в дальнейшем (при игре более протяженных последований legato) общую направленность мелодических линий. Затем следует играть упражнения и песенки на три, четыре звука и, наконец, пятипальцевые. Все упражнения должны иметь четкое ритмическое оформление, темп их медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась их мелодическая линия. Рассказывать ученикам о чувствительности фортепиано. О том, что оно не любит, когда с ним грубо обращаются и что на резкий удар оно отвечает острым, неприятным для слуха звуком.
При работе с учеником над звуком, напоминать о том, что клавиша- продолжение молоточка, который прикасается к струне. И если прикосновение к клавише будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будет больно. В связи с этим уже при первых попытках звукоизвлечения надо научить ребенка, чтобы он следил за гибкостью рук и прислушивался к звучанию. Знакомство детей с музыкой начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Играть 3-м пальцем простые песенки-попевки. У ребенка формируется первый опыт игры. Дальше постепенно усложнять материал. К изучению нотной записи можно приступить лишь после того, как ребенок научится различать звуки по их высоте и запомнит названия клавиш. С первых шагов следует вырабатывать в сознании ребенка связь между звуком, взятым на клавиатуре, и его графическим изображением. Этому должно предшествовать наглядное знакомство ученика с записью нот. Таким образом, первый год обучения - это особый период жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству. Часто для ученика музыкальная школа бывает первой школой, учитель музыки - первый учитель, с которым он общается. Музыка для него – любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по радио или телевидению, она для него нечто больше, чем забава. В начале обучения важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Педагог обречен на неудачу, если он не испытывает глубокой симпатии и интереса к ребенку. Принцип психологической совместимости – один из важнейших в обучении. В любом случае надо искать максимальный контакт с учеником и взаимность. И лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Соколов, Маленький пианист, Москва, 1986 г. 2. Б. Милич, Маленькому пианисту, Москва, 1975 г. 3. Т. Смирнова, Фортепиано Интенсивный курс, тетр.1, 1992 г. 4. А. Артоболевская, Хрестоматия маленького пианиста, 1985г., 1991г. 5.Т.Юдовина-Гальперина, За роялем без слез, СПБ, 2006г.