Модифицированная программа художественно - творческого развития детей 5 - 7 лет "Веселая акварелька"

Автор: Брагина Наталия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Томская область Колпашевский район с.Тогур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модифицированная программа художественно - творческого развития детей 5 - 7 лет "Веселая акварелька"
Дата публикации: 20.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Золотой ключик» Программа рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Золотой ключик» Протокол №1 от 03.09.2015г. «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ________________Савиных С.Г. Приказ №230/1 от 03.09.2015г. Модифицированная программа художественно – творческого развития детей 5 – 7 лет «ВЕСЁЛАЯ АКВАРЕЛЬКА»
Брагина Наталия Владимировна

педагог дополнительного образования


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2

Содержание

Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5 1.1.3. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет 6 1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе 9 2.2. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе 11 2.3. Интеграция видов детской деятельности, формы и методы реализации Программы 12 2.4. Формы сотрудничества с родителями 13 2.5. Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей детей 14 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-техническое обеспечение Программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 15 3.2. Учебный план непосредственно образовательной деятельности 16 3.3. Модель организации образовательной деятельности 16 3.4. Педагогическая диагностика 17 3.5. Методическое обеспечение 18
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание
1. Перспективное планирование НОД (лепка, рисование, аппликация) старшей, старшей логопедической, подготовительной, подготовительной логопедической группах 2. Годовое планирование работы (организационно-педагогическая деятельность, мероприятия с детьми, сотрудничество с родителями)
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание

Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цель, задачи вариативной части Программы 19 1.2. Планируемые результаты 20 3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной деятельности 20 2.2. Виды детской деятельности, формы и методы реализации вариативной части Программы 20 2.3. Формы сотрудничества с семьями детей 22 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 22 3.2. Учебный план 22 3.3. Методическое обеспечение 22 4. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание
Планирование НОД (кружковая деятельность «Весёлая акварелька») 4

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа обеспечивает разностороннее, творческое развитие детей в изобразительной деятельности от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация художественной творческой деятельности детей. Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Золотой ключик», приведенной в соответствие с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Закон РФ «Об образовании» (29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ) 2. Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. 3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014 4. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 6. ПРОЕКТ Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования 7. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26 ОБ 5

1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с ФГОС ДО:  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;  становление эстетического отношения к окружающему миру;  формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства;  реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей В соответствии с реализуемой образовательной программой: Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с «универсальным» языком искусства – средствами художественно-образной выразительности. 4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца». Цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: 1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации изобразительной деятельности с интеграцией коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, трудовой, музыкальной, восприятия произведений художественной литературы. 2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (групповая и индивидуальная работа с детьми). 3. Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках творчества. 4. Сотрудничество с семьями детей по реализации рабочей программы. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной образовательной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Содержание рабочей программы реализует образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 6

1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами:
 Принцип развивающего образования, цель которого - развитие ребенка.  Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержа ние программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале). Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста.  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
1.1.3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

СТАРШАЯ ГРУППА 5-6 ЛЕТ.
Развивается изобразительная деятельность детей. Дети в этом возрасте могут свободно изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете, форме и величине, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не толь ко основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, лег ко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по ложения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространст венного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях вос приятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунок представляет собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться и оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисованию можно судить о половой принадлежности и о эмоциональном состоянии изображаемого человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью и креативностью. В лепке детям на представляет труда создать более сложное по форме изображение. В аппликации дети успешно справляются с вырезыванием предметов из прямоугольников и кругов, в деятельности детей вводятся нетрадиционные аппликации.
Достижения этого возраста
характеризуются дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью. 7
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развиваются умение обобщать, мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 6-7 ЛЕТ.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые деть ми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь ным. Время произвольного сосредоточения до стигает 30 минут.
1.1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Возрастная группа

Возрастные возможности детей в освоении Программы

Старшая группа

5-6 лет)
Дети проявляют интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство), выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция), знают особенности изобразительных материалов.
В рисовании :
дети рисуют по памяти, с натуры, по представлению, анализируют объект и его свойства, устанавливают пространственные, пропорциональные отношения, передают многообразие форм, фактур, пропорциональных отношений; 8
Делают набросок простым карандашом; Совершенствуют моторные характеристики: свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима; Создают новые цветовые тона и оттенки, пользоваться палитрой; Рисуют всем ворсом, концом кисти, примакиванием, используют в рисовании кисти разных размеров, применяют поролоновую губку для тонировки листа.
В лепке:
дети лепят конструктивным и смешанным способом, создают многофигурные композиции, передают фактуру, сглаживают поверхность предмета, вылепляют мелкие детали. Создают изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации :
дети владеют симметричным, многослойным вырезанием, разнообразными способами прикрепления детали на фон; Разрезают бумагу на короткие и длинные полоски, вырезают круги и овалы, преобразовывают одни фигуры в другие.
Подготовительная

группа

6.7

лет

)
Дети знают разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство. Называют основные выразительные средства, высказывают эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании:
Дети совершенствуют моторные характеристики: свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима; Создают новые цветовые тона и оттенки, пользуются палитрой; Рисуют всем ворсом, концом кисти, примакиванием, используют в рисовании кисти разных размеров, применяют поролоновую губку для тонировки листа, используют в рисовании нетрадиционные техники, сочетают несколько материалов.
В лепке:
Дети лепят конструктивным и смешанным способом, создают многофигурные композиции, передают фактуру, сглаживают поверхности предмета, вылепливают мелкие детали. Создают многофигурные композиции, коллективные работы, используют в лепке ранее изученные приёмы. Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа, расписывают вылепленные изделия по 9
мотивам народного искусства.
В аппликации :
Дети используют разные материалы, применяют в аппликации симметричное, силуэтное, многослойное вырезания, создают сюжетную аппликацию, преобразовывают одни фигуры в другие.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-

6ЛЕТ)

Образовательные задачи:
 знакомить детей с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении;  обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста;  учить самостоятельно находить увлекательные сюжеты, отображающие различные взаимосвязи между объектами и причины событий, самостоятельно создавать сюжетные и орнаментальные композиции в разных видах изобразительной, художественно – конструктивной и декоративно – оформительской деятельности;  обогащать художественный опыт детей;  содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я – концепции».
Рисование:
 Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.  Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.  Совершенствовать композиционные умения.  Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.  Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.  Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.  Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель) и развивать декоративное творчество.  Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи. 10

Лепка:
 Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции.  Формировать умение лепить мелкие детали.  Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.  Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.  Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.


Аппликация:
 Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т.п.).  Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К

ШКОЛЕ ГРУППЕ (6-7 ЛЕТ)

Образовательные задачи:
 продолжать знакомить детей с произведениями разных видов пластического искусства в многообразии его жанров; приобщать к древнейшему декоративно – прикладному искусству и новейшему искусству дизайна в разнообразии его видов;  обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития старших дошкольников;  поддерживать стремление детей к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью;  совершенствовать умения и развивать способности в разных видах художественной деятельности;  развивать композиционные умения;  обогащать художественный опыт детей.
Рисование:
 Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.  Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании.  Совершенствовать умение передавать движения людей и животных.  Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.  Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. 11
 Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.  Совершенствовать навыки сюжетного рисования.  Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.
Лепка:
 Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки.  Развивать пластичность в лепке.  Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов.  Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.
Аппликация:
 Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур.  Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации.  Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства.  Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.  Формировать умение создавать мозаичные изображения.
2.3. ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Виды детской деятельности

Содержание по реализации

видов деятельности
Изобразительная деятельность Рисование, лепка, аппликация Коммуникативная деятельность Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками Беседа Ситуативный разговор Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение Решение проблемных ситуаций Моделирование Экспериментирование Игровая деятельность Игры с правилами (дидактические, развивающие) Игровые упражнения Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение Обсуждение Разучивание 12
Трудовая деятельность Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд Совместные действия Дежурство Поручения Музыкальная деятельность Восприятие музыкальных произведений Двигательная деятельность Игровые упражнения Физминутки Методы: 1. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний. 2. Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире. 3. Метод эстетического убеждения. 4. Метод сенсорного насыщения. 5. Метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса. 6. Метод разнообразной художественной практики. 7. Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками). 8. Метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. 9. Метод эвристических и поисковых ситуаций.
2.4. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ

Форма взаимодействия

Задачи
Групповые родительские собрания Совместное решение актуальных вопросов художественно-эстетического развития детей Интерактивное взаимодействие через сайт учреждения Предоставление консультативной и методической информации Педагогические беседы с родителями Оказание родителям своевременной помощи по вопросам художественно- эстетического развития детей Тематические консультации (индивидуальные и групповые) Квалифицированный совет родителям по вопросам художественно- эстетического развития детей Семейная гостиная Активное участие родителей в образовательном процессе Выставки семейного изобразительного творчества, конкурсы Повышение творческой активности родителей. Информационные стенды (тематические консультации, памятки) Информирование родителей по актуальным вопросам художественно- эстетического развития детей 13

2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ

Задачи:
 Познакомить родителей с особенностями художественного развития детей старшего дошкольного возраста.  Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности.  Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.  Развивать у родителей интерес к совместным занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной деятельности.  Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе. Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком педагог может обратить внимание на следующие
показатели:

Эмоциональный настрой
ребенка на общение со взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)
Эмоциональный настрой взрослого
на общение с ребенком- (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении
- сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя
- при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении -
Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.
Возникающие трудности общения,
конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления родителя и ребенка могут дать педагогу общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление творческих выставок, фотоальбомов. Например, совместно с родителями можно создать групповой фотоальбом "Родные, любимые лица" о детях группы. В таком альбоме можно представить кроме фотографий детей, зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях. Участие родителей и детей в различных творческих конкурсах поможет педагогу узнать возможности родителей и их таланты.
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
14

СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Оснащение:  рабочие столы;  мольберты;  демонстрационная доска;  художественные материалы и инструменты и их «заместители»;  дидактический материал: технологические карты поэтапного изображения элементов и поэтапной лепки предметов; дидактические игры для исследования особенностей восприятия цвета, развития зрительной памяти;  демонстрационный материал: предметы живой и неживой природы, сюжетные игрушки, репродукции живописи, предметов искусства и предметов окружающей среды, времен года;  аудиотехника;  методические разработки (рекомендации).
3.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инвариантная образовательна я область Вид непосредственн о образовательно й деятельности Кол-во НОД в неделю/продолжительность Общее кол-во НОД в учебном году Старшая группа (5-6 лет) Старшая логопедиче ская группа (5-6 лет) Подготови тельная группа (6-7 лет) Подготови тельная логопедич еская группа (6 – 7 лет) Старшая группа (5-6 лет) Старшая логопедическ ая группа (5-6 лет) Подготови тельная группа (6-7 лет) Подготов ительная логопеди ческая группа (6-7 лет) Художественно- эстетическое развитие Лепка Рисование Аппликация
3.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15

3.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогическая диагностика –
оценка развития старших дошкольников, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. Оценка индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации образовательной программы Учреждения.
Задачи, для решения которых используются результаты педагогической диагностики:
 Индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога.  Оптимизация работы с группой детей. 16
Совместная

деятельность педагога и

детей в режимных

моментах

Совместная деятельность

педагога и детей в НОД

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации
Индивидуальная Групповая Подгрупповая Групповая Индивидуальная
Формы работы
 Кружок изобразительного творчества  Совместные действия  Творческие задания  Беседа  Ситуативный разговор  Обсуждение  Проблемные ситуации  Дидактические игры НОД (рисование, лепка, аппликация):  Наблюдение  Беседа  Ситуативный разговор  Решение проблемных ситуаций  Моделирование  Чтение, обсуждение  Слушание  Оформление выставок, изобразительного творчества  Самостоятельная деятельность в групповом уголке изобразительного творчества _ Дни открытых дверей  Конкурсы, выставки семейного творчества  Консультации  Методические рекомендации  Беседы  Семинары-практикумы  Интерактивное взаимодействие через сайт Учреждения
Критерии педагогической диагностики: высокий уровень (В) – ребенок в полной мере реализует свои индивидуальные и возрастные возможности, необходима дальнейшая поддержка; средний уровень (С) – частичная самореализация, необходимы образовательные условия для динамики развития; низкий (Н) – ребенку необходимы образовательные условия для динамики развития, система индивидуальной развивающей работы. Образовательная область Форма (диагностические средства, методики) Периодичность Исполнитель Художественно-эстетическое развитие Наблюдение за результатами детского изобразительного творчества, беседа сентябрь, май Педагог дополнительного образования
3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», И.А Лыкова 2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации 3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации 4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД (ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ)

Неделя

№ НОД

Вид непосредственно

образовательной

деятельности

Тема

Задачи





2.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
17

Месяц

Организационная педагогическая деятельность, мероприятия с детьми и родителями

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ –

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Вариативная часть Программы отражает приоритетное направление деятельности Учреждения – художественно-эстетическое развитие детей. Реализация осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста в форме кружковой НОД.
1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у дошкольников эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности Задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов эстетического мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление со средствами художественно-образной выразительности. 4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта. 5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 6. Создание условий для расширенного знакомства детей и родителей с изделиями народных художественных промыслов, символикой русского декоративного искусства и ее значением. 7. Развитие у детей фантазии в самостоятельном создании декоративных изделий.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок с развитым эстетическим восприятием художественных образов и предметов эстетического мира как эстетических объектов. Свободно экспериментирует с художественными материалами и инструментами, пользуется средствами художественно- 18
образной выразительности. Имеет индивидуальный художественно-эстетический опыт и вкус. Имеет расширенное представление об изделиях народных художественных промыслов, символике русского декоративного искусства и ее значении. Самостоятельно создает декоративные изделия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Углубленное изучение цветоведения: колорит, тон, тоновая растяжка, цветовой круг; композиции: симметрия, ритм, равновесие цветовых пятен и объемов, эскиз; перспективы: плоскость и глубокое пространство. Детальное знакомство с нетрадиционными способами рисования: пуантилизм, монотипия, граттаж, пластилинография. Освоение декоративных росписей народно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохломская роспись, жостовский букет. Техники рисования: ватными палочками, размывание, печатка, пальцевая живопись.
2.2. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Виды детской деятельности, организуемые педагогом дополнительного образования Содержание (виды, формы работы) по реализации видов деятельности Изобразительная деятельность Рисование Аппликация Лепка Коммуникативная деятельность Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками Беседа Ситуативный разговор Составление и отгадывание загадок Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Игровая деятельность Игра с правилами (дидактическая, развивающая) Игровое упражнение Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение Обсуждение Разучивание Трудовая деятельность Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд 19
Совместные действия Дежурство Поручения Музыкальная деятельность Восприятие музыкальных произведений Двигательная деятельность Игровые упражнения Физминутки Методы:  Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний.  Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.  Метод эстетического убеждения.  Метод сенсорного насыщения.  Метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса.  Метод разнообразной художественной практики.  Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).  Метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.  Метод эвристических и поисковых ситуаций. Форма организации – подгрупповая.
2.3. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ
 Родительские гостиные  Консультации  Беседы  Интерактивное взаимодействие через сайт Учреждения
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
 Дидактические игры для ознакомления с русскими художественными промыслами;  Методические материалы и средства обучения и воспитания, представленные в обязательной части Программы.
3.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
20
Вариативная часть в соответствии с приоритетными направлениями Учреждения Реализация образовательных областей Виды специально организованной непосредственно образовательной деятельности Количество НОД в неделю/продолжительность Общее количество НОД в учебном году Художественно- эстетическое направление развития «Художественно- эстетическое развитие» Кружковая деятельность «Весёлая акварелька»
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду 3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации 4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
3.4. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Цель: формирование целостных представлений о родном крае. Задача: Формирование и развитие познавательного интереса к художественно-эстетическому наследию края.
Планируемые результаты освоения:
Ребенок, проявляет интерес к художественно-эстетическому наследию; имеет представление о творчестве художников Томской области.
Содержание:
Знакомство с творчеством художников Томской области: Мацуков Александр Анатольевич, Гимадеев Искандер Галямович, Гимадеева Радмила Искандеровна, Панарнин Иван Геннадьевич, Постоев Владимир Дмитриевич, Завьялов Герман Николаевич, Руссов Андрей Михайлович, Панаркина Светлана Викторовна, Кнэхт Александр Петрович.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21
Режимные моменты Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - НОД (рисование, лепка, аппликация), в соответствии с темами недель возрастных групп:  Беседа  Ситуативный разговор  Обсуждение  Решение проблемных ситуаций  Слушание  Чтение, обсуждение  Мастерская изобразительного творчества -  Совместное изобразительное творчество
Оснащение предметно-пространственной среды:
1. Портреты, репродукции картин художников Томской области. 2. Мультимедийная презентация «Творчество художников Томской области».
Методическое обеспечение:
1. Сборник информационно-методических материалов МАДОУ ЦРР Д/С «Золотой ключик» по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Томской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ.
22

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Содержание.

Планирование НОД (кружковая деятельность «Весёлая акварелька»).

Месяц

Тема

Варианты включения в другие

виды деятельности

Ссылки на источники:
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно – методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011. 23