"Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Автор: Гырбу Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Дата публикации: 22.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Характеристика психологических особенностей индивидуального

стиля педагогической деятельности воспитателя»
Актуальность исследования стилевых особенностей педагогической деятельности воспитателя значительно возрастает в связи с модернизацией ОП, одним из направлений которой является изменение содержания подготовки педагогов с учетом обновления содержания и технологий общего образования. Процессы в современном образовании происходят на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Стремительное развитие системы образования, введение ФГОС нового поколения обусловили изменение и повышение требований к уровню профессиональной подготовки участников образовательного процесса. В связи с этим устойчива потребность в высококвалифицированном, одарённом и находящемся в творческом поиске педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Постоянно усложняющееся современное образовательное пространство требует изменения содержания и технологий педагогической деятельности, раскрытия собственной индивидуальности, поиска способов самореализации, проявляющихся в индивидуальном стиле. Понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» -система (совокупность) действий (приемов, способов) деятельности педагога, обеспечивающая ее наилучшее осуществление. В то же время исследуемое понятие, в отечественной науке рассматривалось как тесно связанное, с одной стороны, с категорией индивидуальности педагога (З. Н. Вяткина, Л. Н. Макарова и др.), с другой – с категорией деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова, О. А. Слепичева, Н. И. Щелихова и др.). Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации; - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогического общения; - в реагировании на действия н поступки детей; - в манере поведения; - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; - в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: 1) содержательные, 2) динамические 3) результативные характеристики. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают
такие, как: - преимущественная ориентация педагога: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения; - адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса; - оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; - рефлексивность-интуитивность. При анализе индивидуального стиля, помимо его содержательных и динамических характеристик, необходимо также, учитывать результативность педагогической деятельности воспитателя (см. таблицу 1).
Таблица 1

Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя

Содержательные

характеристики

индивидуального стиля

Динамические

характеристики

индивидуального стиля

Результативность

педагогической

деятельности
1) преимущественная ориентация учителя на результаты обучения — на процесс обучения — на процесс и результаты обучения, 2) адекватность — неадекватность планирования учебно- воспитательного процесса, 3) оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, 4) рефлексивность — интуитивность 1) гибкость — традиционность, 2) импульсивность — осторожность, 3) устойчивость — неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации, 4) стабильное эмоционально- положительное — неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся, 5) наличие — отсутствие личностной тревожности, 6) направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации на себя — на обстоятельства — на других 1) уровень знаний воспитанников, 2) характер развития интереса дошкольников данному направлению, 3) сформированность у дошкольников навыков учения Выбор названий индивидуальных стилей осуществлен по ряду оснований. Составляющие содержательных характеристик определяют такое качество педагога, как методичность (или противоположное ему — импровизационность). В составляющих динамических характеристик проявляется такая индивидуально-личностная черта педагога, как рассудительность (или противоположная ей — эмоциональность).
Определение понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» отражает систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
Список использованной литературы
1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с. 2. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. - 144 с. 3. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 208 с. 4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 544 с. 5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. - 288 с. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2000.