"Разработка заданий на формирование рецептивных видов речевой деятельности в 6 классе"

Автор: Герасименко Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 14 Ворошиловского района Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разработка заданий на формирование рецептивных видов речевой деятельности в 6 классе"
Дата публикации: 01.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разработка заданий на формирование

рецептивных видов речевой деятельности

в 6 классе
Цель изучения текста: написание сочинения на тему
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой) До чтения текста (предтекстовая деятельность): Цель: актуализировать предшествующий опыт и знания, имеющие отношение к теме текста. Стратегия «Мозговой штурм» 1. Какие черты характера вас привлекают? (дружелюбие, доброта, веселый нрав, честность, отзывчивость, справедливость и т.п.) 2. Мы называем все перечисленные качества положительными, и они по-своему прекрасны и ценны в общении. Но есть среди них одно удивительное качество, которое включает в себя все остальные. Прочитайте текст и назовите это качество. Во время чтения текста (текстовая деятельность): Цель: управление процессом чтения Стратегия «Инсерт» 1. Читайте текст, отмечая ключевые слова по теме. После чтения текста (послетекстовая деятельность):
Цель: проверка понимания прочитанного текста, выявление авторского смысла, интерпретация текста. Основная стратегия «Отношения между вопросом и ответом» и «Вопросы после текста». 1. О какой черте характера говорится в тексте? ( В тексте говорится о воспитанности) 2. Определите стиль текста? 3. Определите тип текста? 4. Почему автор использует именно такой стиль и тип текста? ( Автор рассуждает о том, что значит быть воспитанным человеком, он приводит пример(аргумент) и доказывает свою точку зрения,а это характерно для публицистического стиля). 5. С помощью каких синонимов раскрывается понятие в о с п и т а н н о с т ь? (По мнению автора, воспитанность – это внимательнОСТЬ, деликатнОСТЬ, тактичнОСТЬ, скромнОСТЬ) 6. Какие из этих слов вызывают у вас затруднение в понимании? В каком словаре можно посмотреть их значение? (Значение слов можно посмотреть, например, в Толковом словаре Ожегова. С.И. Деликатность – это вежливость, галантность, душевная тонкость, любезность, мягкость, нежность, обходительность, предупредительность). 7. Какой пример приводит Софья Гиацинтова, рассуждая о воспитанности? (С. Гиацинтова рассказывает о поступках артиста В. И. Качалова, которые характеризуют его, как воспитанного человека). 8. Продолжите предложение, используя текст С. Гиацинтовой:
Быть воспитанным – это значит быть внимательным, деликатным,

тактичным, запоминать имена и отчества людей, с которыми встречаешься
, … (Быть воспитанным – это значит быть внимательным, деликатным, тактичным, скромным, запоминать имена и отчества людей, с которыми общаешься, уважать людей и интересоваться ими, давать другим почувствовать себя нужными, умными, достойными заботы, помогать нуждающимся). 9. Согласны ли вы с получившимся утверждением? Как вы его понимаете? Приятно ли было бы вам находиться рядом с таким человеком? (Я согласна с Софьей Гиацинтовой, воспитанный человек поступает так, что рядом с ним чувствуешь себя хорошо и удобно. Общаться с таким человеком приятно) 10. У нас получилась целая инструкция « Как поступает воспитанный человек». Какие еще поступки вы бы добавили в нее? (Уступать место в транспорте пожилым, инвалидам, беременным женщинам, говорить вежливые слова, решать спорные вопросы спокойно, приходить и уходить вовремя, выполнять свои обещания и т.д.) можно составить кластер 11. Легко выполнять такую инструкцию? Что нужно, чтобы совершение этих поступков стало
нормой
поведения человека? Можем ли мы найти ответ на этот вопрос в тексте высказывания народной артистки СССР Софьи Гиацинтовой? (Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях человека. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности) 12. Попробуйте записать кратко, что такое воспитанность.

(Воспитанность – проявление доброты и уважения к людям)
Этап рефлексии(осмысление прочитанного и встраивание нового опыта в систему личностных смыслов) Д/з : Используя полученный опыт, напишите сочинение-рассуждение « А вам встречались воспитанные люди?