"Обобщение опыта работы"

Автор: Гритчина Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-СОШ№1
Населённый пункт: Томская область г.Асино
Наименование материала: Статья
Тема: "Обобщение опыта работы"
Дата публикации: 03.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение опыта работы

«Главное, чему мы учим в школе, это умению воспринимать и любить

жизнь такой, какая она есть, со всеми её сложностями. Сегодняшнее

социально-экономическое положение в стране требует от учителя

решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески

мыслящих, инициативных, предприимчивых людей, способных в условиях

рыночной конкуренции найти своё место в обществе».



Президент РФ

В. В. Путин

Слайд №1
Я, Гритчина Ольга Викторовна, выпускница школы №5 г. Асино, с 1989 учитель начальных классов школы №1, с 1993 учитель русского языка и литературы той же школы. Могу гордиться тем, что на протяжении двадцати трех лет я ни разу не изменила своей профессии, выбрав этот нелегкий, но благородный путь от учителя начальных классов до учителя русского языка и литературы. Переступив порог школы №1, выпускницей Томского педагогического училища, я прошла свой первый путь рука об руку со своим первым набором с первого по одиннадцатый класс. Вы спросите, как это произошло? Я отвечу: мой первый класс стал для меня родным не на три года, как это обычно бывает, а на одиннадцать лет. Выпустив своих малышей из начальной школы, я по просьбе администрации школы, родителей и по собственному убеждению решила идти с ними дальше, поступив на заочное отделение филологического факультета ТГПУ. Осталась бессменным классным руководителем и учителем русского языка и литературы. Не могу не отметить, что этот выпуск стал самым успешным во всех смыслах этого слова: практически все ученики получили высшее образование, создали счастливые семьи и стали хорошими людьми. В нашей профессии наряду со сложностями есть и приятные моменты, те, когда об учителе говорят его ученики и их родители. За долгие годы работы в школе, мне посчастливилось услышать много добрых и теплых слов в свой адрес
(Приложение №1)


Процесс обучения детей в современной школе… В чем сущность этого процесса? Какова роль учителя и ученика в системе образования? Каждый учитель не раз задает себе эти вопросы и пытается найти ответ. Еще, работая в начальных классах, я определила:
«Надо, чтобы учиться было

радостно, трепетно, победно»
и пришла к выводу, что урок русского языка и литературы – урок творчества. На таком уроке должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. На одном из районных семинаров, педагоги школы №4 г. Асино поделились своим опытом в апробации учебника русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Они считают, что авторы этого учебника создали особую систему обучения, основной особенностью которой является направленность процесса обучения на речевое развитие школьников. Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями и применяя их на практике, с течением времени я поняла, что больше всего меня привлекает технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова и система развивающего обучения Л. В. Занкова, А. С. Якиманской. Работая с детьми, обучавшимися в начальной школе по системе Л. В. Занкова, пришла к выводу, что методику преподавания русского языка и литературы можно построить на принципах развивающего обучения. Я разделяю мнение Л.В. Занкова, что наилучшим образом развитию речи на уроках русского языка и литературы служит естественность высказываний детей, обусловленность устной речи
внутренним побуждениям, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Это и определило начало моего нового подхода к обучению и начало работы по теме
: «Формирование творческой индивидуальности через развитие основных видов

речевой деятельности на уроках русского языка и литературы».
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволил мне сделать некоторые выводы о качестве подготовки выпускников по русскому языку. Анализ показывает, что старшеклассники в основном владеют базовыми умениями и навыками по предмету. Вместе с тем экзаменационная работа ежегодно выявляет слабые места в подготовке учащихся. Прежде всего следует отметить невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции – компетенции наиболее значимой для практической деятельности. Ученики затрудняются интерпретировать содержание текста, не могут по всем правилам оформить собственное речевое высказывание. Самым сложным является языковой анализ исходного текста. Средства выразительности школьники анализируют с трудом, в отрыве от текста, часто неверно определяя их роль. Многие выпускники вообще не приступают к языковому анализу текста. Отсюда очевидна моя задача как учителя – акцентировать внимание на творческой самореализации школьников посредством многоаспектной работы с текстом.

Важнейшим аспектом моей работы по теме является развитие связной речи учащихся. Учебник под редакцией М.М. Разумовской реализует идею всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Он как нельзя лучше продолжает идеи системы Л.В. Занкова, учит планировать свою речь, выбрать содержания акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания и способствует развитию творческой индивидуальности. Основные целевые ориентиры работы на уроках русского языка и литературы по УМК под редакцией М.М. Разумовской»
следующие:
- через обучение к развитию всесторонне развитой личности; - развитие творческих способностей учащихся; - развитие стремлений к обогащению речи; - воспитание человека высокой культуры; - создание интереса к предмету и собственному творчеству.
Предполагаемая концепция ведет:
- к формированию культуры школьника; - от преподавания русского языка – к преподаванию других предметов; - к соединению учебных и воспитательских задач – развитие личности ученика; - от содержания предмета «Русский язык к совместной художественной деятельности учителя и учеников, направленной на познание себя; - от урока русского языка – к уроку творчества. Началась моя исследовательская работа в этом направлении и работа по учебно- методическому комплекту под редакцией М.М. Разумовской.
Мои принципы:
- ведущий принцип преподавания русского языка и литературы – развитие речи учащихся, котор
ые осуществляются
в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников. - принцип понимания языковых значений (отбор дидактического материала, обеспечивающего понимание учениками лексических и грамматических значений технических единиц, с которыми детям приходится работать на уроке). - принцип развития выразительности речи (отбор дидактического материала, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность
вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка). -принцип развития чувства языка (отбор дидактического материала, способствующего запоминанию традиций употребления). - принцип сопоставления устной и письменной речи (предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, а затем переход школьников к письменной работы). - принцип личностного подхода (высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и ученика).

Для реализации выше перечисленных принципов я в своей работе стала использовать информационно-коммуникативную технологию. Пройдя специальную курсовую подготовку и самостоятельно осваивая ПК, стала использовать информационные технологии.
(Приложение №2)
В моем арсенале – прекрасный кабинет, оборудованный мультимедийным и интерактивным комплексами, выходом в Интернет, мультимедийными ресурсами. Особое место я отвожу современным ИКТ в формировании и развитии мотивации обучения, тем самым пробуждаю интерес к своему предмету даже у слабого ученика. Задания, которые я предлагаю выполнить на компьютере или с помощью компьютера, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике. Работа на компьютере для детей более привлекательна, чем традиционные формы работы на уроке. Это объясняется социальными интересами школьника. При использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы реализуется важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Таблицы, представленные на большом экране, более информативны, красочны, позволяют рассмотреть и оценить тот или иной объект или процесс с разных сторон. С помощью интерактивных ресурсов стало возможным демонстрировать многие процессы. Все это, бесспорно, будит интерес учащихся к изучаемому предмету. Интерес – это один из существенных элементов мотивации, интерес познавательный – сильная внутренняя потребность. ИКТ позволяет сделать процесс проверки знаний более индивидуализированным. Ребенок, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Ученику при этой работе не так страшно ошибиться, т.к. есть возможность исправить допущенные ошибки, о них знают только учитель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Обучение уже не вызывает того стресса, как если бы ученик, стоя перед всем классом, отвечая, допустил ошибку. Комфортность в обучении также имеет немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации к обучению. Выполнение заданий с помощью ПК позволяет детям проявить больше самостоятельности, ответственности и индивидуальности. На уроках русского языка используются мультимедийные комплексы при подготовке учащихся к ЕГЭ: 1) «1С»: Репетитор. Русский язык. (ЗАО «1С», Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А.. 1999-2003) 2) «1С»: Репетитор. Тесты по пунктуации. (ЗАО «1С», Руденко-Моргун О.И., Щеголева А.Е.) 3) «1С»: Репетитор. Сдам единый экзамен. (ЗАО «1С», «Агентство «Гуманитарные технологии», 2009-2010, Выпуск 1, Выпуск 2) 4) Электронный репетитор-тренажер (базовый). Беляев М.И. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографии и пунктуации. Издание ООО «Медиахаус», 2001г.
На уроках литературы применяю ИКТ: аудиовизуальные технологии обучения (использование аудио и видеосредств), в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью аудиовизуальных учебных материалов. Обязательным для уроков знакомства с жизненным и творческим путем писателя является урок-презентация. Презентации помогают освободить время объяснения, представив материал в виде ярких образов и ассоциаций. Ведь действительно, «что увидел, то запомнил». Презентации становятся для учеников подспорьем во время выступлений на школьных и муниципальных научно-практических конференциях.
(Приложение № 3)

Эффективность использования ИКТ:

мнение обучающихся


Широкие возможности дает интерактивная доска, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Традиционная школьная меловая доска уже не справляется с новыми функциями. Новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения.
Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. На интерактивной доске информация легко изменяется. Используя электронный маркер, можно перемещать картинки, надписи и другие объекты в нужное место. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами. Весь опыт работы окончательно сложился в одну методическую систему речевого развития школьников на уроках и русского языка литературы. Работа в этом направлении показала результаты. Для предмета русского языка средний уровень обученности является хорошим показателем. Этот уровень ученики подтверждают при написании контрольных работ и сдаче экзаменов. Об этом свидетельствует положительная динамика качества знаний.
(Приложение№4)
Работа на уроках русского языка по учебнику М.М. Разумовской определяет и систему проверки знаний учащихся. Для каждого класса, учитывая требования, которые предъявляются сейчас к проверке устной и письменной речи, разработала контрольные работы: - 5 класс. Контрольная работа в форме теста по фонетике, орфоэпии. Контрольная работа по Р/Р. Анализ текста. - 6 класс. Контрольная работа в форме теста по Р/Р. Стиль текста, типы речи. - 8 класс. Контрольная работа в форме теста по Р/Р. Тема. Основная мысль.
(Приложение№5)
Данные контрольно-измерительные материалы в своей работе используют педагоги нашей школы. Ежегодно мои ученики активно принимают участие в международном лингвистическом конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех», во Всероссийской дистанционной олимпиаде, в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус Зимняя сессия по русскому языку.
(Приложение №6)


При оценке общеучебных умений и навыков по литературе использую тестовую работу . Эта нетрадиционная форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса, как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.
10 класс (2011 -2012 учебный год).


Тестирование по литературе

Object 3

7 Б класс (2011 -2012 учебный год).

Тестирование по литературе

Object 5

5А класс (2011 -2012 учебный год).

Тестирование по литературе


Object 7
В 2010-2011 учебном году 15 обучающихся 9-х классов сдавали экзамен по литературе (по билетам)
Результативность урочной деятельности
Учебный год Класс Качество ЗУН Успеваемость 2010-2011 9А9Б 12/100% 6/50% Овладение знаниями на уроках литературы протекают преимущественно в ходе поисково-познавательной деятельности учеников за счет создания проблемной ситуации
Исследовательская деятельность
Лучшие работы учащихся традиционно оформляем на стенде в классе в рубрике «Мир творчества», выставляем на школьный сайт.
(Приложение№7)
№ п/п
Тема исследовательской работы
1 «Фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе. 3 Исследовательский проект. «Прозвища в школьной среде». Практикую написание докладов и их защиту. Задача ученика не только оформить доклад, но и свободно передавать содержание
Каждый урок литературы, начиная с 5 класса, - это урок творчества, на котором проявляется индивидуальность каждого ребенка. Результатом таких уроков являются работы учащихся: - сочинения в различных жанрах, сказки, представленные на районных конкурсах, лучшие выставляются на школьный сайт. Традиционным стало участие моих учеников в конкурсах чтецов. Имею благодарственные письма от руководителей «АМЦБС» за многолетнее сотрудничество.
(Приложение №8)


Работа по развитию творческой индивидуальности не ограничиваю рамками урока, продолжаю ее во внеурочной деятельности по предмету. В этой работе выделяю следующие
направления:
- ведение элективных курсов
(Приложение №9)
- литературные праздники
(Приложение №10)
Курс организует речевую практику, шаг в новый предмет, который даст дополнительный импульс всей работы по обогащению речи обучающихся.
Элективные курсы

Год

Название курса

Класс
2009-2010 Спецкурс «Вокруг тебя - Мир» 6 класс 2009-2010 Элективный курс «Деловой русский язык» 9 класс 2010-2011 Элективный курс «За строкой поэтического текста» 10 класс 2012-2013 Углубленное изучение особенностей русской морфологии, фонетики и словообразовании» 11 класс С целью выявления учебной мотивации мною ежегодно проводится анкетирование обучающихся.


Отношение





10А
1. Проявляю интерес к отдельным фактам. 24 % 28% 35% 2. Стараюсь добросовестно выполнять программу. 68 % 69% 83% 3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач. 54 % 65% 76% 4. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания. 35 % 46% 78%
Вывод:
результаты анкетирования показывают: - познавательный интерес сформирован у 65% учащихся (узнают новое, получают удовольствие, работая на уроке); - осознают, что учиться необходимо –70% учащихся; - интерес к предмету – 72% (с нетерпением ждут урока, испытывают интерес к самообразованию, стремятся больше узнать); - ситуативный интерес сформирован у 54% учащихся (нравится учитель, нравится получать хорошие оценки). На протяжении трех лет наблюдается положительная диагностика мотивации. Накопленный опыт работы позволяет делиться опытом с коллегами школы и района.
(Приложение№11)



Таким образом, завершая описание своей работы, хочу сказать, что основные целевые ориентиры достигнуты: обучение ведет к развитию всесторонне развитой личности, к формированию творческих способностей, обогащению речи и создает интерес к предмету у каждого ребенка. За свою педагогическую деятельность была награждена грамотами и благодарственными письмами.
(Приложение №12)

Уровень профессионализма достижений учителя.

Формы

представлени

я опыта

работы

Уровень представления

(муниципальный,

региональный) с

указанием названия

мероприятия

Тема

Дата

проведения
Открытый урок по литературе Муниципальный Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И. С. Тургенева. 2009, январь Выступление Школьный МО «Самостоятельная работа 2009,
обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из видов гармонично развитой личности» февраль. Открытый урок по русскому языку Школьный МО «Однородные члены предложения» 2010, ноябрь Открытый урок по литературе Муниципальный Урок – суд (по роману А. Фадеева «Разгром» 2010 ноябрь Выступление Школьный Совещание при директоре «Понятие и определение одаренности у детей» 2011, апрель Открытый урок по русскому языку Внеклассное мероприятие Муниципальный Классный час: Я+ТЫ= СЕМЬЯ (сайт) Мастер-класс Школьный «Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы» 2012, март Внеклассное мероприятие Областной ветераны Выступление на районной конференции учителей русского языка и литературы. Муниципальный Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» 2012, август Открытый урок - презентация по литературе Школьный МО Декада русского языка и литературы «Ч вас любил» (Любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина) 2012, февраль Открытый урок по русскому языку Внеклассное мероприятие Школьный МО Декада русского языка и литературы «Умники и умницы(по творчеству А. С. Пушкин» 2012, февраль Я, на протяжении всех лет работы в коллективе принимаю активное участие в его общественной, культурной и спортивной жизни. Ни одно мероприятие не обходится без моего участия.