"Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС".

Автор: Стульнева Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего

школьного возраста в условиях реализации ФГОС.
Использование системы педагогических средств, среди которых сис - темообразующим являются игры с правилами, позволяет стимулировать развитие предпосылок индивидуально-личностных способностей у детей школьного возраста. В рамках этой ста дии происходит более интенсивное становление таких психических ново образований школьников, как произвольность поведения, способность к автономии, опыт межсубъектного взаимодействия и т.д., которые форми руются в условиях игровой деятельности. С приходом детей в школу эти новообразования создают более благоприятные возможности для их гене рализации в условиях учебной деятельности. Перейдем к описанию соот ветствующих стадий развития личностной свободы у младших школьников. В развитие личностной свободы у младших школьников В.В. Зайцев выделяет три стадии. На первой стадии у учащихся формируется достаточно высокий уровень автономности в деятельности: они осваивают опыт свободного выбора учебных заданий; затем свободный выбор заданий дополняется предварительным целеполаганием, и, наконец, осуществляется проекция ситуаций, включающая все основные элементы целостной деятельности: анализ ситуации целеобразование, планирование, целеосуществление, рефлексию и самооценку. На второй стадии, у учащихся формируется способность к межсубъектному взаимодействию в условиях учебной деятельности: они осваивают опыт совместной предметной деятельности; затем наступает этап автономной организации внутригрупповой совместной деятельности, и, наконец, с увеличением степени самостоятельности учащихся в осуществлении совместной деятельности используются технологии развивающей кооперации.
На третьей стадии осуществляется преодоление стереотипов мышления учащихся, у них развиваются креативные (творческие) свойства личности: осваивается опыт, включающий понимание различного статуса отдельных элементов знаний, умение предварительно осознанно строить абстрактную модель логики дальнейшего развёртывания предметного знания с последующим наполнением данной модели конкретным содержанием; затем происходит формирование гибкости и прогностичности мышления, и, наконец, развивается способность свободного выбора, стимулирующего у учащихся продуцирование способов деятельности при их осуществлении. Развитие креативного мышления младших школьников Как отмечалось выше, полноценная личностная свобода не ограничи - вается только лишь свободой выбора одного из уже существующих аль - тернативных варианта. Она предполагает интегрирование учащимися но вых способов решения ситуации выбора. В связи с этим, на завершающем этапе обучения в начальной школе на первый план выходит работа по преодолению стереотипов мышления учащихся, развитию у них креативных свойств. Учитывая, все выше изложенные, особенности развития личностной свободы у младшего школьника, мы рекомендуем следующие формы и методы развития личностной свободы у младших школьников в условиях реализации ФГОС: - формирование на уроке ситуации свободного выбора и творческого нахождения способов деятельности при их осуществлении; - планирование собственной деятельности учащимися; - работа по постановке младшими школьниками цели урока; - самостоятельная оценка учащимися собственной деятельности, своего товарища, работы коллектива в целом.