"Система игр и упражнений по развитию графических наук"

Автор: Токарева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Начальная школа №2
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система игр и упражнений по развитию графических наук"
Дата публикации: 18.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу. К моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой- то мере уже готовы к обучению письму. В настоящее время разработаны и апробированы методики по формированию графического навыка младших школьников. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Но почти все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей. Хотя практика обучения письму детей с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык непросто. Зрение играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребёнку необходимый контроль за движениями. Полное или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии и влечёт ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета. Дети с нарушением зрения (по сравнению со здоровыми сверстниками) медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, движение руки не скоординированы). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность. Дети глубоко переживают из-за того, что у них не всё получается. Это часто приводит к депрессии, неверию в свои силы. Я разработала
систему игр и упражнений по развитию графических

навыков
с учётом зрительной патологии, которая: а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму; б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности. Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке. 3
Для невелирования трудностей, наметила коррекционную работу, в которой выделила 4 этапа: 1. Подготовка руки и глаз к письму. 2. Развитие навыков ориентировки. 3. Обучение письму с использованием дидактических игр. 4. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.
1 этап
. Подготовка руки и глаз к письму. 1.1. Гигиенические правила письма. Для наглядности правил посадки при письме использую таблицу «Правильно сиди при письме». Обращаю внимание на то, что: сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой ( на левшей наоборот) ; обе ноги всей ступней опираются на пол. Стараюсь научить детей самостоятельно проверять свою осанку (3 точки опоры). Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма. Неправильное умение пользоваться пишущим предметом способствует быстрому утомлению. На первых занятиях важно выявить это умение и по необходимости исправить. В последствии доведя его до автоматизма. 1.2 Упражнения на восстановление работы мышц глаза. 4
Детям необходимо помочь преодолеть дефицит направленных действий, что положительно скажется на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки. Необходимым средством для решения этих проблем являются упражнения для восстановления работы мышц глаза. Все упражнения рассчитаны на воздействие на глаза ребёнка с коррекционных позиций. Комплексы отвечают разным зрительно- восстановительным задачам, поэтому их надо периодически чередовать в процессе работы через 1-2 недели (приложение №1). 1.3.Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика имеет многоцелевое назначение: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах. С этой целью я использую зрительную гимнастику. 1.4. «Пальчиковая гимнастика». Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций. Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла. Дети быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев. ( приложение №2) 1.5. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса. В процессе письма задействованы не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кисти сочетаются с движениями всей руки и корпуса. ( приложение №4).
2 этап.
Развитие навыков ориентировки. На коррекционных занятиях по развитию графических навыков для каждого ученика была заведена индивидуальная папка, где я собрала задания, которые помогут преодолеть трудности в обучении первоначальному письму. Каждое занятие начинаю с массажа рук, использую пальчиковую гимнастику и упражнения, изученные на первом этапе. 5
У детей с нарушением зрения отмечаются затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировки, в использовании пространственной терминологии. Решению этих трудностей посвящен 2-ой этап по развитию графических навыков. Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют умения ребёнка определять местоположение предметов и их изображений, а так же графических знаков в микропространстве. 2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела. 2.2. упражнения на определение пространственных взаимоотношений. 1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела. 2) упражнения на уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета. 3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив. Итогом этой работы служат графические диктанты, направленные на закрепление знаний, умений и навыков по ориентировке в пространстве. Данная система упражнений помогла сформировать зрительно-пространственные представления, умения пользоваться пространственной терминологией, что способствовало быстрому включению учеников в процесс обучения. (приложение №5)
3 этап.
Обучение письму с использованием дидактических игр. Работая с детьми с нарушением зрения, я заметила, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Изображаемые ими линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки. Основываясь на вышеизложенном, я выделила 3 направления коррекции изобразительных навыков. Они включают: -точность направления движения руки; -коррекцию формообразующих движений руки; -коррекцию рисования графических элементов школьного письма. По каждому разделу я подобрала определённую серию заданий. Эти задания позволяют развивать у ребёнка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию. 6
3.1.Коррекция точности направления движения руки: Коррекционно-педагогическая задача: развивать умение проводить длинные и вертикальные линии. Задания: «Попади капелькой на цветок» «Попади капелькой в лужу» «Попади в цель» «Посади парашютистов на землю» «Посади парашютистов на отметку» «Соедини прямыми линиями» и т.д. (приложение №6) 3.2.Коррекция формообразующего движения руки. Коррекционно-педагогические задачи: учить регулировать размах руки от большого к меньшему и наоборот; развивать глазомерную оценку величины предмета. Задания: «Нарисуй круги» «Нарисуй квадраты» «Нарисуй треугольники» «Нарисуй цветок» (приложение № 7). Наиболее сложный следующий шаг, так как на нём осуществляется переход от рисования к письму элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая палочка- , длинная палочка- , короткая палочка с закруглением внизу- , длинная палочка с закруглением внизу- , палочка с закруглением внизу и вверху- , удлинённая вниз петля- , удлинённая вверх петля- , полуовалы левые и правые , , овал . Главная задача при рисовании элементов букв- освоение их формы. 3.3.Коррекция графических элементов школьного письма. 7
Коррекционно-педагогические задачи: формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений руки, имитируя элементы школьного письма; учить соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем, выполнять движения внутри его. На этом этапе использую моделирование графических элементов: из ниток, шаблонов, пластилина, проволоки. Таким образом, на полисенсорной основе у детей формирую зрительно- двигательный образ графических элементов. Главное требование для всех заданий: не зайти за пределы рабочей строки. Цель: развитие пространственного ориентирования, координации движений и мелкой моторики рук. - выделение рабочей строки и штриховка (закрашивание) её. - рисование на рабочей строке предметов круглой и овальной формы. -моделирование из шаблонов. - рисование полуовалов, завитков, петель. -вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях. -проведение параллельных линий: вертикальных и наклонных. Цель: установка руки на изображении параллельной наклонной и прямой; развитие глазомера. -моделирование из проволоки. -написание палочек с закруглением внизу. Цель: развитие глазомера; закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением внизу. -моделирование из ниток. -написание палочек с закруглением вверху. Цель: развитие глазомера, закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением вверху. -моделирование из ниток. - написание палочек с закруглением вверху и внизу. Цель: развитие глазомера, автоматизация способа проведения параллельных прямых с закруглением вверху и внизу. -моделирование из проволоки. -написание овалов. Цель: развитие глазомера, постановки рук на изображения овала, соблюдение принципа параллельности при изображении овала. 8
-моделирование из пластилина. -написание длинной палочки с петлёй внизу. Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера. -моделирование из пластилина. -написание длинной палочки с петлёй вверху. Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера. -письмо под счёт ровных палочек с закруглением внизу, вверху, внизу и вверху, овалов, длинных палочек с петлей вверху и внизу. Цель: формирование единого темпа работы. Команда «Внимание». Все взяли ручки и показали, как правильно держать при письме. Рука поднята, стоит на парте. Команда «Приготовились». Поставили точку на рабочей строке в том месте, откуда начинать письмо. Команда «Начали». Когда учитель произносит «раз», дети пишут прямую линию ( сильный нажим), когда говорит «и» ( расслабление мышц руки) -делают закругление. Выполнение этих заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Слабовидящим детям необходимо выделять рабочую строку зелёным цветом, а для написания элементов букв предложить черный фломастер. (приложение №8) Вся предшествующая работа является основой следующего этапа.
4 этап.
Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма. 9
На основе моей практической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, мною были выделены основные ошибки школьного письма. С целью предупреждения и коррекции этих ошибок подобрала упражнения, которые исходя из цели, разделила на 2 группы: - работа над формой сопоставляемых букв. - работа над соединениями букв. 4.1.Работа над формой сопоставляемых букв. Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно- двигательный образ сопоставляемых букв. и-л л-я ш-м С-Е т-п с-е г-р Е-З А-Л (приложение № 9) 4.2.Работа над соединениями букв. Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно- двигательный образ различных видов соединений. -буквы верхнего соединения: й к н п р с т у ц ш щ ы ь ю. Цель: научить доводить линию от предшествующей буквы до верхней линии рабочей строки. -буквы среднеплавного соединения: в г е ё ж з х ч ъ э. Цель: научить проводить линию от предшествующей буквы через середину рабочей строки и плавно переходить к написанию первого элемента следующей буквы. -буквы нижнего соединения: а б д л м о ф я. 10
Цель: научить отводить линию от предшествующей буквы вправо выше нижней линии рабочей строки и после этого начинать писать следующую букву. ( приложение №10) 11
В процессе работы усовершенствовалась зрительно-двигательная координация, ориентация в микропространстве, развились зрительное внимание, память, логическое мышление, сформировалась правильная осанка. Умение пользоваться ручкой доведено до автоматизма. Укрепилась мелкая моторика рук, что позволило сформировать ритмичные движения при письме. Всё это позволило детям чувствовать себя увереннее на уроках письма и русского языка. Темп письма стал более высоким. Снизилась быстрая утомляемость. Соблюдается наклон письма и размер графических элементов. Количество помарок и исправлений значительно уменьшилось. 12
Приложение № 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ГЛАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Упражнение 1.
Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
Упражнение
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
Упражнение 3.
Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо. Упражнения выполнять сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалами 3-4 минуты. Общая продолжительность занятий 10-15 минут. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УТОМНЕННЫХ ГЛАЗ.

Упражнение 1.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению 13
мышц глаза.
Упражнение
2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течении 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 3.
Выполняется стоя: 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 секунды; 2 - поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз; 3 - перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд; 4 - опустить руку. Повторять 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками, выполняет это упражнение, не снимая их.
Упражнение 4.
Выполняется сидя: 1 - закрыть веки; 2 - массировать их круговыми движениями пальца в течении 1-2 минут. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение
5. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Приложение № 1
Игры и упражнения для развития

Мышц плечевого пояса и корпуса
В процессе письма задействованы не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому, с точки зрения подготовки ребенка к обучению письму в школе, очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кистей сочетаются с движениями всей руки и корпуса. 14

Приложение № 2

«Пальчиковая гимнастика»
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна методика, разработанная Т.В. Фадеевой. 15

Упражнение 1
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражне ние в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4
На столе лежит десять — пятнадцать карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5
16
Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение б
Один конец ручки зажимают средним и указательным пальца ми правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают дви жения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. Приложение № 4 17
Приложение № 5 18

Определи, где у жука правые части тела и где левые. Впиши в

прямоугольники слова:

правый, правая, правое, левый, левая, левое.
19
Приложение № 5 20

Выполни задания:

-вытяни левую руку в сторону;

-перечисли все предметы, находящиеся от тебя по левую сторону;

-наклони голову к правому плечу;

-сделай наклон туловищем вперед;

-сделай круговые движения правой рукой;

- отведи
21
22
23

Приложени

е №6

Точно посади парашютистов на отметку, не отрывая карандаша от бумаги.
(расходящееся косоглазие) 24
25

Приложени

е №6

Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька упала в лужу
(расходящееся косоглазие) 26

Приложени

е №6
27

Проведи прямые линии от ружья к мишени, не отрывая карандаша.
28
29

Приложени

е №7

Нарисуй внутри большого круга постепенно уменьшающиеся круги, а вокруг

маленького – увеличивающиеся круги.
30
31

Приложени

е №7

Нарисуй внутри большого квадрата постепенно уменьшающиеся фигуры, а

вокруг маленького – увеличивающиеся квадраты.
32
33

Приложени

е №7

Нарисуй внутри большого треугольника постепенно уменьшающиеся фигуры,

а вокруг маленького – увеличивающиеся.
34
35

Приложени

е №8

Напиши по образцу
36
37

Приложени

е №9

Упражнения над формой сопоставляемых букв:

и-л
38
39

Приложени

е №10
40

Соедини буквы правильно:
41
42
43