"Воспитание игровых и рабочих навыков"

Автор: Милькина Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой
Населённый пункт: г.Трубчевск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Воспитание игровых и рабочих навыков"
Дата публикации: 22.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой"
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Воспитание игровых и рабочих навыков»
Преподаватель фортепиано: Милькина Л.Е. Трубчевск 2016
Одновременное управление развитием всех исполнительских способностей и навыков представляет собой чрезвычайно сложную задачу. На обсуждениях, имеющих место в музыкальных учебных заведениях после концертов и зачетов, на каждом шагу приходится наблюдать, как педагоги, тонко замечающие дефекты игры учеников своих коллег, сами потом оказываются, повинными в тех же недостатках. Психологические причины этих недосмотров заключаются в том, что: 1) Педагоги легко теряют объективный критерий оценки и общего хода развития своих учеников, и хода работы над освоением отдельных пьес; 2) Педагоги не всегда умеют вовремя перестраивать свою работу соответственно новой стадии развития ученика или новому этапу освоения пьесы. Тот факт, что педагог привыкает к дефектам игры своего ученика и перестает замечать их - общеизвестен. Против этого существует очень простое и радикальное решение, но далеко недостаточно широко применяемое средство: часто показывать своих учеников опытным коллегам. При этом полезно консультироваться с ними не за два дня до ученического концерта, когда, с одной стороны никакие существенные поправки уже не могут быть введены, а с другой стороны – многие дефекты в развитии навыков уже достаточно замаскированы, но в серединной стадии работы над пьесой, когда ещё есть время многое сделать и когда вполне отчетливо видны все слабые стороны развития ученика. Педагогу иногда трудно бывает расстаться с удачно начатой линией работы: если удалось, например, подвинуть беглость игры ученика, он бывает склонен давать ему все новые и новые пьесы и этюды на беглость, игнорируя сигналы, говорящие о необходимости направить внимание в другие области. Если ученик вдруг начинает допускать погрешности в области ритмики или начинает играть грубым звуком и т. п., педагог долгое время бывает склонен
отнести это за счет случайности и продолжать прежнюю линию работы. Подобного же рода явление происходит, когда на позднем этапе работы над пьесой ученик «вдруг» начинает срываться: вместо того, чтобы сразу обратить на это все свое внимание, педагог относит это, опять-таки, к категории “случайностей”, продолжает углубленную работу над художественным оформлением и лишь на ученическом вечере убеждается в том, что его труды, в сущности, прошли даром. Для того, чтобы не быть вынужденным коренным образом ломать план работы с учеником при обнаружении новых дефектов, нужно уметь улавливать самый момент их зарождения, относясь с величайшим вниманием к малейшим сигналам о неблагополучии в той или иной области игры. Если же дефект оказывается уже защищенным, обязательно нужно идти на временную коренную перестройку плана работы. Педагогам иной раз кажется, что можно раз навсегда покончить с укреплением того или иного навыка. Так, например, удачно организовав однажды игровые движения ученика, педагог иной раз полагает, что этим делом можно пока больше не заниматься; в результате на одном из следующих курсов “неожиданно” обнаруживается ряд двигательных дефектов; научив ученика элементарной ритмической игры, педагог упускает дальнейшее укрепление и развитие этого навыка, пока позднее не обнаруживается, что ученик явно отстает в области ритмики. Не следует поэтому забывать, что переход к каждому новому уровню технической трудности заключает в себе потенциальную опасность рассматривания всех ранее приобретенных навыков – если педагог или сам обучаемый не держит их постоянно в поле своего внимания. Несмотря на совершенную бесспорность принципа одновременного охвата всех сторон развития и всех сторон овладения возможность таких положений, когда педагог вынужден делать выбор и устанавливать некоторую
очередность работы, - если не хочет разбросаться и достичь лишь слабых результатов во всех областях. В этом случае должна иметь место та или иная обоснованная очередность, которая, однако, при первой же возможности должна сменяться охватом вновь всего комплекса. Примечание: Работа по устранению дефектов в области ритмики всегда является первоочередной, так как: 1) в этой области ученик в самостоятельной работе наиболее беспомощен; 2) без овладения ритмической выдержкой невозможно никакое вообще управление игрой. Освоение, укрепление и сочетание игровых навыков происходит: а) на уроке – под непосредственным наблюдением и воздействием педагога; б) в домашней работе – в процессе повторного выполнения и развития достигнутого на уроке; в) в процессе самостоятельного приложения выработанных навыков к освоению нового материала. Тренировка на уроке безусловно необходима для нормального развития ученика; недостаточность ее приводит к тому, что ученик в домашней работе, не имея в своем уме достаточно отчетливых критериев, достигает лишь посредственных результатов. Однако педагоги не всегда умеют сочетать оказание помощи ученику на уроке с воспитанием навыков самостоятельной работы. Недостаточное воспитание этих навыков является, пожалуй, самой слабой стороной практики обучения в фортепианных классах детских музыкальных школ; они не всегда в достаточной мере формируются даже на этапе обучения нередко бросают личную игру на фортепиано: вся приобретенная или за время обучения исполнительская культура оказывается
мертвым, нереализуемым капиталом, так как они не умеют ее приложить к самостоятельной проработке даже несложной пьесы.
Список литературы:
1. А.П. Щаков “Фортепианный урок в ДШИ и училище”.