"Музыкотерапия-форма социализации детей с ОВЗ"

Автор: Антонова Юлия Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Гастелло, д.8
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкотерапия-форма социализации детей с ОВЗ"
Дата публикации: 25.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУЗЫКАТЕРАПИЯ –

ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ю.В. Антонова, музыкальный руководитель «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии В нашей образовательной организации «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии в воспитательно- образовательном процессе с дошкольниками используется целительное воздействие музыки. Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Мой труд содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит их к самостоятельной жизни, дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной. Репертуар программы составляю с учетом речевых, физиологических и психологических особенностей детей, и, кроме материала по слушанию музыки, пению и музыкально-ритмического движения, репертуар содержит упражнения по логоритмике, психогимнастике, игре на простейших шумовых и музыкальных инструментах. Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями необходима как способ воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических, умственных и эмоциональных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях группы дошкольников с ЗПР разработано перспективное планирование, построенное на основе содержания современных программ и технологий музыкального воспитания:
- авторская программа Р.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; - программа музыкального воспитания «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева; - «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А. Короткова. Используя данные программы и педагогические технологии на занятиях с детьми с ЗПР, работа музыкального руководителя направлена на реализацию следующих задач: улучшение общего эмоционального состояния детей; формирование качества движений (выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений; стимуляция речевой функции; нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонаций). Календарные темы подбираю по принципу тематизма, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать детей, а также с учетом логопедических лексико-грамматических тем, развивающих речь (по Т.Ткаченко). Планирую различные виды музыкальных занятий («Познавательное», «Ритмика и пластика», «Пение», «Восприятие музыки», «Музицирование», «Концерт», «Комплексное», «Интегрированное»), которые способствуют развитию творческих способностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме: 1. Приветствие. 2. Музыкально-ритмические движения. 3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. 4. Развитие чувства ритма, музицирование.
5. Активное слушание музыки. 6. Пение. 7. Танцы, хороводы, игры. 8. Релаксация. 9. Прощание. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы: творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Использую специальные коррекционные упражнения, которые направлены на развитие глубины дыхания и продолжительности речевого выдоха, интонационной выразительности, ритмичности и координации движений, пространственной ориентировки. Упражнения, выполняемые под музыку, способствуют также общей коррекции движения путем мышечного расслабления, ослабления непроизвольных движений, увеличения объема произвольных движений. Посредством музыки развиваются личностные качества, самостоятельность, познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. В коррекционных заданиях под музыку каждое движение совершенствуется в определенном ритме (времени, порядке предметов, явлений, процессов). Благодаря разнообразию тематики музыкальных произведений развиваются познавательные способности детей. Выполнение музыкально-ритмических упражнений, включающие в себя коррекционно-
развивающую игру, рассматривается как волевое проявление, так как ребенок сознательно выполняет поставленные перед ним задачи. При подборе упражнений учитываю психические и физические возможности каждого ребенка, так как в процессе их выполнения потребуются своевременная реакция на внешний раздражитель, умение переключаться с одного движения на другое, быстро и вовремя остановиться. При проведении коррекционной работы необходимо ребенку применение приобретенных знаний и навыков. Поэтому устраиваются развлечения, конкурсы, концерты, утренники. В целом, такие мероприятия являются стимулом для духовного и физического развития детей. Так к концу первого года обучения все дошкольники поют хором, играют на шумовых инструментах, выполняют общие двигательные упражнения, показывают свои умения на праздниках и развлечениях. Подведя итог коррекционной работы с детьми, отмечается положительная динамика развития поведенческих навыков, познавательной деятельности, развития памяти, внимания, творческой активности, воображения, умения работать в коллективе. В заключение хочется отметить, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так четко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким, они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! Литература: 1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. – 381с. 2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.-162с. 3.Р.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; 4.Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева; 5. Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А. Короткова.