"Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии"

Автор: Титушина Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: "Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. Гастелло, д.8
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии"
Дата публикации: 25.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ
Титушина Т. А. педагог-психолог «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. По мнению В.В. Давыдова тревожность можно рассматривать как психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики. Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии,
куклотерапии, индивидуально - групповых занятий, улучшения детско- родительских отношений и методом сказкотерапии. Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия. Сказкотерапия, как направление практической психологии привлекательно тем, что у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия с детьми и подростками, на сегодняшний день особенно актуально в коррекции детской тревожности и является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон. Для коррекционной работы с детьми был выбран один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии – сказкотерапия, по программе «Путешествие волшебный мир». Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника. Форма организации коррекционных занятий - подгрупповая. Занятия проходили в кабинете психолога, специально предназначенном для групповых форм занятий. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего было проведено 10 занятий. После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом сказкатерапии, была проведена повторная диагностика тревожности у детей. Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, т.к. дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях. Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот, на мой взгляд, причины появления у современных дошкольников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их
формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создает определенные трудности в его жизни. На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого- диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи. Литература: 1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с. 2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. – 224с. 3. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г. 4. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997. 5. Кочубей Б., Новикова Е."Ярлыки для тревожности" // Журнал "Семья и школа" № 9, 1988.