"МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Автор: Василинина Ольга Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Ливенская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Ливенка Красногвардейский район Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Дата публикации: 26.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Опыт работы позволяет считать, что сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала. Презентации учащиеся выполняют с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку Каждый такой урок начинаю с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, проблемная ситуация или проблемный вопрос. Формы организации учебных занятий самые разные : уроки-игры, лекции- беседы, конференции, лабораторные работы, учебные проекты. Проблемно - модульная программа по теме «Гаметогенез» в 10 классе Профильный уровень Занятие проводится в компьютерном классе
Цели и задачи урока:
Образовательные:  Сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека.  Организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах Развивающие:  продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;  развивать умение работать со схемами гаметогенеза (презентация), рисунками и текстом учебника, компьютером;  умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза)  умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера) Воспитательные:  развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность  развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле
 воспитывать культуру умственного труда Обязательное оборудование: презентации для вводного контроля , тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант (для самостоятельной работы на персональном компьютере), «Гаметогенез; учебник Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс М.: Дрофа,2006.
Вступительное слово учителя:
Жизнь - это чудо, важным свойством которой является размножение. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Почему у волчицы всегда родится волчонок, у кошки – котёнок и никогда не бывает так, чтобы кошка родила тигра. Почему? И ещё много почему возникает при изучении процессов размножения. Данное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания процессов, происходящих в живых организмах при гаметогенезе. № уч. элем Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала УЭ- О Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9 классе и проработав схему «Гаметогенез» и материал учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; б) о процессах происходящих на каждой из них; в)научитесь объяснять, почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом? Внимательно прочитайте цель УЭ- 1 Вводный контроль знаний Цель: определить исходный уровень знаний по теме « Митоз. Мейоз» ▪ Работа за компьютером: - со схемами «Митоз» и «Мейоз» по восстановлению правильной последовательности фаз этих процессов; - работа с рисунком «Жизненный цикл» по установлению продолжительности этапов и их значении; -работа по карточкам на кодирование и декодирование белка; - выполнить тест (с выбором одного или нескольких правильных ответов) Вариант №1 А) В пресинтетический период (G 1 ) клеточного цикла происходят следующие процессы: 1) синтез белка 2) редупликация ДНК 3) самая длинная фаза За каждый правильный ответ получаете 1 балл Работайте индивидуально Правильные ответы теста выделите другим
4) образование органоидов 5) рост клетки 6) синтез РНК Б) В профазе первого деления мейоза происходит: 1) расхождение гомологичных хромосом к полюсам 2) конъюгация и кроссинговер 3) расхождение хроматид к полюсам клетки 4) выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки 5) спирализация хромосом 6) образование веретена деления В )В анафазе первого деления мейоза происходит: 1) расхождение хроматид к полюсам клетки 2) выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки 3) спирализация хромосом 4) разделение пар гомологичных хромосом 5) образование веретена деления 6) расхождение целых гомологичных хромосом к полюсам клетки Г) В метафазе митоза происходит: 1) выстраивание хромосом по экватору 2) хромосома состоит из двух хроматид 3) прикрепления хромосом в области центромеры к нитям веретена деления 4) деление центромеры и расхождение хроматид к полюсам клетки 5) деспирализация 6) восстановление ядерной оболочки Д) В результате митоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)1п 2)2п Вариант №2 А) В синтетический период (S) клеточного цикла происходят следующие процессы: 1) синтез белка 2) редупликация ДНК 3) синтез РНК 4) образование органоидов 5) накопление энергии 6) активизация ферментов Б) В постсинтетический период (G 2 )клеточного цикла происходят следующие изменения: цветом или занесите в таблицу Ваши баллы_________ Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее.
1)образование органоидов 2) активизация ферментов 3)накапливается энергия 4)редупликация ДНК 5) синтез белков 6)синтез РНК В) Восстановите последовательность стадий митоза: 1) профаза 2) телофаза 3) метафаза 4) анафаза Г) В телофазе митоза происходит: 1) деспирализация хромосом 2) выстраивание хромососом по экватору клетки 3) спирализация хромосом 4) расхождение хромосом к полюсам клетки 5) восстановление ядерной оболочки 6) цитокинез Д)В результате мейоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)2п2)1п  Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне. 1. процесс непрямого деления клетки……. 2. процесс деления созревающих половых клеток, при котором уменьшается число хромосом в два раза…….. 3. процесс прямого деления ядра клетки…… 4. обмен участками гомологичных хромосом в профазе первого мейоза…. 5. период подготовки клетки к делению……. 6. сближение гомологичных хромосом …….. 7. двойной набор хромосом………. 8. совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки…….. 9. одинарный набор хромосом……. 10.самостоятельная ядерная структура, состоящая из центромеры и плечей…… За каждый правильный ответ 0,5 баллов УЭ- 2 Цель: выяснить стадии гаметогенеза и процессы, происходящие на каждой из них при сперматогенезе и овогенезе. Рассмотрите слайды презентации и изучите текст учебника
Слайд №2 ▪ Как называется процесс развития мужских половых клеток? ▪ Как называется процесс развития женских половых клеток? ▪ Как называются первичные половые клетки при сперматогенезе (овогенезе)? ▪ Какой набор хромосом они имеют, каким путем делятся? ▪ Когда активно начинают делиться сперматогонии и овогонии? Слайд №3 Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной половой клетки, когда она находится в половой железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете? ▪ Какие изменения происходят а)при сперматогенезе, б) овогенезе стр. 201 Слайд №4 ▪ Каким путем делятся клетки на третьей стадии гаметогенеза? Прочитайте в учебнике стр. 202 ▪ Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь уменьшение количества хромосом в два раза произошло уже в первом делении? ▪ Сколько клеток образуется и какой набор хромосом они имеют: а) при сперматогенезе б) овогенезе? ▪ Почему направительные тельца, образующие при созревании женских половых клеток, обязательно должны иметь мелкие размеры? А почему нельзя обойтись вообще без них? ▪ Почему разные сперматозоиды одного и того же мужчины по генному составу несколько отличаются друг от друга? Слайд №5 ▪ Какие изменения происходят со сперматидами в фазе формирования? ▪ Какие изменения происходят с овотидами в фазе формирования? (стр.207) ▪ Почему сперматозоид имеет мелкие Работа с презентацией «Гаметогенез» Работайте в парах
размеры, а яйцеклетка - относительно крупные? ▪ В чём биологический смысл образования только одной яйцеклетки? (стр.206 – 207) ▪ В чём биологический смысл образования большого количества сперматозоидов? стр. 209 Слайд 6 ▪ В чём биологическая сущность оплодотворения? стр. 209 Запишите в тетрадь 1. Фазы гаметогенеза; название клеток на каждой стадии; набор хромосом и количество ДНК; результат образования (сколько клеток образуется) Работайте в тетради самостоятельно УЭ- 3 Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на уроке 1 уровень знаний Отработайте и скорректируйте понятия по теме. 1.Развитие мужских гамет….. 2.Развитие женских гамет….. 3.Последовательность фаз гаметогенеза….. 4.Способ деления клеток в фазе размножения…название первичных половых клеток а) при сперматогенезе… б) при овогенезе…. 5.Что крупнее, ооцит I порядка или сперматоцит I порядка. Почему? 6.Какой способ деления клеток происходит в фазе созревания? 7.В результате сперматогенеза образуется…… сперматозоида. 8.В результате овогенеза образуется …..набор хромосом и количество ДНК в гаметах….. Уровень 2 1.Задание на соответствие. Фазы гаметогенеза: А – период размножения Б – период роста В - период созревания Г – период формирования 1.сперматогонии 1. яйцеклетка 2.сперматоцит 2 порядка 2.овогонии За каждый правильный ответ 0,5 баллов Проверь правильность ответов в папке «Приложение» Ваши баллы_________ 2 уровень За правильный ответ 1 балл Проверь правильность ответов в папке «Приложение»
3.сперматозоид 3.овотида 4.сперматоцит 1 порядка 4.овоцит 1 п. 5.сперматиды 5.овоцит 2 п 2.Задание на выявление общих закономерностей 1. митоз – мейоз 2. овогенез – сперматогенез 3. профаза, метафаза, анафаза, телофаза Уровень 3 1. Представьте, что гаметы диплоидны. Каковы возможные последствия? 2.Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы? Почему Вы так считаете? 3. Одинаков ли генный состав хромосом одной пары? Докажите свою точку зрения. Ваши баллы_________ 3 уровень За правильный ответ 1,5 баллов Проверь правильность ответов в папке «Приложение» Ваши баллы________ УЭ- 4 Цель: подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. I. Подсчитайте баллы -если вы набрали 10 баллов - ваша оценка «5» -если вы набрали 8-9 баллов ваша оценка «4» -если вы набрали 6-7 баллов - ваша оценка «3» II.подведение итогов 1. Прочитайте комплексную цель. 2. Достигли ли вы цели урока? Можете ли ответить на поставленный вопрос? 3. Выберите
домашнее задание
в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке: 1)Проработаю материал ещё раз по учебнику 2) Воспроизведу графически схему гаметогенеза и дам краткую характеристику 3)Если получили оценку «5» можете выбрать творческое задание - подготовьте информационную справку а)о клонировании как одном из способов размножения(укажите к какому - бесполому или половому способу размножения оно относится) Работайте вместе с классом Оценивая значение внедрения модульной технологии, в сочетании с информационно-компьютерной технологий как учитель- практик, могу сказать, что это одно из важнейших средств формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей учащихся.