"Нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности"

Автор: Резникова Ольга Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2026
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 09.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Нравственное воспитание младшего школьника

во внеурочной деятельности.
Учитель ГБОУ школа № 2026, Москва Резникова Ольга Александровна
Аннотация:
В статье рассматриваются роль учителя, в нравственном воспитании младшего школьника во внеурочной деятельности.
В.А. Сухомлинский
: «…оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет…».
Фридрих Адольф Дистиверг:
«Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя». Предъявляются ли сегодня требования к тому, кто стал учителем: что он за человек, как стал учителем, чем дышит, о чём мыслит… Значит ли это, что воспитание нравственных качеств в младшем школьнике напрямую зависит от нравственных качеств самого учителя? Конечно, да. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Великий русский ученый П.Ф. Каптерев считал, что основой совершенствования человеческой природы является саморазвитие организма в процессе обучения и воспитания. «От воспитания и образования все ждут,- пишет русский ученый, - чтобы через них люди делались лучше, чем каковы они есть по своей природе, а не хуже или не оставались бы в том же положении» [1]. Значит, сам педагог должен быть высоконравственной личностью. Встает вопрос: «Что же такое нравственность? И что такое нравственный идеал? Нравственное воспитание?» Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. И. Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал [2]. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [2].Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [2]. 1
С.И. Ожегов рассматривал понятие нравственность по-новому: правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [9]. П.И. Подласый раскрывает понятие «нравственное воспитание» как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [2]. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс. К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление её предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С. Выготский [4]. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру [4]. По мнению Л.И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость. Появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность [3]. Многочисленные исследования педагогов и психологов (И.С. Марьенко, Э.А. Черниковой, Б.Г. Ананьева, Е.А. Щербаковой и др.) позволили установить, что именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление детьми положительного нравственного опыта [4]. Теоретический анализ проблемы показал, что без целенаправленного формирования нравственного опыта невозможно воспитание у детей стойких убеждений, умения жить и работать по нормам морали. Каждый учитель, по мнению Ш.А. Амонашвили, должен «обладать всеми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем…» [8]. Поскольку в начальной школе основной потребностью младших школьников является потребность быть хорошим, учитель заранее должен продумать такие средства воздействия на личность, с помощью которых данная потребность будет реализована, эмоционально пережита и выражена впоследствии в деятельности. Именно знания, чувства и поведение лежат в основе системы воспитания этической культуры, а средства, которые заранее выбирает педагог, являются стимулами нравственного развития личности. 2
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Система этического воспитания на сегодняшний день располагает широким набором действенных и эффективных стимулов для нравственного развития личности. К таким можно отнести: - нравственно-ориентированная игра (например, игра «Свеча» описана А.И. Шемшуриной) [11]; - беседа, классный час (например, «Красивое – начало в человеке»); - проектная деятельность (например, проект «Моя семья») Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Список литературы:

1.
П.М. Кузьмин К вопросу о педагогических идеях П.Ф. Каптерева // Советская педагогика, 1940
2.
Ю.К. Бабанский Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
3.
Л.И. Божович О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
4.
И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология, 2003
5.
Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. О. А. Ларина , Т. В. Каратьян , А. В. Акрушенко
6.
Ю.К. Бабанский Педагогика. М.: Просвещение, 1998. 479 с.
7.
И.С. Марьенко. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 368 с.
8.
Ш.А. Амонашвили, журнал «Начальная школа», 2011 №6, 1 с.
9.
Словарь русского языка С. И. Ожегов
10.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 200
11.
З.И. Равкин. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории)//Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследовательской советской школы. Йошкар-Ола, 1972. 3