НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. " Звук П".

Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 39"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. " Звук П".
Дата публикации: 12.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П». В.В. Махова, учитель-логопед, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39», г. Петропавловск-Камчатский
Тема. Звук "П".

Цели:
• Учить четко произносить и давать характеристику звуку "П". • Учить выделять звук "П" среди согласных звуков из начала слов. • Учить выполнять звуковой анализ слова "АП". • Закреплять понятие «согласный звук», познакомить с понятием «глухой согласный звук». • Закреплять умение изменять существительные в именительном падеже по числам. • Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. • Укреплять мышцы глаз, развивать общую моторику.
Оборудование:
«звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М, П; интерактивная доска ; флипчарт «Паровозик», «Выбери картинку»; указка, зеркала на столах, символ «глухого» звука, символ «твердого» звука, фишка синего цвета, синие сигналы, экран для логопеда, мяч, слайд «Едет паровозик»; ромашки с картинками, синяя «полянка», красные и синие фишки, «окошки», картинки, цветные карандаши, мольберты.
Ход НОД.
№ содержание примечания
1

Оргмомент.
- Ребята, я очень рада встрече с вами. Мы встретились, чтобы узнать много интересного, нового. Но посмотрите, что лежит у нас на пути? (Звуковая дорожка) - Правильно. А это значит, чтобы пройти дальше, нам нужно расставить на ней символы звуков правильно. Я назову слово, а вы должны сказать, какой
первый
звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку. Макет «звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М

2

3

аист
(первый звук в слове - А) - Найди символ этого звука и помести на дорожку. (Слова:
облако, игры, улица
) - А теперь я назову слово, а вы должны сказать, какой
последний
звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку. (Слова:
шары, дом
) - На какие две группы разделились звуки? - Какие звуки называются гласными? - Почему звук "М" называется согласным звуком?
Сообщение темы занятия.
- Сегодня к нам пришел гость. Но кто он, вы должны догадаться сами. Для этого отгадайте мою загадку.
Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колес.

И называюсь… (паровоз)
-Да, к нам приехал Паровозик из Ромашково. Он узнал, что в нашем саду живут очень дружные ребята и захотел с нами поиграть. Отгадайте, а какой любимый звук у Паровозика? (П) - Давайте все вместе произнесем этот звук. (произносят хором) - А сейчас этот звук будут произносить те ребята, которых я назову. (логопед указкой показывает на символ звука, а дети произносят этот звук по одному и правильно, не озвончая его)
Характеристика звука по артикуляционным и

акустическим признакам.
- Сядьте на стулья. Возьмите зеркала. Произнесите звук "П". Посмотрите на губы. - Уберите зеркала. Что делают наши губы, когда произносят этот звук? (смыкаются) - Давайте покажем, как смыкаются наши губы. (показывают руками) - Как вы думаете, воздуху легко или трудно проходить через рот, когда мы произносим звук "П"? - А что ему мешает? -Что образуют губы? (преграду) - Давайте проверим, что воздуху действительно трудно проходить через рот, и он встречает преграду. Поставьте ладонь перед губами и еще раз произнесите "П". флипчарт «Паровозик», дети подходят к доске на мольберт выставляется символ звука «П», указка индивидуальные зеркала на столах

4
- Как вы думаете, можно ли петь или тянуть этот звук? - Попробуйте. - Вспомните, если воздух встречает на своем пути преграду, когда мы его произносим, то значит, звук "П" какой? (
согласный
) - Повторите хором, какой звук "П"? - Повтори, Влад, какой звук "П"? (повторяют все по одному) - Почему звук "П" – согласный? (его нельзя петь и тянуть, губы образуют преграду, воздуху трудно выходить) - А теперь давайте послушаем, звучит ли голосок, когда мы произносим этот звук? (определяют двумя способами) - Ребята, если голос не звучит, когда мы произносим звук, то такой звук называется
«глухой»
- Повторите хором, что еще узнали про звук "П"? - Повтори, Влад, какой звук "П"? (повторяют все по одному) - Почему звук "П" – глухой? (когда мы его произносим, то голос не звучит) - Посмотрите еще раз в зеркало. Пальчики поставим в уголки губ и еще раз произнесем звук "П". Губы у нас не напрягаются. Звук "П" –
твердый.
- Повторите, что мы еще узнали о звуке "П". Какой звук "П"? (Произносят все по одному: твердый) - Если звук согласный и твердый, фишкой какого цвета его надо обозначить? (синего) - Фишкой какого цвета будем обозначать согласный твердый звук? (повторяют все дети) - Что мы знаем о звуке "П"? (Звук "П" согласный, твердый, глухой, мы его обозначили синей фишкой)
Выделение звука "П" на слух.
а) Игра «Сигнальщики» - Паровозик очень рад, что вместе с вами узнал так много нового о своем любимом звуке "П", и он хочет поиграть в игру «Сигнальщики». Поднимайте сигналы только тогда, когда услышите звук "П".
(К, М, П, Ш, П, Т, П, П, В, С, П)
б) Игра «Поймай звук» - А сейчас хлопайте в ладошки, когда услышите звук "П".
ПА, ТА, МА, ПЫ, ЛЫ, КУ, ПУ, ОК, ТО, ПО, ПЭ
Выставляются: символ «глухого» звука; символ «твердого» звука ; фишка синего цвета. индивидуальные синие сигналы, экран для логопеда

5

6

7

8

Произношение звуков в слоговых сочетаниях и

словах.
Игра «Эхо». - Ехал наш паровозик и устал. Предлагает нам посидеть на полянке и поиграть в игру «Эхо». - Тихо встаньте в круг. Сядьте на колени. Внимательно слушайте, запоминайте, что я скажу. Смотрите на мяч. Кому покатится мяч, должен, как эхо повторить:
ПА-ПО-ПУ, ПЫ-ПУ-ПА, ПА-ПЫ-ПУ и т.д.

Произношение звуков в словах.
- Ребята, подойдите к доске и встаньте в одну линию - Паровозику надо привести детям картинки, в названиях которых слышится звук "П". Давайте ему поможем. Будем по одному выходить и выбирать нужную картинку. А остальные дети внимательно проверяют, нет ли ошибки. - Но сначала я все эти картинки назову.
(пуговицы, пальто, паук, посуда, сок, полотенце,

помада)
-Какую картинку ты поставил? (Я поставил "пуговицы") -Есть ли в слове звук "П"? Произнеси слово так, чтобы все этот звук услышали. -Какой первый звук в слове «Пуговицы»? - Назовите слова, в которых слышится звук "П". - Что мы узнали о звуке "П"? Игра «Что исчезло?». - А теперь поиграем с паровозиком в игру «Что исчезло»? Когда вы отвернетесь, он спрячет одну картинку. А вам надо узнать, какую и назвать ее так, чтобы все услышали звук "П".
Физминутка.
- Паровозик очень рад, что вы ему помогли, и он повез картинки в разные города. Проводите глазками паровозик. - А теперь я буду называть один предмет, а вы несколько предметов, и бросать мне мяч. Запоминайте свои слова.
(почка, полка, помада, пачка, порошок, палка)

Игра «Выбери картинку».
- Ехал наш паровозик и попал на ромашковое поле. Но ромашки на нем растут не простые. Вместо желтой серединки у них картинки. Давайте и мы прогуляемся по этому полю и наберем ромашек с картинками, в названии которых слышится звук "П". мяч Флипчарт с картинками мяч картинки на ковре

9

10

11
Идите за мной «паровозиком», я буду картинки называть, а вы должны выбрать только один цветочек. - Сколько цветов насобирали. Давайте положим их на синюю полянку. (Дети произносят название картинки, выделяя звук "П" голосом) - Давайте все вместе назовем цветы на полянке. - Почему наша полянка синего цвета? - Что мы знаем о звуке "П"?
Звуковой анализ.
- Очень понравилось паровозику играть на полянке. Он даже прыгать научился. А когда прыгал, то радостно кричал «АП!» - А сколько звуков в этом слове? (считают на пальцах) - Возьмите карточку с двумя окошками. - Слушаем, какой первый звук в слове А-А-А-П. - Что знаете о звуке "А"? -Возьмите красную фишку и положите в первое окошко. - Какой второй звук (А-П)? - Что мы о нем знаем? Какой фишкой обозначим? Возьмите синюю фишку и положите во второе окошко. - Покажите звук "А", звук "П". - Прочитайте слово. - Сколько всего звуков в слове "АП"? Сколько гласных? Сколько согласных? - Паровозик решил пошутить и убрал символ звука "А", поставил "О". Какое слово получилось? Прочитайте. -Как из слова "АП" получилось слово "ОП"?
Развитие графомоторных навыков. Игра «Обведи

картинку».
- Паровозику очень понравилось, как вы занимались. Он привез вам картинки. Нужно раскрасить ту картинку, в названии которой слышится звук "П".
Итог занятия.
- О каком звуке сегодня говорили? Что мы о нем узнали? - Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу в ладошку слова, в которых слышится звук "П". синяя «полянка» «окошки», фишки синие и красные, символы звуков А,О,П