"Парциальная программа"

Автор: Шатина Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: г Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Парциальная программа"
Дата публикации: 12.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Часть Образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (далее: Парциальная программа «Рисуйте вместе снами») имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность
Парциальной программы «Рисуйте вместе с нами» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной) с использованием нетрадиционных техник рисования.
Актуальность
Парциальной программы «Рисуйте вместе с нами» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Цели и задачи Парциальной программы
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 4 – 7 лет через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; -Развивать мелкую моторику рук; -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; -Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. -Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной
деятельности; -Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами. В ходе реализации Парциальной программы « Рисуйте вместе снами» дети знакомятся со следующими техниками рисования: -«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); -монотипия; -рисование свечой; -рисование по мокрой бумаге; -рисование путем разбрызгивание краски; -оттиски штампов различных видов; -«точечный рисунок»; -батик (узелковая техника); -граттаж; -кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); -рисование жесткой кистью (тычок); -рисование на полиэтиленовой пленке. Парциальная программа «Рисуйте вместе с нами» составлена по возрастным группам и рассчитана на три года. Программа охватывает среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Периодичность занятий: средняя и старшая группа – 1 занятие в месяц, подготовительная – 2 раза в месяц в первой половине дня в ходе непосредственно – образовательной деятельности с детьми. Длительность занятий: средняя группа – 20 минут;
старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа –30 минут. Форма организации детей: групповая. Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Планируемые результаты освоения Парциальной программы
. Ожидаемый результат: -самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; -самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования; -выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; -давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; -проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга. В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления,
фиксации и предъявления результатов:

Способы и формы

выявления

результатов

Способы и формы

фиксации

результатов

Способы и формы

предъявления

результатов
Беседа, опрос, наблюдение Выставки, Итоговые занятия Анализ мероприятий Анализ приобретенных навыков Грамоты Дипломы Фотоотчёты Отзывы (детей и родителей) Методические разработки Выставки Готовые изделия Отчеты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы МДОУ – детского сада № 84 Снегурочка». Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
№ Месяц

Тема

Програмное содержание

Средняя группа
1 Сентябрь «Дождик» («набрызг») Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. Познакомить с новым методом рисования - набрызг; Развивать творческие способности; Развивать эмоционально- эстетические чувства, воображение. Воспитывать любовь к природе в разные времена года. 2 Октябрь «Осенний ковёр» (эстамп) Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и
называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. 3 Ноябрь «Подарок для мышонка» (рисование пальцами) Продолжать учить технике пальчикового рисования; Закреплять умения рисовать предметы круглой и овальной формы; Учить дорисовывать детали к предмету (верёвочку к шарику); Развивать воображение и фантазию; Воспитывать желание оказывать помощь. 4 Декабрь «Деревья в снегу» (рисование солью) Учить передавать в художественной деятельности красоту зимнего пейзажа, используя нетрадиционный материал – соль. Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь. 5 Январь «Путешестви е в сказочный лес» (рисование пальцами) Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов, создавать свой художественный образ в изобразительной деятельности; Познакомить с нетрадиционным методом рисования - рисование руками; Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках, о способах их получения (оранжевый, коричневый цвет) ; Закреплять представления о форме предметов (круг, овал, треугольник,
величине, расположении частей; Обогащать музыкальные впечатления; Воспитывать аккуратность, развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, творческое воображение. 6 Февраль «Друзья белочки» («оттиск») Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги». Закрепить имения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Закрепить умения располагать изображение на определённом месте . Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Учить, правильно называть цвет. Продолжать учить слушать и слышать музыкальное сопровождение. 7 Март «Плюшевый медвежонок» («оттиск поролоном») Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
8 Апрель «Жёлтый одуванчик» (рисование пальцами) Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики, закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. 9 Май «Бабочка – красавица» («оттиск») Закреплять навыки рисования нетрадиционным методом – рисование с помощью файла; Совершенствовать технические навыки; Развивать воображение, чувство цвета, интерес к творческой деятельности; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать умение давать оценку своим работам и работам других; Воспитывать положительное отношение ко всему живому
Старшая группа
№ Месяц Тема Програмное содержание 1 Сентябрь «Анемоны» (рисование по сырому листу) Учить работать гуашью по сырому, накладывать один цвет на другой; Формировать умение составлять композицию из нескольких предметов; Развивать воображение, чувство цвета, эстетический вкус; Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира. 2 Октябрь «Дорисуй картинку» Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь
увидеть многообразие предметов; закрепить навыки рисования карандашами (четкую штриховку); Развивать координацию движений, мелкую моторику рук; Воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. 3 Ноябрь «Загадки» (рисование свечой) Познакомить детей с техникой рисования свечой; Закреплять умение изображать различные предметы; Развивать воображение; Воспитывать желание выполнять работу творческого характера. 4 Декабрь «Весёлые кляксы» (кляксография) Познакомить c таким способом изображения, как кляксография; Учить видеть в кляксе существо, животное, растение...; Учить дорисовать детали объектов, для придания им законченности и сходства c реальными образами; Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; Поощрять детское творчество, инициативу. 5 Январь «Морозный узор» (фотокопия) Учить детей замечать необычное в окружающем мире и отражать увиденное в своем творчестве; Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании c изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; Развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество;
Вызывать y детей интерес к зимним явлениям природы. 6 Февраль «Папин портрет» (рисование поздравительной открытки с фотографии) Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека; Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально; Вызвать y детей интерес к подготовке подарков и сувениров. 7 Март «Милой мамочки портрет» (рисование поздравительной открытки с фотографии) Учить рисовать женский портрет; инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения; Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; Воспитывать y детей эмоциональное отношение к образу мамы. 8 Апрель «Я рисую море» («расчесывание» краски) Ознакомление c новым приемом рисования - «расчесывание» краски; создать условия для экспериментирования c разными художественными материалами и инструментами; Развивать воображение, чувство ритма и композиции; Вызвать y детей интерес к созданию моря 9 Май «Цветик – семицветик» Познакомить co способом рисования ступней; закрепить знания цветов спектра; Развивать творчество; Воспитывать интерес к занятиям по рисованию, создавать радостное настроение y детей.

Подготовительная группа
1 Сентябрь Осень на опушке краски разводила Познакомить c новым видом изобразительной техники — «печать растений» (оттиск); Развивать y детей видение художественного образа и замысла через природные формы; Развивать чувства композиции, цветовосприятия; Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2 Октябрь Пейзаж у озера Закрепить знания детей o пейзаже как жанре изобразительного искусства; Познакомить c нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие o симметрии; Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только c натуры, a придумать его самому; Совершенствовать технику рисования акварельными красками; Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии c придуманным сюжетом; Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. 3 Ноябрь Невидимки Учить находить в переплетении линий обрaзы; Совершенствовать умение соотносить
цвет c музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) закрепить умение рисовать простым карандашом; Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования, творческое воображение; Воспитывать интерес к занятиям творческого характера. 4 Декабрь На чудесной планете Продолжать учить детей изображать различные образы; Упражнять в использовании различных техник; Развивать творческое воображение и фантазию детей; Воспитывать интерес к творчеству. 5 Январь Зимние напевы Познакомить c новым способом изображения снега — «набрызги»; Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа; Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации c собственным опытом восприятия зимней природы. 6 Февраль Папа в галстуке Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека; Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги (ткани) для оформления папиного портрета; Вызвать интерес к поиску
изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально; Вызвать y детей интерес к подготовке подарков и сувениров. 7 Март Моя мама самая красивая Учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности: цвет, линию, композицию; Закрепить знания детей o портретной живописи, основных законах изображения человека; Воспитывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку. 8 Апрель Космический пейзаж Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе; Научить новому способу получения изображения – гроттажу; Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника; Воспитывать у детей воображение, стремление к познанию окружающего мира. 9 Май Праздничный салют над городом Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении; Закрепить знание свойств разных
материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки; Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное; Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
Взаимодействие ДОУ с семьей по реализации

парциальной программы.
Работа по реализации Парциальной Программы включает в себя: -Анкетирование -Родительские собрания -Консультации для родителей в приёмной -Мастер-классы -Открытые просмотры НОД с детьми -Информация на сайте ДОУ -Оформление папок-передвижек -Буклеты -Памятки для родителей -Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. -Конкурс совместных творческих работ с детьми