Напоминание

"Путешествие к пернатым друзьям"

Автор: Бузина Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени Максима Горького"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Путешествие к пернатым друзьям"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького» Экологический проект «Зимнее путешествие к пернатым друзьям» (3 класс) Выполнила: учитель начальных классов Елена Борисовна Бузина Череповец, 2015
Цели: - ознакомление с разнообразием зимующих птиц Вологодской области (северо – запада России) - формирование экологической грамотности учащихся - формирование положительных межличностных отношений в коллективе - воспитание бережного отношения к природе Задачи: - активизировать и пополнить знания учащихся о зимующих птицах, о влиянии изменений в природе на жизнь птиц - формировать умение вести наблюдения за птицами, оценивать состояние окружающей природы, оказывать посильную помощь в охране природы - развивать воображение, умение обобщать, делать выводы - воспитывать уважительное отношение к окружающим Формируемые универсальные учебные действия: I. Личностные:  Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к природе.  Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе, уважать иное мнение. II. Регулятивные:  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя III. Познавательные:  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)  Сравнивать и группировать факты и явления.  Относить объекты к известным понятиям.  Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. IV. Коммуникативные:  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты, отделять новое от известного; выделять главное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Время, необходимое для реализации всех мероприятий проекта, 2 недели в январе - феврале. Проводится на внеурочных занятиях, как внеклассные мероприятия, в виде творческих заданий дома с родителями, в малых группах. Продуктом проекта станет обобщение в виде альбома путешествия. Каждый учитель выбирает форму альбома удобную для работы в его классе. План работы.
1. Вступительное анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний по теме. 2. I часть путешествия. 3. II часть путешествия. 4. Повторное анкетирование учащихся с целью выявления. положительных результатов работы. 5. Подведение итогов работы. 6. Награждение активных участников путешествия. 7. Представление альбома путешествия
Путешествие проводится в два этапа.
Первый этап включает анкетирование, постановку проблемы, изучение теоретического материала, закрепление имеющихся знаний через разные формы работы, практическую деятельность в классе и дома с родителями. Занятия первой части учитель планирует по следующим пунктам (можно подобрать другие формы работы):  Изучение категорий зимующие и кочующие птицы. Подбор информации о них. Выполнение стенда.  Знакомство с птицей снегирем. Наблюдение за снегирем в природе. Выполнение аппликации «Снегирь».  Чтение книг о птицах.  Подготовка сообщений о птицах.  Написание сочинений о птицах.  Просмотр фильмов и передач о зимующих и кочующих птицах.  Изготовление кормушек, организация выставки кормушек. Результатом работы первого этапа будут: стенд о птицах, выставка книг, аппликаций, представление сообщений, сочинений и подведение итогов в форме театрализованного представления, к которому учащиеся должны подготовиться вместе с учителем. Мини- спектакль «Птичье собрание» ребята могут показать в параллели, младшим ученикам. Второй этап проводится по следующему плану:  Знакомство с видами корма для птиц зимой.  Оформление стенда «Корм для птиц»  Сходить на экскурсию в парк. Развесить там кормушки. Понаблюдать за птицами.  В течение недели дома с родителями повесить кормушку во дворе дома, за городом. Наблюдать какие птицы прилетают к кормушке, какой корм они предпочитают. В ходе экскурсии в парк развесить кормушки, заполнить кормом и понаблюдать за птицами (по возможности). Можно развесить кормушки на территории школы, чтобы можно было наблюдать ежедневно. Результаты наблюдений обобщить. В ходе занятия по второму этапу в классе рассмотреть стенд «Корм для птиц», выставку фотографий с экскурсии, рисунки по впечатлениям от экскурсии, слушать стихи о птицах (можно провести слушание отдельно), провести анкетирование, подвести итоги всей работы (в ресурсном круге), награждение самых активных. Представление альбома путешествия. Ход работы. I часть.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о зиме, о природе в это время года, о друзьях наших – птицах. Хоть сейчас и зима, в лесах, полях тишина, будто природа спит, все же и в это время года можно много интересного увидеть в лесу, в парке. (Раздаётся стук в дверь.) - Кто это спешит к нам? (Вбегает мальчик, одетый в костюм снегиря) Снегирь: - Куда это я залетел? Это не лес, не поле, а что это? Ученик 1: - Здравствуй, снегирь! Ты попал в школу, в третий класс, к нам на занятие. Снегирь: - Чем же вы занимаетесь в своей школе? Ученик 2: - Изучаем разные науки: математику, русский язык, чтение… Снегирь: - А природу, окружающую вас, изучаете? Ученик 3: - Конечно, изучаем! И растения, и погоду, и животных, и правила разные. Вот в путешествие собираемся, в лес на птиц посмотреть. Снегирь: - А птиц вы изучили? Сможете узнать их в лесу? Ученик 1: - Изучаем. Посмотри. (показывает стенд «Зимующие птицы», выставку аппликаций «Наши пичужки. Снегирь». Раздел новой информации о птицах). Снегирь: - Да, вижу, меня вы знаете, даже в работах изобразили. А остальных птиц знаете только по названиям? Ученик 2: - Нет. Мы их на фотографиях и рисунках видели, а некоторых на улицах города наблюдали. И даже сочинения о птицах написали. (показывают выставку сочинений, зачитывают лучшие работы.) Снегирь: - Молодцы! Приятно слышать о нас, о птицах хорошие слова. А какие книжки вы прочитали, чтобы поближе познакомится с птицами? Ученик 3: - Вот выставка книг, познакомься. (Перечисляет названия книг и авторов.) Ученик 1: - А ещё сообщения о зимующих птицах написали, а материал брали в энциклопедиях, журналах, книгах, интернете) (Показывает сообщения учащихся.) Снегирь: - Ну, что ж, о зимующих птицах вы узнали. А как живётся птицам зимой, слышали? Ученик 2: - И об этом читали, смотрели телепередачи. Знаем, что трудно бывает птицам пережить зиму, особенно, если она очень холодная. Посмотри и послушай историю об этом. (Учащиеся разыгрывают мини – спектакль «Птичье собрание»)
Птичье собрание.
Лесная поляна, заснеженные деревья. На поляне собрались птицы: две синицы, сойка, дятел, сорока, клёст, свиристель. Сели в кружок. Ведущий: - В лесу зимою тишина, Но ведь обманчива она. В ясный день погожий, На цветы похожи, На ветвях берез расселись Синицы, сойка, свиристели, Сороки, поползень и дятлы. Они волнуются – понятно! Холодно и неуютно, Корм найти сейчас им трудно. Голодают, замерзают И судьбу свою решают. (Птицы собрались стайкой, щебечут.)
Дятел: (солидно обращаясь к птицам) - Лютый холод к нам пришел. Снег всю землю позамёл. Где искать нам корм теперь? Или голод нам терпеть? Сойка: (выскакивает вперёд) - Точно, точно! Точно, точно! Нам решить сегодня срочно Нужно здесь вопрос такой: Как же выжить нам зимой? Дятел: (прохаживается, задумчиво говорит) - Да, согласны, трудно нам По лесам и по полям Целый день летать, искать Где бы пищи нам достать? Ведь не лето, нет жуков, Нет семян и нет плодов. Сорока: (перебегает от одного к другому) - Дайте мне, сороке слово! Научить я вас готова! В городе вчера была (Там, конечно, шумно, дымно), Но поесть я там нашла. Клёст: (перебивает сороку) - Ну, сорока, тише, тише! Так трещишь, что все уж слышат. Ты подумай! Это ж к людям! Путь для нас опасным будет. Там силки да сетки: Нас посадят в клетки! Синицы: (подбегают к Клесту, говорят хором) - Дядя Клест! Дядя Клест! Путь хоть труден да непрост, Но поближе к людям Нам сытнее будет. Там такие школы есть, Где ребята нас уж знают, Книжки разные читают, Птичек вовсе там не ловят, А столовые готовят! Клест: - А в столовых что? Столы? И кому они нужны? Синицы: (вместе, обращаясь ко всем) - Что вы! Там кормов запас. Позаботились о нас. И рябина, и калина, Семечки и хлеба крошки. Там согреемся немножко. Поползни: - Убедили! Убедили! Мы согласны, мы решили! Полетим поближе к людям,
Там зимой мы сыты будем. И надеемся на то, Что не обидит нас никто. Ведущий: - Прилетели птицы к людям. А мы добры к пернатым будем. Наблюдайте, изучайте, Да кормить не забывайте! (Птицы собираются и улетают). Снегирь: - Верно в вашей истории сказано: голодно и холодно зимой птицам. Им обязательно нужна помощь. А вы помогаете птицам? Ученик 3: - Помогаем. Кормушки делаем. (Показывает выставку кормушек. ). Снегирь: - А знаете ли вы, ребята, какие птицы могут воспользоваться вашими кормушками? Ученик 1: - Каждая птица сможет воспользоваться хотя бы одной из наших кормушек, ведь они такие разные: и большие, и маленькие, и широкие, и узкие. О кормушках нам рассказал журнал «Юный натуралист». (Показывает раздел на стенде «Кормушки для птиц».) Снегирь: - Теперь я вижу, что вы с пользой можете путешествовать по зимнему лесу. Внимательно всё рассматривайте, интересное подмечайте, птицам помогайте. А я ещё к вам в гости прилечу. (Снегирь прощается с детьми и улетает). Учитель: - Ребята, давайте подведём итог. - Каких птиц вы можете встретить в нашем зимнем лесу? - Как вы их узнаете? - Какие правила поведения будете выполнять при наблюдении за птицами? - Какую помощь вы будете оказывать птицам зимой? - Почему помощь птицам требуется именно в зимнее время? - Ч то вам запомнилось больше всего? - Что понравилось? - Что было непонятно? (Учитель отвечает на вопросы детей) Задание домашнее вам оставил снегирь: 1. Сходить на экскурсию в парк. Развесить там кормушки. Понаблюдать за птицами. 2. В течение недели дома с родителями повесить кормушку во дворе дома, за городом. Наблюдать какие птицы прилетают к кормушке, какой корм они предпочитают.
II часть.
Учитель: - Наша новая встреча состоялась через неделю. (Раздаётся стук в дверь) А вот и наш Снегирь прилетел, не опоздал. Здравствуй, Снегирь! Снегирь: - Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? (Дети отвечают) Расскажите, как сходили на экскурсию, как поработали дома? Ученик 4: - Собрались мы всем классом на экскурсию птиц наблюдать, кормушки развешивать, да вспомнили, что корм с собой нужно взять. А что на корм птицам подходит задумались. Ученик 5: - Пришлось справочники почитать, журналы разные, узнать про корм. (Показывает стенд «Корм для птиц».) Ученик 6: - Отправились в парк. Там деревья стоят в снегу. Сугробы пушистые, мягкие. Солнышко светит. Хорошо! С радостью развешивали кормушки и насыпали корм для птиц.
(Показывает выставку фотографий.) Ученик 4: - Сразу, конечно, птицы не прилетели к кормушкам. Но мы продолжаем ходить, подкармливать птиц, корм убывает, значит, птицы прилетают. А в один из дней видели на кормушке воробьёв и синиц. Ученик 5: - Дома с родителями сделали кормушки и повесили во дворе. Ежедневно наблюдаем за птичками. Прилетают кормиться и воробьи, и синички, и снегири. Ученик 6: - А ещё мы выучили стихи о птицах. Послушай, пожалуйста. (Учащиеся читают стихи) Снегирь: - Спасибо вам! Хорошо сумели передать чувства авторов стихов. Чему учат стихи, которые вы выучили? (Дети дают ответы) Учитель: - Вначале нашего путешествия вы отвечали на вопросы анкеты. Результаты показали, что не всё вы знали о птицах, редко за ними наблюдали. Сейчас снова заполните анкеты и посмотрим, что изменилось за это время. (Учащиеся заполняют анкеты. Учитель собирает и обрабатывает) Ученик 4: - Уважаемый Снегирь, наши ребята и рисунки нарисовали. Сейчас они расскажут о своих работах. (Каждый автор показывает свой рисунок и рассказывает) Учитель: - Готовы результаты анкеты. (Зачитывает общий результат, подводит итог.) Так же готов и альбом нашего путешествия. (передает снегирю, тот смотрит альбом) Снегирь: - Молодцы, ребята. Вижу, большую и важную работу вы выполняете. Встаньте в кружок, чтобы всем видно было друг друга и ответьте на вопрос. (Учащиеся встают в ресурсный круг) - В чём польза и необходимость вашей работы по оказанию помощи птицам зимой? Пусть каждый выразит своё мнение. (Дети по очереди отвечают, передавая игрушечную птичку из рук в руки.)  Птицам легче пережить зимние холода.  Они не умрут от голода и холода  Весной смогут вывести птенцов, и птиц станет больше  Помогаем сохранять природу  Летом птицы будут оберегать леса и сады от вредных насекомых  Охраняя природу, охраняем свою родину Снегирь: - Спасибо, ребята за интересные встречи. Вы активно работали и заслужили призы. (Вручает призы в разных номинациях) Снегирь: - Полечу, расскажу другим птицам, что у вас так хорошо заботятся о зимующих пернатых. До скорых встреч! (Снегирь улетает, ученики рассматривают альбом)