Автор: Бузина Елена Борисовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени Максима Горького"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Путешествие к пернатым друзьям"
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького»
Экологический проект
«Зимнее путешествие к пернатым друзьям»
(3 класс)
Выполнила: учитель начальных классов
Елена Борисовна Бузина
Череповец, 2015
Цели:
- ознакомление с разнообразием зимующих птиц Вологодской области (северо – запада
России)
-
формирование экологической грамотности учащихся
-
формирование положительных межличностных отношений в коллективе
-
воспитание бережного отношения к природе
Задачи:
-
активизировать и пополнить знания учащихся о зимующих птицах, о влиянии
изменений в природе на жизнь птиц
-
формировать умение вести наблюдения за птицами, оценивать состояние
окружающей природы, оказывать посильную помощь в охране природы
-
развивать воображение, умение обобщать, делать выводы
-
воспитывать уважительное отношение к окружающим
Формируемые универсальные учебные действия:
I.
Личностные:
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие» с позиции важности бережного отношения к природе.
Осознавать себя ценной частью
многоликого мира, в том числе,
уважать
иное мнение.
II.
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, искать средства её осуществления.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя
III.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.)
Сравнивать и группировать факты и явления.
Относить объекты к известным понятиям.
Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе
обобщения знаний.
IV.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты, отделять новое от известного;
выделять главное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Время, необходимое для реализации всех мероприятий проекта, 2 недели в январе -
феврале. Проводится на внеурочных занятиях, как внеклассные мероприятия, в виде
творческих заданий дома с родителями, в малых группах.
Продуктом проекта станет обобщение в виде альбома путешествия. Каждый учитель
выбирает форму альбома удобную для работы в его классе.
План работы.
1.
Вступительное анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний по теме.
2.
I часть путешествия.
3.
II часть путешествия.
4.
Повторное анкетирование учащихся с целью выявления. положительных
результатов работы.
5.
Подведение итогов работы.
6.
Награждение активных участников путешествия.
7.
Представление альбома путешествия
Путешествие проводится в два этапа.
Первый этап включает анкетирование, постановку проблемы, изучение теоретического
материала, закрепление имеющихся знаний через разные формы работы, практическую
деятельность в классе и дома с родителями.
Занятия первой части учитель планирует по следующим пунктам (можно подобрать
другие формы работы):
Изучение категорий зимующие и кочующие птицы. Подбор информации о них.
Выполнение стенда.
Знакомство с птицей снегирем. Наблюдение за снегирем в природе. Выполнение
аппликации «Снегирь».
Чтение книг о птицах.
Подготовка сообщений о птицах.
Написание сочинений о птицах.
Просмотр фильмов и передач о зимующих и кочующих птицах.
Изготовление кормушек, организация выставки кормушек.
Результатом работы первого этапа будут: стенд о птицах, выставка книг, аппликаций,
представление сообщений, сочинений и подведение итогов в форме театрализованного
представления, к которому учащиеся должны подготовиться вместе с учителем. Мини-
спектакль «Птичье собрание» ребята могут показать в параллели, младшим ученикам.
Второй этап проводится по следующему плану:
Знакомство с видами корма для птиц зимой.
Оформление стенда «Корм для птиц»
Сходить на экскурсию в парк. Развесить там кормушки. Понаблюдать за
птицами.
В течение недели дома с родителями повесить кормушку во дворе дома, за
городом. Наблюдать какие птицы прилетают к кормушке, какой корм они
предпочитают.
В ходе экскурсии в парк развесить кормушки, заполнить кормом и понаблюдать за
птицами (по возможности). Можно развесить кормушки на территории школы, чтобы
можно было наблюдать ежедневно. Результаты наблюдений обобщить.
В ходе занятия по второму этапу в классе рассмотреть стенд «Корм для птиц»,
выставку фотографий с экскурсии, рисунки по впечатлениям от экскурсии, слушать стихи
о птицах (можно провести слушание отдельно), провести анкетирование, подвести итоги
всей работы (в ресурсном круге), награждение самых активных. Представление альбома
путешествия.
Ход работы.
I часть.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о зиме, о
природе в это время года, о друзьях наших – птицах. Хоть сейчас и зима, в лесах, полях
тишина, будто природа спит, все же и в это время года можно много интересного увидеть в
лесу, в парке.
(Раздаётся стук в дверь.)
-
Кто это спешит к нам?
(Вбегает мальчик, одетый в костюм снегиря)
Снегирь: - Куда это я залетел? Это не лес, не поле, а что это?
Ученик 1: - Здравствуй, снегирь! Ты попал в школу, в третий класс, к нам на занятие.
Снегирь: - Чем же вы занимаетесь в своей школе?
Ученик 2: - Изучаем разные науки: математику, русский язык, чтение…
Снегирь: - А природу, окружающую вас, изучаете?
Ученик 3: - Конечно, изучаем! И растения, и погоду, и животных, и правила разные. Вот в
путешествие собираемся, в лес на птиц посмотреть.
Снегирь: - А птиц вы изучили? Сможете узнать их в лесу?
Ученик 1: - Изучаем. Посмотри.
(показывает стенд «Зимующие птицы», выставку аппликаций «Наши пичужки.
Снегирь». Раздел новой информации о птицах).
Снегирь: - Да, вижу, меня вы знаете, даже в работах изобразили. А остальных птиц
знаете только по названиям?
Ученик 2: - Нет. Мы их на фотографиях и рисунках видели, а некоторых на улицах города
наблюдали. И даже сочинения о птицах написали.
(показывают выставку сочинений, зачитывают лучшие работы.)
Снегирь: - Молодцы! Приятно слышать о нас, о птицах хорошие слова. А какие книжки
вы прочитали, чтобы поближе познакомится с птицами?
Ученик 3: - Вот выставка книг, познакомься.
(Перечисляет названия книг и авторов.)
Ученик 1: - А ещё сообщения о зимующих птицах написали, а материал брали в
энциклопедиях, журналах, книгах, интернете)
(Показывает сообщения учащихся.)
Снегирь: - Ну, что ж, о зимующих птицах вы узнали. А как живётся птицам зимой,
слышали?
Ученик 2: - И об этом читали, смотрели телепередачи. Знаем, что трудно бывает птицам
пережить зиму, особенно, если она очень холодная. Посмотри и послушай историю об
этом.
(Учащиеся разыгрывают мини – спектакль «Птичье собрание»)
Птичье собрание.
Лесная поляна, заснеженные деревья. На поляне собрались птицы: две синицы, сойка,
дятел, сорока, клёст, свиристель. Сели в кружок.
Ведущий: - В лесу зимою тишина,
Но ведь обманчива она.
В ясный день погожий,
На цветы похожи,
На ветвях берез расселись
Синицы, сойка, свиристели,
Сороки, поползень и дятлы.
Они волнуются – понятно!
Холодно и неуютно,
Корм найти сейчас им трудно.
Голодают, замерзают
И судьбу свою решают.
(Птицы собрались стайкой, щебечут.)
Дятел: (солидно обращаясь к птицам)
- Лютый холод к нам пришел.
Снег всю землю позамёл.
Где искать нам корм теперь?
Или голод нам терпеть?
Сойка: (выскакивает вперёд)
- Точно, точно! Точно, точно!
Нам решить сегодня срочно
Нужно здесь вопрос такой:
Как же выжить нам зимой?
Дятел: (прохаживается, задумчиво говорит)
- Да, согласны, трудно нам
По лесам и по полям
Целый день летать, искать
Где бы пищи нам достать?
Ведь не лето, нет жуков,
Нет семян и нет плодов.
Сорока: (перебегает от одного к другому)
- Дайте мне, сороке слово!
Научить я вас готова!
В городе вчера была
(Там, конечно, шумно, дымно),
Но поесть я там нашла.
Клёст: (перебивает сороку)
- Ну, сорока, тише, тише!
Так трещишь, что все уж слышат.
Ты подумай! Это ж к людям!
Путь для нас опасным будет.
Там силки да сетки:
Нас посадят в клетки!
Синицы: (подбегают к Клесту, говорят хором)
- Дядя Клест! Дядя Клест!
Путь хоть труден да непрост,
Но поближе к людям
Нам сытнее будет.
Там такие школы есть,
Где ребята нас уж знают,
Книжки разные читают,
Птичек вовсе там не ловят,
А столовые готовят!
Клест: - А в столовых что? Столы?
И кому они нужны?
Синицы: (вместе, обращаясь ко всем)
- Что вы! Там кормов запас.
Позаботились о нас.
И рябина, и калина,
Семечки и хлеба крошки.
Там согреемся немножко.
Поползни: - Убедили! Убедили!
Мы согласны, мы решили!
Полетим поближе к людям,
Там зимой мы сыты будем.
И надеемся на то,
Что не обидит нас никто.
Ведущий: - Прилетели птицы к людям.
А мы добры к пернатым будем.
Наблюдайте, изучайте,
Да кормить не забывайте!
(Птицы собираются и улетают).
Снегирь: - Верно в вашей истории сказано: голодно и холодно зимой птицам. Им
обязательно нужна помощь. А вы помогаете птицам?
Ученик 3: - Помогаем. Кормушки делаем.
(Показывает выставку кормушек. ).
Снегирь: - А знаете ли вы, ребята, какие птицы могут воспользоваться вашими
кормушками?
Ученик 1: - Каждая птица сможет воспользоваться хотя бы одной из наших кормушек,
ведь они такие разные: и большие, и маленькие, и широкие, и узкие. О кормушках нам
рассказал журнал «Юный натуралист».
(Показывает раздел на стенде «Кормушки для птиц».)
Снегирь: - Теперь я вижу, что вы с пользой можете путешествовать по зимнему лесу.
Внимательно всё рассматривайте, интересное подмечайте, птицам помогайте. А я ещё к
вам в гости прилечу.
(Снегирь прощается с детьми и улетает).
Учитель: - Ребята, давайте подведём итог.
-
Каких птиц вы можете встретить в нашем зимнем лесу?
-
Как вы их узнаете?
-
Какие правила поведения будете выполнять при наблюдении за птицами?
-
Какую помощь вы будете оказывать птицам зимой?
-
Почему помощь птицам требуется именно в зимнее время?
-
Ч то вам запомнилось больше всего?
-
Что понравилось?
-
Что было непонятно? (Учитель отвечает на вопросы детей)
Задание домашнее вам оставил снегирь:
1.
Сходить на экскурсию в парк. Развесить там кормушки. Понаблюдать за птицами.
2.
В течение недели дома с родителями повесить кормушку во дворе дома, за городом.
Наблюдать какие птицы прилетают к кормушке, какой корм они предпочитают.
II часть.
Учитель: - Наша новая встреча состоялась через неделю.
(Раздаётся стук в дверь)
А вот и наш Снегирь прилетел, не опоздал. Здравствуй, Снегирь!
Снегирь: - Здравствуйте, друзья! Как ваши дела?
(Дети отвечают) Расскажите, как
сходили на экскурсию, как поработали дома?
Ученик 4: - Собрались мы всем классом на экскурсию птиц наблюдать, кормушки
развешивать, да вспомнили, что корм с собой нужно взять. А что на корм птицам
подходит задумались.
Ученик 5: - Пришлось справочники почитать, журналы разные, узнать про корм.
(Показывает стенд «Корм для птиц».)
Ученик 6: - Отправились в парк. Там деревья стоят в снегу. Сугробы пушистые, мягкие.
Солнышко светит. Хорошо! С радостью развешивали кормушки и насыпали корм для
птиц.
(Показывает выставку фотографий.)
Ученик 4: - Сразу, конечно, птицы не прилетели к кормушкам. Но мы продолжаем ходить,
подкармливать птиц, корм убывает, значит, птицы прилетают. А в один из дней видели на
кормушке воробьёв и синиц.
Ученик 5: - Дома с родителями сделали кормушки и повесили во дворе. Ежедневно
наблюдаем за птичками. Прилетают кормиться и воробьи, и синички, и снегири.
Ученик 6: - А ещё мы выучили стихи о птицах. Послушай, пожалуйста.
(Учащиеся читают стихи)
Снегирь: - Спасибо вам! Хорошо сумели передать чувства авторов стихов. Чему учат
стихи, которые вы выучили?
(Дети дают ответы)
Учитель: - Вначале нашего путешествия вы отвечали на вопросы анкеты. Результаты
показали, что не всё вы знали о птицах, редко за ними наблюдали. Сейчас снова заполните
анкеты и посмотрим, что изменилось за это время.
(Учащиеся заполняют анкеты. Учитель собирает и обрабатывает)
Ученик 4: - Уважаемый Снегирь, наши ребята и рисунки нарисовали. Сейчас они
расскажут о своих работах.
(Каждый автор показывает свой рисунок и рассказывает)
Учитель: - Готовы результаты анкеты.
(Зачитывает общий результат, подводит итог.)
Так же готов и альбом нашего путешествия. (передает снегирю, тот смотрит альбом)
Снегирь: - Молодцы, ребята. Вижу, большую и важную работу вы выполняете. Встаньте в
кружок, чтобы всем видно было друг друга и ответьте на вопрос.
(Учащиеся встают в ресурсный круг)
- В чём польза и необходимость вашей работы по оказанию помощи птицам зимой? Пусть
каждый выразит своё мнение.
(Дети по очереди отвечают, передавая игрушечную птичку из рук в руки.)
Птицам легче пережить зимние холода.
Они не умрут от голода и холода
Весной смогут вывести птенцов, и птиц станет больше
Помогаем сохранять природу
Летом птицы будут оберегать леса и сады от вредных насекомых
Охраняя природу, охраняем свою родину
Снегирь: - Спасибо, ребята за интересные встречи. Вы активно работали и заслужили
призы.
(Вручает призы в разных номинациях)
Снегирь: - Полечу, расскажу другим птицам, что у вас так хорошо заботятся о зимующих
пернатых. До скорых встреч!
(Снегирь улетает, ученики рассматривают альбом)