"Традиции народной куклы в системе дополнительного образования"

Автор: Хабышева Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДОД "Радуга"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Традиции народной куклы в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 23.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Хабышева И.И. педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Пермь. Традиции народной куклы в системе дополнительного образования. «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». (Н.Д. Бартрам). Характерной приметой нашего времени стала потребность национального самосознания, желание оглянуться назад, чтобы понять свое прошлое и в этом обрести точку отсчета, от которой можно идти вперед. Всё возрастающий интерес к культуре детства, к детскому фольклору и народной педагогике обусловлен современным осмыслением великого значения традиционной народной культуры. Детская игра занимает особое место в воспитании. Она несет глубочайший смысл и имеет огромное значение для будущего каждого ребенка. Ведь от того, в какие игры играют дети, зависит будущее и нашего Отечества. Игра с куклой – одна из начальных форм приобщения ребенка к практической жизни, к познанию мира. Самодельная игрушка, изготовленная в народных традициях, не теряет своей привлекательности и значимости в наши дни. Вот почему в своей педагогической практике большое внимание я обращаю на самодельную крестьянскую куклу, которая занимает особое положение в традиционной культуре. Кукла имеет отношение к обрядам и обычаям, к художественным ремеслам, к фольклору, то есть является прекрасным примером синкретичности народной культуры. Кроме того, она интересна и как предмет декоративно-прикладного творчества. Народная кукла привлекает своей простотой, и вместе с тем она изящна и оригинальна, в ней нет ничего лишнего. Процесс изготовления куклы воспринимается детьми как творчество, как живое чудо, как интересная увлекательная игра. Творя, ребенок силой своего воображения и фантазии наполняет игрушку тем или иным духовным содержанием. Таким образом, процесс изготовления народной куклы, которая имеет глубокие корни, - позволяет ребенку прикоснуться к истокам русской народной игрушки, - служит важнейшим средством связи поколений, - дает стимул для изучения традиций своего Отечества, народной мудрости, - открывает большие возможности для развития творческой инициативы,
- вдохновляет, - пробуждает положительные эмоции, - активизирует детскую мысль. Как педагог дополнительного образования я работаю в МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Перми, в детском объединении «Клуб народной куклы «Рада». Основная цель моих занятий - приобщение детей к истокам богатейшей, самобытной культуры разных народов в процессе постижения мастерства традиционных видов рукоделий и народной игрушки, в частности – куклы. Структура занятий укладывается в схему: «Слушаем – мастерим – играем - открываем». При данном подходе кукла открывается перед детьми как феномен традиционной культуры, дети не только знакомятся с технологическими приемами изготовления народной игрушки, но впитывают в себя народную мудрость, знакомятся с новыми сказками, учатся понимать этнографическое пространство, вслушиваются в него и творят свой сказочный мир. Основными структурными элементами занятий по народной кукле являются: - трансляция информации в форме сказки, игры (куклы сами рассказывают о своем житье- бытье); - рукотворчество детей и взрослых; - игровая деятельность с куклой (ролевые игры, театрализация); - новые горизонты познания (открытие еще неоткрытых и непознанных детьми тайн, поиски новых кукол, новых историй о старинных игрушках и играх). В ходе занятия я придерживаюсь принципов народного искусства: повтора, вариации, импровизации. Так, начиная с повтора какой-либо куклы, дети постепенно переходят на ступень творческой импровизации. Первые встречи с куклой были для детей настоящим откровением. Дети отмечали, что народная кукла понравилась им, «благодаря своей простоте и результату, который сильно вдох-новляет» (Чепурных Катя, 15 лет). «Народные куклы разнообразны, красивы, в них продумано всё – от конструкции до оформления» (Березин Марат, 15 лет). «Когда делаешь куклу, то кажется, что творишь свой образ и узнаёшь себя в ней» (Смышляева Юля, 15 лет). В процессе изготовления кукол дети узнают много интересного о традициях и обычаях народов, живущих в России. Каждая новая тема в занятиях по народной кукле – это целый интегрированный цикл занятий, на которых мы знакомимся не только с технологическими особенностями изготовления той или иной куклы, но и с региональными характерными ее чертами, с традициями того или иного народа, изучаем историю народного костюма. От простого к сложному дети учатся создавать около-кукольное пространство. Так за шесть лет обучения в клубе народной куклы «Рада» дети знакомятся с куклами различных регионов России и с куклами разных народов России, с народным календарем в жизни русского человека и местом куклы в календарном круге. В процессе игры они легко овладевают технологией изготовления кукол различных конструкций. Знакомятся с особенностями кроя и шитья национального костюма, вышивают, вяжут, валяют, плетут пояса… Заново прочитывают произведения фольклора: колыбельные, пестушки, сказки…
Особое внимание я уделяю формированию у обучающихся самостоятельности и креативности при разработке творческих проектов и создании авторских кукол и игрушек. Для меня важно, чтобы народная кукла стала для детей источником вдохновения и рождения новых образов. Дети – настоящие творцы, которые легко раскрываются в общении с миром куклы. Я очень люблю проводить творческие занятия, на которых детям предлагаю самим придумать и сотворить куклу или игрушку, не повторяя ни одну из известных им конструкций. «Представьте, что вы перенеслись на сто лет в прошлое…» - так начинаю я творческое занятие. И уже эти слова завораживают детей, заставляя их обратиться во внимание. Дети, повинуясь неведомым нам внутренним порывам, начинают из обычных лоскутков, палочек и ниток творить настоящие шедевры. Что интересно, дети не просто создают отдельно взятую игрушку – это всегда персонаж какой-либо игры, действа, сюжета. А значит, создание куклы становится начальной точкой в пути воспитания и развития ребенка. С игрушкой ( куклой) он действует, общается, мыслит, творит. Еще об одном важном аспекте я не могу не сказать – о Семье. Ведь для передачи и сохранения традиций важная роль отводится именно ей. Ведь как было раньше на Руси: кукла в семье рождалась, она впитывала в себя всю глубину житейской мудрости определенного рода, в ней была закодирована жизненно важная информация, в каждой семье кукла имела свое лицо. Через куклу, как через носителя традиции, очень тесно общались все поколения семьи. Бабушка передавала своим внучатам секреты и тайны рождения живой игрушки из простого лоскутка, наполняла слух детей прибаутками и песенками, связанными с этим образом. Мать учила дочерей рукоделию опять же на кукле – основы шитья, вязания, вышивания, плетения девочки постигали именно через свою любимую тряпичную красавицу. Отец, дед учили мальчиков делать куклаков-кулачников, чтобы мальчики на образе этой куклы учились защищать свой род, дом. Кукла во-многом была центром притяжения для братьев и сестер одной семьи: старшие (пестуньи) творили кукол для младших, передавали традиции рукоделия. Конечно, сейчас многое изменилось в семейных традициях. Но ведь во все времена дети играли в куклы, и бабушки сегодняшних детей еще помнят игрушки своего детства. Если сегодняшние дети не обратятся к представителям старшего поколения своей семьи с вопросом: «А в какие игры вы играли раньше? Какие у вас были игрушки?» - то мы рискуем утратить эту ветвь традиции. Поле для исследования здесь обширное, и большое внимание я уделяю именно этой работе. Ведь когда ребенок принимает из рук старшего поколения своей семья игрушки далеких лет, он «след в след» идет за старшими, сохраняя семейные ценности и традиции. Образы простых игрушек становятся содержанием внутреннего мира ребенка, нитью, связывающей его с культурой и традициями своего народа. Вместе с детьми мы собираем живые воспоминания наших «бабушек». И рождаются проекты: «Куклы из бабушкиного сундука», «Куклы детей военной поры», «Кукла моей семьи». С какой трепетной радостью бабушки рассказывают своим внукам о сокровенном, вновь пролистывают страницы своего детства. И это уже живое общение двух поколений, в котором рождаются новые нити традиций. Наши бабушки – это, как правило, люди 30-40 годов рождения, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Война и дети – два понятия несовместные. У детей родился вопрос: «но ведь дети оставались детьми и во время войны; значит, они играли в игрушки, и может быть, эта игра и помогла им сохранить в себе детство…» Дети очень бережно собирали крупицы этих воспоминаний при встрече с повзрослевшими «Детьми
войны». Именно крупицы… потому что вспоминать им было больно и тяжело, многое забылось…Но когда бабушки начинали рассказывать о своем военном детстве, лица их светлели. Современным детям были непривычно и удивительно услышать, что колёсики к кукольной телеге дети в те годы делали из кружков моркови; что можно было смастерить красивую кукольную парочку из листа обыкновенной газетной бумаги, нарядить ее и беречь как самое дорогое сокровище; что для украшения новогодней елки не было иной раз ни одного шарика, но, тем не менее, елка была красивой, потому что висели на ней сделанные руками детей куколки-толстушки… Такое общение с представителями старшего поколения не только расширяет кругозор детей, но способствует развитию нравственных черт; внимательности, сопереживания. Ну и конечно, детям интересно было и самим испробовать сделать то, что полвека назад мастерили наши бабушки и дедушки. Так мы снова приблизились к вопросу о сохранении и трансляции традиций народной куклы. Это возможно лишь тогда, когда ребенок и взрослые едины в пути познания кукольной премудрости. Когда ребенок и мама вместе выбирают лоскуточки для своей Дуняши, когда по очереди насыпают они зернышки в мешочек Крупенички, когда вместе узелки завязывают… тогда творится не просто кукла, а добрые семейные отношения, укрепляются основы семьи. На вечерние занятия в «Сказочной мастерской» часто приходят дети с мамами и бабушками. На занятиях затейливо и тонко переплетаются общение, труд, творчество, фольклор… Мы традиционно собираемся на свои осенние посиделки в честь Параскевы Пятницы, на зимние рождественские встречи, где творим кукол обрядового цикла. Эти встречи оставляют неизгладимый след в сердцах и взрослых и детей. Востребованность традиционной народной куклы велика, и она очень разнообразна в учреждении дополнительного образования детей. Изучение куклы – прежде всего, это возможность овладеть новыми технологическими приемами работы с различными материалами, это возможность дополнить уже имеющиеся знания новыми открытиями. Это средство доброго общения между детьми, живой язык, который понятен всем детям, несмотря на их возрастные, гендерные и национальные отличия. Кукла – это носитель семейных традиций, хранитель лада и мира в семье. Кукла – это образ мудрого творчества: от предков учась, дети и сами начинают выражаться поэтическим языком народного рукоделия. Кукла помогает детям лучше почувствовать и понять свое Отечество, она является к ним не в виде напыщенных фраз, а самой реальностью – как образ, находящийся в центре многих календарных и семейных обрядов, как посредник между миром природы и миром людей, как живой хранитель традиций, поверий, мифов. Таким образом, народная кукла является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания детей, и с успехом может применяться в системе дополнительного образования. Литература: 1. Греф А., Слонимская Е. Мастерская у кровати. М., 2007. 2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М. 2013. 3. Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под ред. Н.Д. Бартрама, М., 1912, с. 171.
5. Соколова Л. Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. М., 2003.