"Деятельностные методы обучения"

Автор: Чеблакова Ирина Геннадиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углублённым изучением английского языка№1282"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностные методы обучения"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Кейс метод – активный метод обучения»


Кейс метод – деятельностный метод обучения
В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. «Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ. Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод. Кейс-метод или
метод конкретных ситуаций
– это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.) Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс- метода предполагает
групповую деятельность
- совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы. В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой. Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы[1]:

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая,

образовательная

задача кейса

Практический кейс
Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения
Обучающий кейс
Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание
Научно-

исследовательский

кейс
Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые. Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:  соответствовать чётко поставленной цели создания;  иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;  быть актуальным на сегодняшний день;  быть ориентированным на коллективную выработку решений;  иметь несколько решений для организации дискуссии. Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы: 1.Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию. 2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц. 3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал. 4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения. 5.Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений). При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно
взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии. Гарвардская школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс- метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся [3].
Типы кейсов

(Гарвардская

школа)

Создание

проблемной

ситуации

Подготовка

кейса

Содержание

кейса

Выбор создание

итогового

решения
Обучающий кейс (Case- stated method). Stated- установленный, зафиксированн ый Преподаватель задает, определяет проблему Педагог готовит кейс Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемо й проблеме Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся. Аналитический кейс (Case- incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный Преподаватель задает, определяет проблему Педагог готовит кейс Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемо й проблеме Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса Эвристический кейс (Case- problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизирую т проблему (для младших Преподавател ь готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемо й проблеме, может содержать некоторые Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы
школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) необходимост и варианты решений, иллюстрирующи е примеры и пр. готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией Исследовательс кий кейс (Case- study method). Study- исследование Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) Преподавател ь готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемо й проблеме Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности учеников и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность. Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса даёт возможность учащимся проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при формировании компетенций. Но чем сложнее деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации, возникает риск нехватки учебного времени в режиме классно-урочной деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский – не менее 4-х часов. Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование, будет ограничено 4-6 уроками в месяц.
Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции учителя. Объединение научно- исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию его способностей, обновлению его творческого потенциала. Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.
Информационные источники
1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. casemethod 2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. volkov.mmm-tastyentries/31269 3. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182 4. planeta.tspuindex.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта ,подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.