"Развитие эффективных форм сотрудничества педагогов с детьми и организации ННОД на основе деятельностного подхода"

Автор: Зубкова Марина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ ЦРР № 12
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: семинар с элементами тренинга
Тема: "Развитие эффективных форм сотрудничества педагогов с детьми и организации ННОД на основе деятельностного подхода"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр

развития ребенка № 12 Советского района Волгограда

Семинар с элементами тренинга: «Развитие эффективных форм

сотрудничества педагогов с детьми и организации ННОД на основе

деятельностного подхода».

Автор-составитель:

педагог-психолог М.В.Зубкова


Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я

запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Если мы согласимся с тем, что профессиональная деятельность воспитателя сродни искусству, то получается, что творчество воспитателя –
это просто

его профессиональная обязанность.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель:
создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.
Необходимое время: 5-7 минут.
Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание), по- чувашски (Лаех), по немецки Frau Schmidt, по польски - чест, по японски - hai hai! — привет, привет! по Белорусски- ви-таю, по Болгарски - здравей, по Хорватски - добро ютро, по Эстонский - тере паеваст и т.д.
Основная часть.

2. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель:
повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Как вы думаете, на что в данном случае было направлено данное

упражнение? С какой целью его можно провести? (оно направлено на

коммуникативное взаимодействие ребенка со сверстником, ребенка со

взрослым. Таким образом, мы хотели вам показать, что эта форма

является эффективной формой сотрудничества педагога с детьми в

процессе непрерывной образовательной деятельности)


Давайте вспомним, какие бывают формы взаимодействия?

Коллективные формы
(1.Родительсике собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2.Конференции. 3.Круглые столы. 4.Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.)
Индивидуальные формы
(1.Педагогические беседы с родителями. 2.Тематические консультации (проводятся специалистами). 3.Залочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4.Посещение семьи ребенка. 5.Переписка с родителями, индивидуальные памятки.)
Наглядно-информационные формы
(1.Записи бесед с детьми. 2.Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий. 3.Фотографии. 4.Выставки детских работ. 5.Стенды, ширмы, папки-передвижки.) В связи с выходом ФГОС произошло много изменений в дошкольном образовании. Одной из основных форм организации ННОД является деятельностный подход. Сегодняшняя наша встреча организована с помощью деятельностного подхода. Давайте разберем по пунктам технологию деятельностного метода: 1.Создание проблемной ситуации. 2.Целевая установка. 3.Мотивирование к деятельности. 4.Проектирование решений проблемной ситуации. 5.Выполнение действий. 6.Анализ результатов деятельности. 7.Подведение итогов. Развитие детей начинается в игре, с ее помощью ребенок познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. 3
. Упражнение «Попроси шоколадку».

Цель:
отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Необходимое время: 15 мин.
Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование). (Самый справедливый становится водящим он садится по центру).
Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.
Рефлексия: (5 минут)
Какой способ просьбы оказался самым эффективным?
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам

нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать

знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся

деятель XVIII века.

4. Упражнение «Ожившая строка»

Цель:
формирование умения осознанного использования мимики и жестов в общении.
Необходимое время: 15 мин.

Оборудование: список на каждую подгруппу (4 списка) с перечнем песен.
Группа разбивается на 2 подгруппы, по 5 – 6 человек. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк: - «Я люблю тебя жизнь…» - «Ты меня не любишь, не жалеешь…» - «Дружба начинается с улыбки…» - «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» - «Ты меня на рассвете разбудишь…» - «Всё пройдёт - и печаль и радость…» - «Я возвращая ваш портрет…» - «Мы будем петь, и смеяться, как дети…» - «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего ни кому не скажу» Выбрав свою строчку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строку показывает вся группа, а остальные отгадывают.
Рефлексия: 5 минут.
Часто ли вы используете мимику и жесты в общении? Оказывают ли влияние ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений?

5. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный

день”

Цель:
развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.

Материалы:
бланки с табличками для каждого участника
Подготовка
. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
“Мои лучшие черты”
: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
“Мои способности и таланты
”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
“Мои достижения
”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Рефлексия: 5 минут.
Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Упражнение: «Я желаю счастья вам…»

Цель:
создание эмоционально благоприятного микроклимата.
Необходимое время: 15 минут.

Материалы: цветная бумага, фломастеры, ручки, ножниц.

Каждому участнику даётся задание вырезать из бумаги, какую – либо фигуру или сделать оригами, и на этом произведение написать пожелание участникам от себя лично. Все становятся в круг и зачитываются пожелания. В конце зачитывания, записки с пожеланиями передаются по кругу, по часовой стрелке.
Рефлексия.
«Сейчас, давайте похлопаем друг – другу за плодотворное участие. Спасибо. До свидания»
Приложение № 1
Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и

таланты»

«Мои достижения»