"Методические рекомендации по проведению уроков биологии в школах для детей, имеющих нарушение зрения"

Автор: Сидоренкова Юлия Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1"
Населённый пункт: г. Симферополь, Крым
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические рекомендации по проведению уроков биологии в школах для детей, имеющих нарушение зрения"
Дата публикации: 03.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор: учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1» (г. Симферополь,

Крым) – Сидоренкова Юлия Васильевна.

Тема статьи: Методические рекомендации по проведению уроков биологии

в школах для детей, имеющих нарушение зрения.
Обучение учащихся с нарушением зрения биологии очень сложный и многогранный процесс. В связи с трудностями визуального восприятия учебной информации с помощью зрения и для формирования правильных представлений о биологических объектах и явлениях возникает необходимость вводить в учебный процесс школьников коррекционно-педагогическую работу по преодолению отклонений в их развитии, включающую специальные приемы и методы обучения, частные предметные методики. На современном этапе в центр внимания всего учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов ставится конкретная личность ребенка со всем многообразием её свойств и качеств, с учетом особенностей его развития, познавательной и эмоциональной сфер деятельности. Задача на любом уроке – преодоление недостатков в развитии ребенка. Для этого на уроках необходимо проводить работу с детьми по следующим направлениям: 1.
Коррекция психического развития
(формирование умений по цветоразличению, фиксации взгляда, прослеживающимся параметрам: агрегатное состояние, запах, цвет, свойства веществ, размеры природных тел). При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.
2. Коррекция физического развития.
А)
Развитие мелкой моторики
(пальчиковая гимнастика), микро- и макроориентировки глазодвигательной мускулатуры. Тренировка аккомодации (определение изучаемого вещества (материала) на различном удалении). Б)
Зрительная гимнастика,
проводимая после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения. На уроках биологии
зрительная гимнастика
также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого
цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них?», « Какая у них форма?», «Сколько листьев перед вами ?», «Какое растение имеет подобные листья?» и др. При проведении
коррекционной паузы
используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки.
3. Средства коррекции и коррекционная направленность дидактического

материала:
 обязательное наличие очков, линз, бифокалов;  наличие очков для видения вдаль и вблизи;  использование средств наглядности в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся. Для изучения предметов рекомендуется использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).
4. Формирование сенсорного опыта.
Осуществляется при исследовании веществ, живых организмов, объектов неживой природы, материалов. Это определение объектов по их характерным признакам: с помощью осязания (обследование величины, формы, твердости, пластичности и т. д.), с помощью обоняния определяется запах, определение цвета при помощи зрительного анализатора, с использованием средств коррекции (очков, линз, микроскопов). Предлагается также чувственное определение факторов внешней среды, влияющих на развитие живых организмов – тепло, влажность, характер почвы, взаимодействие живых организмов друг с другом, их взаимовлияние; выделение и поглощение энергии во время реакций. Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.
5. Коррекционная направленность методов обучения.
Словесный, наглядный, практический – основные используемые методы, но в условиях специальной школы, имеют свою особенность. В словесном методе необходима образность подачи материала, конкретизация, строгая логическая
последовательность. Рассказ должен быть красочным, с привлечением дополнительного материала, доступным. Важное значение имеет последовательность подачи дидактического материала. Коррекционная направленность в этом случае заключается в использовании следующей последовательности: от натурального объекта к модели, далее к рисунку и к обобщенной схеме, на которой четко, контрастно, в увеличенном цветовом исполнении показываются изучаемое вещество, биологический или химический объект. Например, схема работы на уроке по теме «Строение клетки»: а) исследование объемной модели клетки; б) рассмотрение рисунка с обозначениями или обобщенной схемы, отражающей строение клетки; в) выполнение практического задания по теме «Строение клетки».
Итак, для достижения поставленных задач необходимо использовать

следующие приемы и формы работы
:
1.
Использование оптических способов коррекции в соответствии с зрительным диагнозом, индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала.
2.
Использование контрастных фоновых экранов при демонстрации объектов, явлений. Использование карточек, демонстрационного материала на контрастной основе.
3.
Использование натуральных объектов, объемных моделей, моделей- конструкторов.
4.
Работа с карточками-путеводителями, применение алгоритма при выполнении лабораторных работ.
5.
Проведение коррекционно-динамических пауз: пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.
6.
Обучение по системе Брайля, введение элементов Брайля (сигнальные карточки).
7.
Формирование сенсорного опыта - использование сохранных анализаторов.
8.
Развитие мелкой моторики - использование мелких операций с объектами: работа с моделями-конструкторами, лепка, работа с карточками.
9.
Развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры
10.
Формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда.
11.
Тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном
удалении.
12.
Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме.
13.
Активизация самостоятельной и творческой деятельности: работа в парах, малых группах.
14.
Приемы ассоциативного запоминания: методика «запоминаем на пальцах», ролевые игры. Современный урок биологии невозможен без активизации самостоятельной и творческой деятельности учеников. Приведу примеры фрагментов уроков биологии с использованием коррекционных приемов и приемов активизации учебной деятельности воспитанников.
Урок по теме «Строение глаза»
(8 класс). При изучении строения глаза используется визуальный метод. Помимо использования макета строения глаза, сравнения его с рисунком в учебнике, используются видеофрагменты аудио-видео пособия по дисциплине «Биология человека», при этом новый материал учащиеся фиксируют в тетради в виде опорного конспекта в виде таблицы. Этот подход способствует формированию у детей навыков самоуправления своей познавательной деятельностью, помогает освоить алгоритм действий в процессе объединения полученной из учебника информации, а также определять и осознавать существенное: особенности строения, приспособление к условиям существования. Кроме того, на уроках (на этапах актуализации и закрепления) используются такие диктанты как:
1)
фразеологический диктант Например: Закончить предложения.
1.
Оболочка глаза, выполняющая защитную функцию …
2.
Передняя часть склеры, преломляющая свет …
3.
Двояковыпуклая линза глаза …
2)
выборочный диктант Учитель читает утверждение. Если учащийся согласен с этим утверждением, он отвечает «да», а если не согласен – «нет» Например:
1.
Оболочка глаза, содержащая фоторецепторы – сетчатка
2.
Ресницы обеспечивают отведение пота со лба

3.
Анализатор состоит из двух частей: рецептора и анализирующего участка коры головного мозга. На уроке «Оптическая система глаза. Аккомодация. Нарушение зрения» в качестве домашнего задания возможна работа с дополнительной литературой: подготовить сообщение о собственном заболевании органа зрения. Учителю необходимо помнить, что педагогическая коррекция направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, связанных со зрительным дефектом (недостатки восприятия, представлений, речи, мышления, памяти, воображения, ориентировки в пространстве, координации движений, моторных функций). Преодолевая эти недостатки в ходе коррекционной работы, он выходит на компенсаторный эффект. Как же определяется ожидаемый эффект компенсации дефекта, уровень проведенной коррекционной работы? Для этого следует предложить учащимся различные виды воспроизводительной деятельности: расскажи, ответь на вопросы, покажи отделы тела на модельном экземпляре, рисунке, нарисуй, вылепи. В зависимости от качества усвоения изучаемого материала задания меняются. Рекомендуемые приемы коррекции дадут положительную динамику в преодолении недостатка зрения слабовидящих школьников при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически. Таким образом, главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
Список литературы
:
1)
Ермаков В.П., Якунин Г.А. – Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения – М., 2000.
2)
Психология воспитания детей с нарушениями зрения. – Под ред. Солнцевой Л.И., Денискиной В.З., 2004.
3)
Акимушкин В.М., Моргулис И.С. – Основы тифлологии – К., 1993.
4)
Аксенова М.А. Энциклопедия для детей. Человек - М.: Аванта, 2001.
5)
Бехин П.А. - Анатомия человека. Системы и органы – М.: Дрофа, 2008.