"Проектная деятельность как способ приобщения детей к чтению"

Автор: Петянкина Олеся Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Силикатненская СШ имени В.Г.Штыркина
Населённый пункт: Ульяновская обл., Сенгилеевский р-он, пос. Силикатный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность как способ приобщения детей к чтению"
Дата публикации: 10.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер класс

по теме: «Проектная деятельность как способ приобщения к

чтению младших школьников»
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». С. Лупан
Вступление
В 90 – е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг. Указывались и социальные, и психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение. Что же изменилось в приоритетах современных школьников?
Слайд 2

Проблема
В настоящее время общепризнанным является факт снижения у молодого поколения интереса к чтению, который имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодействовать этому явлению. По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения ( ВЦИОМ), за пять лет количество россиян, которые практически не читают книги, стало больше: если в 2009 году не читали книг 27% опрошенных, то в 2014 году этот показатель составил уже 36%. Ученые знаменитого психоневрологического института имени Бехтерева выяснили, что если ребенок смотрит фильмы, играет в компьютерные игры, то его мозг не развивается, он примитивен. Те, которые читают, они мыслят над этим, происходит дифференциация мозга, т.е. его созревание. Сейчас мы наблюдаем деградацию населения. Между тем, как самые дикие люди, например, австралийские аборигены имеют полноценный развитый мозг. Он развивается за счет рассказов, легенд, живописи, за счет восприятия живой природы.
Слайд 3
С такой же проблемой столкнулась и я. У учащихся моего класса наблюдается низкая мотивация чтения.
Как же увлечь детей чтением? Как донести до них, что чтение бывает не

только ради оценки в школе, но и для души, для удовольствия.


Слайд
С
целью
приобщения детей к чтению в рамках всероссийского проекта «Успешное чтение», мною был реализован проект «Хорошее время читать».
Задачи:
 формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);  освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);  создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.  формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся.
Слайд

Основные достоинства проекта
- создание атмосферы внимания к книге и чтению - чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей - привлечение малочитающих детей - шанс выигрыша для каждого участника
Возраст участников проекта:
младший школьный
Место в образовательном процессе:
при организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.
Характер организации деятельности:
формы внеурочной деятельности, дополнительного образования, индивидуальная самостоятельная работа школьников.
Сроки:
оптимальная продолжительность проекта 3-6 месяцев.
Материальное оснащение
: книги из рекомендованного списка, «Читательский дневник», экран чтения «Лестница успеха», призовой фонд (ручки, блокноты и др.)
Организация проекта
Работа над проектом началась в феврале. Старт проходил в форме праздника с участием родителей, библиотекаря, старшеклассников. Основу проекта составляет работа с читательским дневником.
Каждому участнику предлагается «Читательский дневник», в котором приведён список книг для увлекательного чтения и разные виды творческих заданий с учётом логических и художественных способностей.
Слайд
В проекте присутствует элемент игры и соревнования, который позволяет поддерживать интерес участников на протяжении всего периода реализации проекта. Основу проекта составляет мотивирующая модель поощрения. Фиксированный учёт успехов школьника осуществляется выдачей жетонов «БУКов», для участия в лотерее, новая ступенька на экране чтения «Лестница успеха»). Важно понимать, что жетоны, значки – это НЕ плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учет достижений ученика в чтении. Полученный жетон является позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Продвижение вверх по «Лестнице успеха» позволяет поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Основные виды заданий Читательского дневника:
1. Определение жанра произведения, жанровых особенностей произведения. 2. Работа над биографией автора (дополнение биографии, самостоятельный поиск, анализ влияния жизни автора на его произведения). 3. Составление плана словесного, картинного. 4. Работа со словарем. 5. Анализ реплик, действий героев, формулировка выводов о том, что эти реплики, действия могут значить, как они характеризуют героя. 6. Определение причинно- следственных связей. 7. Иллюстрирование с опорой на текст. 8. Ответы на вопросы. 9.Соотношение реальных исторических событий и жизни героев произведения. 10. Работа с литературной справкой, памяткой, алгоритмом. 11.Определение главной мысли произведения. 12. Определение эмоционального состояния героев. 13. Составление диафильма.
Что делают дети?
- читают книги (1 произведение в неделю) - в процессе и после чтения выполняют задания, оформляя его в Читательском дневнике; - отчётный лист предъявляют учителю, получают лотерейный билет «БУК» и возможность отметить свои достижения на экране «Лестницы успеха».
- оценивают собственную успешность в выполнении тех или иных заданий, используя цветограмму: зеленый - чувствую себя уверенно, с заданием справился полностью; желтый – есть сомнения; красный – чувствую тревогу и неуверенность. - оформляют Дневники - участвуют в выставке Дневников - участвуют в игре «Крестики- нолики»
Что делает учитель ?
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей -участвуют в организации «старта» и «финала» -проверяют выполнение заданий по книгам - ведут учёт достижений: выдают жетоны, оформляют экран «Лестница успеха.» - организуют выставку Дневников -выявляют и награждают лучших читателей -проводят финальную игру «Читательские крестики - нолики» По завершении работы над проектом проводятся Аукцион.
Слайд
Судя по результатам, реализация проекта идет успешно: • Количество участников не уменьшается • Активность стабильна • Общий эмоциональный фон – позитивный
Методика работы с читательским дневником
Формы работы с читательским дневником 1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации по чтению; 2. коллективный анализ дневников и размышление; проведение дискуссии, диалога по материалам отзывов; 3. обучение навыкам работы с художественным текстом.
Слайд

Результаты реализации проекта:
1. Анкетирование (методика «Читать – не читать») 2.Результаты Всероссийского метапредметного конкурса «Успевай-ка» (Познавательные действия по работе с информацией и чтению – 52%)
3. Пополнение библиотечного фонда.
Групповая работа

Задание
Почитайте произведение. Выполните творческое задание в отчетном листе.
Вывод
Считаю, что использование этой формы работы способствует не только приобщению детей к чтению, но и совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, а так же помогает нравственно-смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.

«Крестики-нолики»
Кто не играл в детстве в «Крестики- нолики»! Можно играть в команде или индивидуально. Правила игры просты: для того, чтобы поставить свой знак на поле, необходимо правильно ответить на вопрос. Одновременно играют две команды - «Крестики» и «Нолики». Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3*3 знаки. Первый ход делает команда «Крестик». Команда, выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Однако нет смысла прерывать игру, лучше доиграть до конца, тогда можно посчитать очки и по количеству знаков на поле. Детям нравится такая форма работы. Они играют с удовольствием, азартно. Поскольку игра командная, каждый участник чувствует свою ответственность и поддержку других игроков. Если команда не может ответить на вопрос, ход переходит к команде- сопернице. Если же и она не справляется с заданием, на клеточку поля ставится знак ?
Содержание игры
При разработке вопросов следует ориентироваться на следующие правила: 1. Вопросы должны быть достаточно коротким. 2. Вопросы должны иметь однозначный ответ 3.Должны быть предложены 4 версии ответа на выбор. 4. При построении версии ответа целесообразно соблюдать следующую логику(один ответ правильный, один ответ почти шуточный, один ответ близкий к правильному, один ответ достаточно не логичный) 5. Не создавайте вопросов , которые относятся к несущественным деталям( какого цвета хвост у лошади пятого всадника в третьем ряду.)Все вопросы должны касаться существенных моментов произведения: сюжета, конфликта, отношений, ключевых идей, метафор. Данные проекты разработаны и реализованы в рамках всероссийской образовательной программы «Успешное чтение» ( электронный ресурс wwwdnevnik/ru)
Вывод

Считаю, что использование этой формы работы способствует не только формированию круга чтения, совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, но и помогает нравственно- смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.
Список произведений Читательского дневника
1. Мифология Древней Греции. Золотое руно. 2. «Житие Сергия Радонежского» 3. Всеволод Гаршин «Лягушка – путешественница». 4. Юрий Дмитриев «Сказка про Мушонка и его друзей». 5. Павел Петрович Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка" 6. П.П.Бажов «Голубая змейка». 7. Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце» 8. В.П.Катаев «Цветик- семицветик» 9. Редьярд Киплинг «Рикки – Тикки – Тави» 10.Редьярд Киплинг «Как появились броненосцы» 11.Дмитрий Мамин – Сибиряк «Серая шейка» 12.Дмитрий Мамин – «Сибиряк Емеля- охотник». 13.Дмитрий Мамин – Сибиряк «Богач и Еремка». 14.Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек» 15.Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени». 16.В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». 17.И. А. Крылов «Волк и журавль». 18.И.А.Крылов «Квартет» 19.К.Ушинский «Слепая лошадь». 20.Антон Павлович Чехов «Мальчики» 21.Константин Паустовский «Стальное колечко». 22.Н. Гарин – Михайловский «Старый колодец». 23.Дмитрий Григорович «Гуттаперчевый мальчик». 24.Владимир Одоевский «Серебряный рубль». 25.Вера Чаплин «Малышка». 26.Олег Тихомиров «Александр Невский». 27.Сергей Алексеев «Рассказы о Суворове». 28.Туве Янсон «Волшебная страна» 29.Кир Булычев «Алиса на планете загадок». 30.Кир Булычев «Девочка с Земли». 31.Александр Ивич «Про чай. Про сахар». 32.Михаил Ильин «Сто тысяч почему».