"Профессиональная ориентация школьников старших классов на базе общеобразовательной школы".

Автор: Цомая Марина Константиновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ ШР СОШ №1
Населённый пункт: Шелехов
Наименование материала: Статья
Тема: "Профессиональная ориентация школьников старших классов на базе общеобразовательной школы".
Дата публикации: 11.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Цомая Марина Константиновна, МКОУ «СОШ № 1№» г. Шелехова, Иркутской области
Профессиональная ориентация школьников старших классов

на базе общеобразовательной школы.
В последние годы проблеме профессиональной ориентации школьников старших классов стали уделять все больше внимания. Обращают внимание на возникшие противоречие в профессиональной ориентации школьников стар - ших классов и студентов 1 курса обучения, а так же возникшие противоречия в результативности этого процесса. Ведь многие студенты, закончившие универ - ситет не идут работать по специальности, а все чаще предпочитают совершенно иное направление деятельности. Известно, что психологический тип и тип темперамента того, или иного человека оказывают воздействие на различные социальные, возрастные и про - фессиональные категории общества. Массовая работа в сфере социального и психолого-педагогического ориентирования старших школьников составляет один из самых важных моментов в воспитании и обучении. Построение работы по профессиональной ориентации школьников на основе их психологических типов считаем наиболее эффективным. Темперамент – это соотношение устойчивых индивидуальных особенно - стей человека, отражающих динамическую сторону его жизни и деятельности. От типа темперамента зависит, как быстро и интенсивно человек действует, об - щается, живет. Известны различные типологии темпераментов. Самой древней является типология Гиппократа о четырех видах темперамента: холериков, сан - гвиников, флегматиков и меланхоликов. Темпераменты выводятся на основе направленности психической дея - тельности, вовнутрь или вовне, и устойчивости. Дадим их краткую психологи - ческую характеристику. Холерик. Тип нервной системы – сильный, неуравнове- шенный, безудержный. Внимание переключается с трудом, темп психической деятельности высокий. Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный «живой». Интересуется многим, но до конца доводит только то, что очень важно и личностно значимо. Флегматик. Сильный, уравновешенный, малоподвижный «инертный». Очень продуктивен, ответственен, терпелив, выдержан. Меланхо- лик. Слабый. С повышенной чувствительностью. Старается быть незаметным, не любит обращать на себя внимание, но честен, привязывается к людям. Темп деятельности медленный или суетливый. 1
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном от - боре. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, напри - мер, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисципли - нарных воздействий). В группе учеников выпускного класса общеобразовательной школы был проведен тест, в результате которого выяснилось, что 43% школьников – сан - гвиники, 21% - холерики, 36% - меланхолики. Таким образом, мы смогли выстроить работу по профессиональной ориентации, предложив холерикам выбирать профессию, связанную с общением. А так же различные виды умственной или физическими деятельности. Этим людям необходимо развивать чувство товарищества, обращать большое внимание на дисциплину. В этом направлении помогает элективный курс «Основы правовых знаний» Цели элективного курса (модуля) «Основы правовых знаний»: __формирование общих представлений о современном российском обществе, сориентировать учащихся на актуальные проблемы в обществе, близкие и интересные школьникам. Задачи курса: *получение опыта учащимися коллективного и индивидуального обсуждения, исследования и принятия решения, как по конкретным социальным проблемам, так и по проблемному социальному феномену «конфликт поколений»; *обеспечить учащимся условия для формирования представлений о современном российском обществе, его проблемах; *на основе исследования конкретного случая, который является наиболее ярким, характерным примером социальной проблемы, помочь учащимся приобрести умения выявить различные социальные процессы и явления, прогнозировать результаты их разворачивания, выявлять условия для реализации наиболее благоприятных прогнозов ( с точки зрения перспектив современного мира и их собственных); *помочь учащимся в составлении личностных информационных презентаций социально -проблемной направленности; Меланхоликами подходит работа связанная с последовательной деятель - ностью. Работа с людьми, которая требует коммуникабельности, им не подхо - дит. Для таких ребят разработан профильный элективный курс «
Щит и Меч.
» сангвиники, склонные к разным типам работы, Сангвиники легко усваивают ди- намический стереотип, быстро схватывают новое, легко переключают свое вни - мание. Поэтому при обучении им нужно помочь осознать, что всякую работу нужно выполнять не только быстро, но и правильно, точно, аккуратно. 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология  Текст  / Б.Б. Айсмонтас - М.: Просвящение, 2004. - 208 с. 2. Брылякова Л.Л. Роль профориентационной карты в руководстве выбором профессии учащихся// Школа и производство, 1985, № 11, 61 с. 3. Йовайша Л.А. Проблемы профориентации школьника.  Текст  / Л.А. Йовайша М.: 1983, - 129 с. 4. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум.  Текст  / В.М. Минаева - М.: Академический проект, 2004. - 122 с. 5. Маклаков А. Г., Общая психология  Текст  / А. Г. Маклаков 2007. – 553 с. 6. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика.  Текст  / Н.Г. Милорадова - М.: Юристъ, 2005. - 334 с. 3