"Дидактические пособия в работе с детьми с ФФН".

Автор: Мусягина Елена Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: г. Саров
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические пособия в работе с детьми с ФФН".
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема:
«Дидактические пособия в работе с детьми с ФФН». Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно - образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию. Большинство дошкольников с ФФН, кроме речевых нарушений имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности: • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной; • недостаточно сформировано зрительно – пространственное восприятие; • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. Вот поэтому самым эффективным средством обучения детей были и являются игровые технологии. На современном этапе дошкольного образования в соответствии со ФГОС мы уходим от учебной деятельности и повышаем статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Мы включаем в процесс познавательную, исследовательскую, творческую игру, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение .
Сейчас мне хочется вспомнить принципы ДО которые определены ФГОС: 1) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 2) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; 3) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 4) Сотрудничество с семьёй; 5) Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Так как же помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенок развивался, ему было интересно, занимательно? Совсем недавно в журнале «Логопед» была опубликована статья о применении кубиков для работы по автоматизации звуков. Мы решили не только использовать этот опыт, но и расширили его применение. Свою работу мы строили таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать свои действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Так нами было разработано пособие «Логопедические кубики». Пособие направлено на решение следующих задач: 1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата; 2. Закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; 3. Развитие фонематического слуха; 4. Формирование лексико - грамматического строя речи; 5. Развитие связной речи детей с речевыми нарушениями; 6. Развитие коммуникативности, успешности в общении; 7. Повышение эмоциональной сферы дошкольников. Пособие «Логопедические кубики» представляет собой серию кубиков. Оформление граней кубов, как постоянно, так и съемными изображениями, картинками. Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Первый кубик

«Артикуляционная гимнастика». Цель: развитие артикуляционной моторики. На стенках кубика изображены картинки к упражнениям гимнастики. Ребенок может самостоятельно выбирать упражнения, может подбирать знакомые и новые упражнения. Ребенок бросает кубик и выполняет соответствующее упражнение на его верхней стороне предмету или действию. Если сторона с изображением не выпадает, то мы спрашиваем у ребенка, какое упражнение он еще ни разу не делал, и предлагаем его выполнить .
Второй кубик - «Автоматизация звука». Цель: автоматизация звука в слове в разных позициях (в начале, середине, в конце). На нем изображены предметы, в названии которых встречается изучаемый звук. Ребенку предлагаем следующие варианты заданий: 1. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне. 2. Скажи, чем похожи эти слова. 3. Какая картинка еще ни разу не выпадала? 4. Определи, какое слово лишнее. Почему? (Например: Звук Р стоит не в начале слова). 5. Найди длинное слово. Объясни почему? 6. Что нарисовано справа от радуги, слева от ручки? 7. Какой рисунок находится сверху от данного рисунка, снизу? 8. Отгадай загадки, найди и назови отгадку. 9. Дидактическая игра «Назови ласково» Рассмотрим подробнее одно упражнение. «Бросай кубик назови картинки, четко проговаривая звук Р: рак, рыба, раковина, ручка, ракета… Что общего в словах? (Во всех словах звук Р)» Цель третьего кубика – упражнять в согласовании числительных с другими частями речи. Ребенку предлагается поиграть в игу «Считай и называй». 1. Бросай кубик. Посчитай сколько предметов нарисовано: одна груша, три груши и т.д. 2. Считать машины с учётом признака цвета: две желтые груши, пять желтых груш и т.д. Четвёртый кубик - «Мой, моя, моё, мои». Цель: закреплять навыки правильного согласования местоимений и прилагательных с существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа. На один кубик подбираются картинки разные по роду в форме единственного и множественного числа. Предлагаются следующие упражнения: 1. Рассмотри кубик и назови предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой виноград и т.д.); «это моя» (моя морковь, моя кукуруза и т.д.); «это моё» (моё ведро, моё зеркало и т.д.); «это мои» (мои шары, мои шорты, и т.д.). 2. Бросай кубик. Ответь на вопрос: Чей? Чья? Чьё? Чьи? («Чей шар?», «Это мой шар» и т.д.) 3. Подбери к цветным картам (жёлтого, красного, синего, зелёного, фиолетового, оранжевого, голубого, розового и коричневого цветов) подходящие предметы такого же цвета и обоснуй свой выбор, используя союз потому что и местоимения он, она, оно, они. Взрослый показывает цветную карту. Ребенок ищет на кубике подходящий предмет по цвету и объясняет своё решение так: «Это мой карандаш, потому что он красный».
Пятый кубик знакомит детей со слогами, делением слов на слоги. Ребенок произносит слоги, которые соответствуют карточке, заменяют в слогах глухой звук на звонкий. Упражнения: - Бросай кубик. Произнеси слоги, которые соответствуют карточке. Произнеси слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), быстро (медленно) … - Замени в слогах глухой звук на звонкий и произнеси получившиеся слоги. - Произнеси два слоги и сравни их (например: АК – КА…) Д/и «Слушай соседа». Один ребенок произносит слоги с глухим звуком, а другой должен назвать слог со звонким согласным звуком Цель шестого и седьмого кубиков - упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Ребенок бросает 1-й кубик и называет предмет. «Найди на 2м кубике предмет, название которого звучит похоже» (трава – дрова, рак – лак, собор – забор….) Восьмой кубик предназначен для автоматизации звука в предложении. Ребенок бросает кубик и выполняет соответствующее задание. 1. Посмотри на схему. Обрати внимание, сколько слов в схеме предложения. Есть ли «маленькие слова»? Придумай предложение по заданной схеме. 2. Составь предложение из слов, согласовав их между собой. 3. Составь предложение с указанным предлогом. 4. Составь предложения по картинке с разным количеством слов. 5. Замени в предложении слово так, чтобы смысл предложения не поменялся. 6. Закончи предложения с союзом чтобы. Например, ребенку предлагается набор слов: сад, в, расти, роза. «Составь из данных слов предложение». Дети испытывают затруднения давая устную характеристику звукам. Поэтому девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый кубики направлены на закрепление характеристики звуков. Бросая кубик, ребенок характеризует звук с помощью картинок - символов. Приведем пример, как с помощью кубиков ребенок составляет звуковую схему слова ДОМ. Мы видим, что в слове ДОМ 1-й звук Д – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен синим цветом. 2-й звук О – гласный, обозначен красным цветом. Последний звук М – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен синим цветом. И в заключении хочется отметить следующие преимущества работы с пособием:
1. Возможность использования всеми участниками образовательных отношений. 2. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей. 3. Можно использовать фрагментарно или на протяжении всего занятия. 4. Легко хранятся и переносятся. 5. Возможность подбора дидактических игр по всем направлениям: формирование словаря; формирование грамматического строя речи; автоматизация звуков; формирование фонетических представлений; развитие познавательных процессов.