"Формирования семейной культуры как средство развития духовно – нравственной личности"

Автор: Савицкая Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: Тюменская область город Урай
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования семейной культуры как средство развития духовно – нравственной личности"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование семейной

культуры как средство развития

духовно – нравственной

личности»

Автор Савицкая С.Л.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 12, г. Урай


НОВЫЙ ФГОС

Цель воспитания

-
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Семейная культура:
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;  формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

СЕМЬЯ
 любовь  верность  здоровье  уважение к родителям  забота о старших и младших  забота о продолжении рода  ответственность за другого человека;

СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА
это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Проблема:

Формирование семейной культуры учащихся


ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ:

1.
Проведение диагностики уровня воспитанности, личностной и семейной культуры,
2.
Реализация программ, направленных на формирование семейной культуры:  - программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»; 
-
программа клуба «Я – исследователь»  - авторская программа «Папа, мама, я – вместе дружная семья».
3.
Использование проектного метода обучения, направленного на личностное развитие ученика;

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик Проектная деятельность на уроках Внеурочная проектная деятельность Индивидуальная проектная деятельность диагностика
 Для изучения уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников использовалась методика Кулешова Н.В. «Я – разный».  Для изучения семейных традиций, обычаев, - рисуночные тесты («Выходной день семьи», «Моя семья», «День рождения в семье»).  Для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника использовалась анкета «Я и моя семья».  Для изучения нравственных ценностей семьи использовались методики «Десять моих «Я», «Незаконченные предложения».

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
низкий допустимый оптимальный критический 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%
Уроки:  урок - виртуальная экскурсия;  урок - практическая работа;  урок – практикум;  урок – защита проектов  урок мини – проект;
Курс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Проектная деятельность на уроках

Внеурочная проектная деятельность
Авторская программа «Папа, мама, я – вместе дружная семья»
Индивидуальная проектная деятельность
Клуб «Я - исследователь»

Золотое правило нравственности
 Книжка – комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться»  Инсценировка – миниатюра «Страшная сказка: один день без золотого правила нравственности»  Рассказ «Случаи из моей жизни…»
Моя семья
.  Составление древа «Моя родословная»  Фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»  Рисунок с подписью «Моя любимая семейная традиция»  Сочинение – размышление «Каким добрым правилам научила меня моя семья?»  Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй»
Культура моего народа
 Сообщение – доклад «Добрые сказки моего народа»  Пластилиновый макет  «Добрый народный обряд»  Фестиваль одноклассников  «Добрые песни моего народа»  Книга рецептов домашней кухни нашего народа
Добро и зло
 Инсценировка «Спор верующего и атеиста о добре и зле;  »Сообщение «Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
содействие становлению личности младших школьников, через ознакомление с культурно историческими и этническими традициями российской семьи
Задачи:
 формировать чувства уважения к традициям своей семьи;  развивать познавательный интерес к истории своей семьи, страны  формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.  строить отношения по законам здоровой семьи;  воспитывать эстетическую культуру ребёнка;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

1 год реализации
 бережное отношение к реликвиям семьи;  потребность сохранить их для других поколений; формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи;
2 год реализации
 формирование чувства гордости и уважения к своим предкам, внёсшим вклад в развитие родного края  осознание личной сопричастности к истории своего города  личный вклад в развитие своего города, края
3 год реализации
 формирование и развитие личностного отношения к культурно – историческим и этническим традициям;  проявление активной жизненной позиции