Образовательная программа "Малая академия одаренности "Эрудит" для детей от 6 до 7 лет

Автор: Шамгунова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №10"Белочка".
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная программа "Малая академия одаренности "Эрудит" для детей от 6 до 7 лет
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №10 «Белочка» Образовательная программа «Малая академия одаренности «Эрудит» для детей от 6 до 7 лет

Автор программы: воспитатель Первой квалификационной категории О.А. Шамгунова Личная подпись_______________ г. Нижневартовск, 2015 г Оглавление 1 Паспорт программы 3 «Утверждаю» Заведующий МАДОУ ДС № 10 С.А. Головина________________. ____________________________
2 Пояснительная записка 5 3 Содержание программы 7 3.1 Календарно-тематическое планирование 13 3.2 Мониторинг освоения детьми программного материала 18 3.3 Требования к уровню подготовки воспитанников 19 4 Литература 20 Приложение 21
Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги Малая академия одаренности «Эрудит» Основание для 1.Конвенция о правах ребенка;
разработки программы 2.Закон РФ «Об образовании»: Ст. 51, п. 1; ст. 18, п. 3. 1. 3. федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении 2. Заказчик программы Родители, педагогический коллектив. Организация исполнитель программы Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители. Целевая группа Дети 5-7 летнего возраста, посещающие детский сад Составители программы Воспитатель Шамгунова О.А. Цель программы -создать условия для выявления, поддержки и развития детей с интеллектуальной одаренностью, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи программы -определение и развитие творческого потенциала детей; -развитие интереса к исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности; -формирование основ теоретического мышления; -формирование элементов самостоятельной деятельности; -развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности; -формирование положительного отношения к себе, человеку; -формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу. изучение природы детской одаренности;
-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, -создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей; -создание базы данных в рамках Программы; -внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; -организация совместной работы ДОУ, ЦДО и прочих учреждений по поддержке одаренности; -подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. Ожидаемые результаты включение в экспериментально - исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами; обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т.е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а значит, готовности к обучению в школе; оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы; результативное участие в Фестивалях проектных и исследовательских работ дошкольников на уровне ОУ и муниципальном уровне. Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; -имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; -испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие
категории одаренных детей
: -Дети с необыкновенно высокими общими
интеллектуальными
способностями. -Дети с признаками специальной
умственной одаренности
в определенной области наук и конкретными академическими способностями. -Дети с высокими
творческими (художественными) способностями
. -Дети с высокими
лидерскими (руководящими) способностями
. -Дети, обладающие яркой
познавательной активностью
, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли дополнительного образования; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию, -групповые занятия с одаренными детьми; -конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры; -работа по индивидуальным планам; - экспериментирование; -исследовательская и проектная деятельность.

Содержание программы
позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Программа составлена с учетом требований Санитарных правил п.2.12. «Требования к организации режима дня и учебных занятий», инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 04.03.2000, №65/23-16
«
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях», письма МО РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», Устава МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка»,
Сведения об участниках программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, с интеллектуальной одаренностью. Она предполагает активное участие детей, родителей, педагогов. Место реализации - детский сад, семья, начальная школа. Программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие
.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, но только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей об окружающем мире. Развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, грамматический строй речи. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и ее пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности. В качестве профилактики трудностей дальнейшего обучении следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на восполнение пробелов развития тех или иных функций.
Новизна
такой формы заключается в синтезе подходов к развитию одаренности детей (конструирование, опытная деятельность, математика, словесность и др.), но главным направлением является исследование и экспериментирование. В использовании форм, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Актуальность
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Цель программы
-создать условия для выявления, поддержки и развития детей с интеллектуальной одаренностью, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи программы
 определение и развитие творческого потенциала детей;  -развитие интереса к исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности;  -формирование основ теоретического мышления;  -формирование элементов самостоятельной деятельности;  -развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;  -формирование положительного отношения к себе, человеку;  -формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.  изучение природы детской одаренности;
 -выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, -создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей;  -создание базы данных в рамках Программы;  -внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;  -организация совместной работы ДОУ, ЦДО и прочих учреждений по поддержке одаренности;  -подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Принципы построения программы:
1. Принцип психологической комфортности. 2. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности. 3. Принцип доступности. 4. Принцип постепенности. 5. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей. 6. Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми). 7. Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. 8. Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка). 9. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Особенности реализации программы
программа Малой Академии одаренности «Эрудит» реализуется в течение 2 лет обучения, с октября по апрель – в течение 28 недель. Занятия организуются с детьми 5-7 лет и проводятся два раза в неделю: всего 56 занятий. Длительность занятий для детей 5-6 лет – 25 мин (1400 мин в год), для детей 6-7 лет составляет не более 30 минут (1680 мин в год). На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие приемы обучения. При планировании и проведении занятий педагог:  определяет тему и цель занятия;  обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;  подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
 обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;  включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями сверстников;  учитывает при отборе программного материала зону бли жайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;  предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;  регулярно повторяет усвоенный материал. В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание должен уде лить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познаватель ных интересов. При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой де ятельности.
Содержание занятий

Структура занятия Малой академии.

Вводная часть.
Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
Основная часть.
Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, демонстрация опыта, игровые ситуации с пособиями Воскобовича, Кюинзера, блоков Дьениша. Детям предлагается практическая работа, самостоятельно повторить опыт, решение игровой ситуации. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Заключительная часть.
Составление схем, (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Каждое занятие включает: 1. Развитие психофизических способностей, психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения рисовать, придумывать сюжет, импровизировать). 2. Участие детей в развивающих играх:
игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо- головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки») игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша») игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка») игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича(четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,) игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат») игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат» 3. обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т.е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Структура академии:

1 ступень
«Лицей для малышей», Дети 5-6 лет: Экспериментальный класс, Класс юного техника 2
ступень,
дети 6-7 лет, «Школа интеллекта»: Экспериментальный класс, Класс юного техника, Проектная мастерская. Воспитатели выделили способных, одаренных интеллектуально детей, педагог-психолог провела диагностику, затем были сформированы группы первой и второй ступени Малой Академии.
Направления работы:
Образовательный блок


«Хочу все знать»
(цикл познавательных занятий о живой и неживой природе, многообразии живых организмов, развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера).


Экспериментальный блок


«Интересное рядом» (опытно-экспериментальные занятия с водой, песком, воздухом, бумагой, магнитами и мн. Др.)
Исследовательский блок


«Очевидное-невероятное» (исследование и проектирование). Анализ, выявление существенных признаков веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия).
Формы работы:


Тематические недели: Математика, окружающий мир, словесность.


Интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины

Математика в развивающих играх», «Знаток математики», «Я открываю мир», литературные викторины по сказкам и произведениям детских писателей, «Своя игра» и т.д.

Интеллектуальные марафоны

Малые интеллектуальные олимпиады
Результатом работы с одаренными детьми в рамках Малой академии одаренности станет:


включение в экспериментально - исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами;

обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т.е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а значит, готовности к обучению в школе;

оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;

результативное участие в Фестивалях проектных и исследовательских работ дошкольников на уровне ОУ и муниципальном уровне. Мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников проводится совместно с педагогом- психологом.
Тематическое планирование занятий

Малой академии одаренности «Эрудит»

Месяц

Вид

деятельности

Название

занятия
Задачи:
Коли

чест

во

часо

в

Октябрь математика

Блоки Дьениша»
Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление (игры «Цепочка», «Раздели фигуры»). Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки.
2

Окружающий мир

«Живое и не живое»
Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе. Вода, воздух, песок, земля, растения, животные, человек. Показать опыты с воздухом, водой, составление схем.
2


Словесность

«В гостях у сказки»
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок. Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги. Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
2

Ноябрь

математика

«Палочки Кюизенера»
Закрепление цвета, количественный и порядковый счёт; условную мерку, развивать умение задавать вопросы , закрепить ориентировку в пространстве . Составление дорожек по условным меркам.
2

Окружающий мир

«Свойства песка»

«Опыты и эксперименты

с песком»

«Учимся

проектировать»
Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность. Учить передавать опыт через схему,
4

умение описывать эксперимент по схеме.
Словесность

«Моделирование»
1.Научить составлять описательный рассказ по предложенной схеме (предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему). 2. Продолжать использовать схемы, составленные на занятии самими детьми для описательного рассказа ( дети сами определяют последовательность изложения; подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака).
2

Декабрь

математика

«Игры Воскобовича»
Знакомство с игрой, сказкой; Конструирование геометрических фигур, назвать сходства и различия. Определение количества квадратов красного (зелёного) цвета, разноцветных квадратов. Учить складывать разноцветные и одноцветные фигуры так, чтобы в ней было два красных (зелёных или разноцветных) квадрата, треугольника.
2

Окружающий мир

«Свойства воды»

«Опыты и эксперименты

с водой»

«Проекты с водой»
Накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха); –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать
4

причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность. Учить передавать опыт через схему, умение описывать эксперимент по схеме.
Словесность

«Придумай сказку»

(новую концовку к

сказке)
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.) Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) и составлять простые, сложные и сложноподчиненные предложения с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.
2

Январь

Математика

«Геоконт»
Знакомство с игрой, сказкой; учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части; конструирование различных сначала по образцу взрослого, затем по картинке и по собственному замыслу.
2

Окружающий мир

«Опыты и эксперименты

со льдом и снегом»»
Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место.
4

Февраль Словесность

«Сочиняем рассказы»
учить детей составлять творческий рассказ по плану,
2

схеме или инструкции воспитателя; развивать творчество, воображение, мышление, умение слушать друг друга; закреплять умение различать сказку от рассказа.
Математика

«Квадрат Воскобовича,

лабиринты»
Развивать умение выкладывать многоугольники с объяснением; знакомство с понятием «пятиугольник» и складывание других пятиугольников из игрового квадрата. Превращение квадрата в конверт. Конверт «закрылся». На какую геометрическую фигуру похож «закрытый конверт»?
2

Март

Окружающий мир

«Что из чего»

«Опыты и эксперименты

с магнитом»
Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком. Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы, составление схем.
4

Словесность

«Театральные

выступления по своим

сказкам »
Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
2

Апрель

Математика

«Блоки Дьениша»
Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление. Игры «Цепочка»,
2

«Раздели фигуры», учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки.
Окружающий мир

«Наша планета Земля и

ее свойства»

«Опыты и

эксперименты»

«Проектирование по

выбранным темам»
Образовательные задачи: • Познакомить с процессом образования почвы. • Дать представление о почве и ее составе. • Показать значение почвы для растений и живых организмов. Развивающие задачи: • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение Воспитательные задачи: • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности
6

Мониторинг освоения детьми программного материала
Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируются по определенным показателям в начале и в конце года.
Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.
Способы проверки знаний, умений и навыков.
1. Диагностика №1 (сентябрь) –познавательное и речевое развитие. 2. Диагностика №2 (май) – познавательное и речевое развитие.
Тестовый материал:
1. Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. 2. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. 29 3. Гризик Т.И. Занимательная грамматика. 4. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? 5. Безруких Т.М. Познаём мир.(серия картинок – метод. кабинет.) 6. Картина « В уголке природы» (№ 25 – метод.кабинет.) 7. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» (предметные картинки - метод.кабинет) 8 Гризик Т.Н. «Учимся играя» 9. Нищева Н.В. «Играйка №1»(8 игр для развития речи дошкольников-метод.кабинет)
Оценка результатов:

высокий уровень –
ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
средний уровень
– ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога;
низкий уровень
– ребёнок не справился с заданиями. Требования к знаниям, умениям и навыкам приведены в таблице 1, 2, 3, 4.
Модель выпускника


Выпускник должен: Старшая группа I. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2) определять цель деятельности, условия ее достижения;
3) с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность. II. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия. III. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п. Подготовительная группа к школе группа I. уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность. II. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях). III. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.).
Используемая литература в составлении программы
: 1. С.Д.Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ.» «Т Ц Сфера», 2006 2. Т.М. Бондаренко Развивающие игры в ДОУ Воронеж, 2009 3. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М. Инфа-М, 1998. 4. Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.
5. Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№10. 6. В.Воскобович Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000 7. Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6 8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 2005. 9. Новикова В.П. Математика в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2007. 10.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 11. Неизведанное рядом .Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва 2002