"Сегодня я дошкольник, а завтра - ученик"

Автор: Двухжильная Виктория Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 39"
Населённый пункт: г. Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Родительское собрание в форме практического мастер-класса в игровой форме с родителями
Тема: "Сегодня я дошкольник, а завтра - ученик"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Из опыта работы

Автор-составитель: Виктория Леонидовна Двухжильная,

педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» г.

Ачинска, Красноярского края

Практический мастер-класс в игровой форме с родителями

«Сегодня я дошкольник, а завтра – ученик»

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения, речи)

Актуальность.
В настоящее время все актуальнее возникает вопрос о подготовке ребенка к обучению в школе. Проблема возникает в том, что большинство родителей не знают, как правильно и качественно помочь своему ребёнку в подготовке к школе. Начиная работать в профессии педагога-психолога, я убедилась в необходимости взаимодействия с родителями и педагогами, распространяя не только теоретические знания, но и проведении мастер-классов на родительских собраниях и педагогических советах, наглядно показывая какими знаниями, умениями и навыками должны обладать выпускники детских садов и будущие первоклассники. Таким образом, разрабатываю проекты родительских собраний с учетом возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей (ограниченные возможности здоровья: тяжелые нарушения речи, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, множественные нарушения) детей в отдельно взятой группе. Придерживаюсь определенного плана: - приветствие родителей и короткий рассказ специфики своего рода деятельности и взаимодействия с детьми; - знакомство с целями, которых планировали достичь в течение года; - акцентирую внимание на психологические и возрастные особенности детей данного возраста и не забывать об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья; - непосредственно сам мастер-класс, применяем роли; - рефлексия.
Цель:
способствовать расширению психологического знания у родителей о психофизиологических особенностях и формировании готовности детей к обучению в школе, их благополучной социальной адаптации в школьной образовательной среде через мастер-класс в игровой форме.
Задачи:
- ра сширение психологических знаний у родителей о формировании готовности ребенка к обучению в школе;
- раскрыть понятие «психофизиологические особенности детей»; - сформировать у родителей понимания того, с какими трудностями сталкиваются дети в первые дни обучения в школе.
Ход практического мастер-класса

Психолог:
Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас в нашем теплом детском саду, в этой замечательной группе, которая за четыре года стала по-домашнему родной для каждого из ваших ребятишек. По результатам диагностического обследования детей по готовности к обучению в школе, еще остались видны небольшие трудности, чтобы их преодолеть, предлагаю вам – родители пройти ко мне в круг и начнем играть. Поэтому Сегодня я предлагаю вам вернуться на много-много лет назад и превратиться в детей того же возраста, что и ваши дети сейчас. Итак, «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!!!» «Родители, теперь вы превратились в детей - будущих выпускников детского сада». Ваши дети сегодня будут выполнять роль жюри, которое будет оценивать ВАС, а при необходимости помогут вам. Сегодня мы с вами будем: - работать над мелкой моторикой рук; - попробуем составить интересный рассказ по картинкам; - будем разобраться во временах года и других временных единицах; - обводить узор; - завязывать шнурки; - познакомимся с Точкой – путешественницей. Первая игра. «Веселый, волшебный, маленький мяч» - кидаю мячики родителям и далее предлагаю покатать в руках разными способами (показываю – повторяют), подкинуть вверх и поймать (с хлопком и без), отбивать об стол, далее об пол, передавать друг другу быстро по кругу, и последнее встают в пару с ребенком своим и кидают в парах, - стараясь не ронять мяч, - вот теперь видите на сколько сложно и еще необходимо вам с детками играть в мячик, когда он не будет падать это свидетельство того что рука ребенка развита и готова в письму в школе. Дети подводят итог : «Умеют родители играть с мячиком или мы лучше научились?», помогают оценивать педагоги группы и я последней подвожу итог, что еще всем необходимо продолжать играть с мячиками. Вторая игра. «Разложи серию сюжетных картинок и составь связный рассказ». Предлагаю родителям разделиться на две команды (так как две сюжетные истории – по 5-6 картинок каждая). «На столах лежат перевернутые картинки, возьмите по одной и составьте связный рассказ, каждый по своей картинке и объединив в единый общий рассказ, даем три минуты».
Родители составляют рассказ, я помогаю задавая наводящие вопросы для красивого полного сложного по составу рассказа, сначала сложно, потом родители понимают и начинают лучше рассказывать. «Дорогие родители сложно было выполнять это задание? (в основном все с этим согласятся и задумаются) А ведь здесь ничего сложного и нет, побольше обращайте на «мелочи» внимание и больше используйте в речи все части речи, чем активизируйте словарный запас деток и все получится, сейчас самый возраст когда это умение необходимо развивать и закреплять!» Дети подводят итог : «Умеют родители составлять картинки по порядку и составлять рассказ по картинкам или мы лучше умеем?», помогают оценивать педагоги группы и я последней подвожу итог, что еще всем необходимо продолжать учиться составлять полные сложные красивые рассказы Третья игра «Обведи узор». Родителям каждому предлагаю обвести узор цветным карандашом, который им больше понравится, стараясь не отрывать карандаш. Дети подводят итог : «Умеют родители обводить узор, выходят за линию? Часто ли отрывают карандаш при обведении узора?» помогают оценивать педагоги группы и я последней подвожу итог, что мы научились и необходимо еще продолжать развивать мелкую моторику рук. Четвертая игра «Посчитаем, повторим части суток, времена года, дни недели, месяца». «Встаем в кружок и начнем играть дружок». Предлагаю вспомнить числовой ряд в прямом и обратном порядке в пределах 10, части суток, времена года, дни недели, месяца и т.п. «Я буду кидая мяч, задавать вопрос, на который вам нужно быстро ответить и мяч вернуть мне» Вопросы, например, между числами 4 и 6 какое стоит число, перед пятницей какой день недели, после вечера какое время суток продолжается, назовите весенние месяца, перед весной какое время года, посчитайте от 9 до 5, и т.д. Дети подводят итог : «Умеют родители играть и отвечать на вопросы или мы лучше умеем?», помогают оценивать педагоги группы и я последней подвожу итог, что мы научились и необходимо по закреплять играя еще и дома. Пятая игра «Графический диктант – Путешествие точки- путешественницы по клеточкам на листочке». Предлагаю присесть за столы по одному и не подглядывать, дети рядом с родителем могут контролировать или подсказывать, если необходимо, но не мешать. «Возьмите уважаемые родители карандаш любого цвета, и давайте отправим наши точки (их четыре) в разные путешествия по клеточкам. Готовы? Начинаем! (диктую усложненные узоры и предлагаю продолжит их без диктования дорисовать до полей, в более быстром темпе чем детям). Дети подводят итог : «Умеют родители отправлять точку в путешествие? или мы лучше научились?», помогают оценивать педагоги
группы и я последней подвожу итог, что родители практически все справились, а вот у детей еще есть сложности и они так быстро не справятся, и многие родители понимают, что и им было не легко, ведь они это выполняли уже давно… Вот теперь подведем общие итоги сегодняшней игры.
Рефлексия:
Предлагаю всем детям и взрослым встать в круг, подарить еще раз друг другу улыбку и хорошее настроение, и ответить на вопросы… Детям: «Родители справились?» Дети – «ДА!!!» Родителям: «Понравилось вам быть детьми? Сложности какие были? Трудно быть ребенком? Какие вы испытывали чувства во время игр?» (родители многие задумываются и говорят, что сложности есть и у них, будут учиться вместе со своими детьми…) Педагогам: «Ваши оценки? Как родители справились с заданиями? Как дети справились со своим заданием? Кто победил? (Дружба).
Заключительное слово:
Выражаю благодарность ВАМ родители смелость и успехи!!! Для того чтобы вы учились успешнее и еще было над чем поработать в летний период, дарю вам памятки «Психологический портрет идеального первоклассника с характеристиками отдельных личностных качеств первоклассника».