"Сочиняем волшебную сказку"

Автор: Баликоева Алета Сафарбековна
Должность: учительница русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: с.Чикола Ирафского района РСО-Алания
Наименование материала: урок развития речи в 5 классе
Тема: "Сочиняем волшебную сказку"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок развития речи в 5 классе.

Сочиняем волшебную сказку..

Цели деятельности учителя
: совершенствование речевых умений учащихся, восприятие и понимание отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторение «законов» волшебной сказки; помощь в овладении навыками создания творческих работ; сочинение собственной сказки; побуждение к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
Планируемые результаты

изучения темы:

Предметные умения:
знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
II. Речевая разминка.
«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Задание : Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы : Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация? Чтение текста в манере «сказывания».

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».
лес (дремучий) стрелы (острые) дуб (могучий) стрелы (каленые) море (синее) ворон (черный) солнце (красное) сокол (ясный) Вопросы : 1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сам собой? 2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? 3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие.) Что же такое сказка?
Сказка
(волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.
IV. Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро. (Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.) Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом). 7. Появление противника. 8. Борьба. 9. Победа. 10. Возвращение героя. 11. Ложный герой. 12. Трудные испытания. 13. Узнавание героев. 14. Указание ложного героя. Наказание его. 15. Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки. Вопрос : Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.
Персонажи сказки.
Положительные герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое) Магическое число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три)
Второй эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок» А.С.Пушкин.
Как вы понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к намеченной цели.)
Алгоритм подготовки к написанию сказки.
Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение. Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.). Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами. Перед написанием составьте план вашей сказки.
.

Составление сказки. Коллективная работа.
• Подбор возможной присказки, зачина, концовки.
Присказка
. Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё всё примечайте, не зевайте.
Зачины
. В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Концовки.
Сказка вся, более врать нельзя… Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий пирожок.

Примерный вариант сказки
• Героем сказки будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, быть причиной определённых событий в соответствии с материалом, из которого сделан. • Из какого материала сделан человечек? (из соломы) • Каковы свойства соломы? (хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная) • Какое имя можно дать соломенному человечку? (Соломон, Соломка, Соломинка и др.) • Как появился человечек из соломы на свет? Опишите его. • С какого необычайного события начнётся ваша сказка? • Каким испытаниям подвергнется соломенный человечек? (попадёт в город Разбойников, будет сражаться с огнём, злым волшебником, переплывёт через бурные реки) • Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Какие? (Чучело, Пугало, Прыгунок, ячменное зёрнышко, пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок) • Какие волшебные помощники будут помогать соломенному человечку? (волшебная палочка, скатерть-самобранка, клубок, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой) • Как закончится ваша сказка?
Составление сказки. Коллективная работа.
Задание : Постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п. Запись в тетради.
Домашнее задание:
нарисовать иллюстрацию к сказке.
Использованная литература:
 В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Литература, ч.1, М, Просвещение , 2012  Беломестных О. Б. Поурочные разработки по литературе в 5 кл. – М.: Издательство «Вако»,2003 г  Тесты по литературе 5-11 классы М. изд-во АСТ «Астрель», 2000