Напоминание

"Общение - это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия"

Автор: Архипова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель школьной группы
Учебное заведение: СПб ГБ СУСО "Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, Выборгский район
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: "Общение - это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»
Методическая разработка

открытого занятия

« Общение – это не роскошь, а необходимость

делового взаимодействия».
Разработал и провел: воспитатель АРХИПОВА Т.В. Санкт-Петербург 2012

Пояснительная записка
Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным "лицом к лицу", и опосредованным теми или иными средствами, например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим). Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение ("мы понимаем друг друга с полуслова", "мы говорим с ним на одном языке"), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше, ценить уникальность, непохожесть каждого человека. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. Можно выделить целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае очень
больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей. Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности Людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми. Психологи разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам относятся совещание, групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика и ряд других. Из всего вышесказанного вытекает необходимость разностороннего изучения процесса коммуникации, а также определяющих и составляющих его компонентов. Для нас наибольший интерес представляет такой аспект этой проблемы, как качества личности, необходимые для осуществления процесса коммуникации, механизмы поведения человека в акте общения, их регуляция и влияние на дальнейшую деятельность человека. Человек общается с другими людьми с момента рождения. Он должен изучать правила взаимодействия с ними и между ними для того, чтобы стать социально-полноправным членом общества.
« Общение – это не роскошь, а необходимость делового

взаимодействия»

Цель:
развитие личностных качеств, необходимых для успешной коммуникативной деятельности в социальной сфере.
Задачи:

1. Образовательные: - совершенствовать коммуникативные навыки; - развивать деловое общение, сотрудничество; - развивать понимание норм и ценностей других социальных групп; -создание положительного образа коммуникабельного человека. 2.Воспитательные. - раскрыть потенциальные возможности личности; - воспитывать способности к общению и установлению положительных эмоциональных контактов; - воспитывать умение слушать и слышать собеседника.
Оборудование
: телевизор, DVD-плеер, диск с фильмом «12 стульев», три плаката (модель коммуникабельного человека, модель не коммуникабельного человека, «дерево» коммуникативных навыков), ручки, листочки, доска.
Состав участников:
- воспитанники в возрасте 15-18 лет; - директора и завучи детских домов Санкт-Петербурга; - воспитатель группы; - педагог-психолог.
Предварительная работа:

-
диспут «Магия личного обаяния»; - психологические тренинги; - беседа: «Правила этикета»; - беседа: «Толерантная личность»; - индивидуальные беседы.
Содержание работы:
1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Правила дискуссии. 4. Просмотр и обсуждение эпизода из фильма «12 стульев». 5. Создание модели коммуникабельного человека 6. «Дерево» коммуникативных навыков. 7. Ролевая игра. 8. Итог.
1.

Организационный момент.

Представление гостей, воспитанников, воспитателя.
2.

Сообщение темы.
Тема нашей дискуссии: «Коммуникабельный человек и коммуникативные навыки»
3.

Правила дискуссии:
 Проявлять активность;  Не перебивать;  Соблюдать относительную очередность в высказываниях;  Уважать чужую точку зрения;  Избегать оскорбительных личностных высказываний;  Говорить четко и конкретно;  Вести себя конструктивно.
4. Просмотр и обсуждение эпизода из фильма «12 стульев».
а) Введение. Коммуникабельность - доброжелательность, стремление к общению, получение удовольствия от общения. То есть коммуникабельный человек- это общительный человек. Мы будем продолжать с вами говорить об общении. Общение- это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Вам знакомы такие фразы:  Мы понимаем друг друга с полуслова.  Мы говорим на одном языке. Вопрос: Для чего нужно умение общаться? Вывод: Условия современного экономического развития нашего общества привели к появлению профессий, непосредственно связанных с общением: секретарь и офис – менеджер, дистрибьютер, менеджеры разного уровня, психолог и др. При всем отличии, эти профессии предполагают у их представителей развитые коммуникативные свойства и коммуникативные навыки, то есть коммуникативность. б) Просмотр эпизода из фильма «12 стульев». Вопросы: 1.Коммуникабельна ли Эллочка? 2.Каких качеств, по вашему мнению, ей не достает, чтобы быть коммуникабельной? 3.А вы, ребята, используете сленг для общения? В каких случаях? 4.Вы хотите остаться на этом уровне общения? Вывод. О подрастающем поколении обычно судят по поведению молодых людей: как они разговаривают, общаются друг с другом, с взрослыми. Пару лет назад на молодёжном жаргоне непонимание обозначалось «не сечёт», а
теперь - «не фильтрует» или «не въезжает». Нечто модное и интересное раньше называли «клеевым», а теперь «крутым». «Крутым» может быть автомобиль; песня, фильм, новая куртка могут быть прикольными. Если взрослые пытаются урезонить подростка, тот лишь снисходительно улыбается им в ответ. Но, согласитесь, хорошо подвешенный язык весьма ценится в подростковой группе, Наряду с модой и музыкой стиль разговора является средством создания имиджа. Вопрос 1.Мне кажется, Эллочка остановилась на подростковом уровне развития. Вы тоже хотите остановиться на этом уровне или мы выберем другую концепцию поведения?
5.

Создание модели коммуникабельного человека.
Давайте создадим модель коммуникабельного человека. Вопрос. Какими качествами должен обладать общительный человек? -доброжелательность; - интеллект; - наблюдательность; - эмоциональность; - получает удовольствие от общения. (добавить в ходе обсуждения) Вопрос. Какими качествами обладает некоммуникабельный человек? - недоброжелательный( ехидство, злоба, зависть); -взрывной характер; - скандальный; - болтливый; - навязчивый. -(добавить в ходе обсуждения) Вопрос. Какую модель вы выбираете? Мы выбрали модель коммуникабельного человека. Значит, с завтрашнего дня мы станем такими. А что нам мешает это сделать?
6. «Дерево» коммуникативных навыков.
Верно, для того, чтобы стать такими необходимо время на приобретение коммуникативных навыков: - эмоциональная устойчивость; -владение мимикой и жестами; -управление своим поведением; -выразительная речь; -способность к взаимодействию.

7. Ролевая игра.
Ролевую игру ведет педагог-психолог. Студент не согласен с оценкой преподавателя. Он считает, что он прав, а то, что преподаватель считает ошибкой - просто новый, неординарный взгляд. Он действительно считает, что он прав, а преподаватель просто не может (или не хочет) этого понять. Как ему подступится к преподавателю с этим разговором, чтобы он получился продуктивным?
8. Итог
Похвалить и поблагодарить участников. Единственный способ изменить людей в нашем окружении - это измениться самому. Нужно изменить ход наших мыслей.