"Диспуты и дискуссии на уроках литературы как одна из форм формирования коммуникативных УУД в рамках ФГОС"

Автор: Потапова Наталья Ивановна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диспуты и дискуссии на уроках литературы как одна из форм формирования коммуникативных УУД в рамках ФГОС"
Дата публикации: 07.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Диспуты и дискуссии на уроках литературы как одна из форм формирования коммуникативных УУД в рамках ФГОС Дать миру человека образованного, хорошего специалиста и отличного исполнителя -таковы постулаты нынешнего образования, которые в рамках современного информационного общества явно устарели. Именно поэтому в докладе Юнеско «В новое тысячелетие» отражено, что в современном образовании перемены должны способствовать « перемещению интереса от «хранителей» к «соискателям» знания – и не только в рамках официальных образовательных структур, но и в сфере профессиональной деятельности…». Иными словами, современный человек должен «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
.
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о довольно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у обучащихся наших школ. Особенно очевидны эти недостатки в области владения родной речью. Обучающиеся не умеют четко и правильно выражать свои мысли, чувства, «правильно спорить». Решению этой проблемы должны способствовать новые федеральные государственные образовательные стандарты, ибо они декларируют в качестве основного приоритета в системе образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Учителю теперь необходимо решать важнейшие задачи: найти такие методы и формы занятий, которые обеспечат активное участие в уроке каждого ученика, повысят авторитет знаний и воспитают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Использование технологии игровых форм обучения может способствовать преодолению этих проблем. Одними из таких методов являются диспут и дискуссия, как одни из форм активизации обучающихся, так как они развивают речь, учат общению, стимулируют творческую самостоятельность учеников. В основе любого диспута - столкновение разных точек зрения. Таким образом, ребята учатся высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к диалогу, «заставляют» изучать дополнительную литературу, составлять вопросы. На уроках литературы спор может возникнуть по поводу разных мнений героев одного произведения (спор о правде в пьесе М. Горького «На дне») или героев разных произведений ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и В. Маканин « Андеграунд, или Герой нашего времени»), мнения критиков по поводу основной мысли произведения или персонажа (точки зрения М.И. Писарева и Н.А. Добролюбова о пьесе А. Н. Островского «Гроза») . Польза диспута в том, что он позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным или не нашло еще убедительного обоснования. Цель дискуссии – достижение определенной степени согласия участников относительно представленного тезиса. Это выход на мировоззренческие позиции: оценивание поступка персонажа (образы Жилина и Костылина в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», обсуждение разницы в поведении персонажа (Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), оценивание поступков одного героя другим и, в конечном итоге, ученик сам оценивает поступки героя, Чтобы дискуссия или диспут были результативны, необходимо, чтобы выбранная проблема была актуальной, острой, важной, интересной для обучающихся, не имела однозначных ответов и варианты решения ее были бы разными. Важной составляющей диспутов и дискуссий должна стать диалогическая позиция педагога, которая должна задать тон обсуждению, соблюдению определенных правил всеми участниками. Контакт между участниками способствует развитию не только коммуникативным, но и познавательным действиям, и, как следствие,
углубленной работе над темой, творческого применения полученных знаний. Необходимо добавить, что эта форма учебной деятельности должна применяться там, где материал «открывает возможности для организации эффективной групповой работы на уроке». Несомненно, ситуация дискуссии может возникнуть на любом уроке. Она может быть проведена в начале урока для активизации познавательной деятельности, как постановка проблемы и варианты ее решения. (В.Г. Короленко «Дети подземелья» тема воровства). Она может возникнуть в конце урока на этапе закрепления знаний, если учитель поставил вопрос: «Чья точка зрения вам показалась наиболее интересно?» или «С чьей точкой зрения вы не можете согласиться?». Главная ценность уроков диспутов и дискуссий заключается в том, они развивают логическое мышление школьников и помогают другие педагогические задачи, как-то: 1) способствуют умению договариваться, 2) учат высказывать собственное мнение и приводить аргументы; 3) приучают выслушивать доводы оппонента, находить в них слабые места, задавать вопросы и в спокойной дружественной обстановке приводить свои контрдоводы 4) побуждают с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; 5) развивают способность брать на себя инициативу; 6) обязывают знать не только фактический материал, но и изучить критическую литературу. Решение перечисленных задач будет способствовать результату - повышению мотивации обучающихся и повышению качества знаний, а значит, и становлению коммуникативных универсальных учебных действий. На примере фрагмента урока литературы по теме «Можно ли оправдать Андрия?» по повести Н.В. Гоголя покажем, что требования стандартов нового поколения по формированию коммуникативных универсальных учебных действий выполняются уже сегодня в ходе учебной деятельности на уроках-диспутах. Цели: 1. Дать учащимся понятие о неоднозначности трактовки образа Андрия 2. Развивать креативность мышления обучающихся, умение обосновывать свою точку зрения, опираясь на литературный текст 3. Развивать устную речь обучающихся Ход урока: 1.Вступительное слово учителя: Мы изучили замечательное произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Говоря об Остапе выявили, что это цельный, могучий персонаж, во многом похожий на своего отца. Образ Андрия не вызвал у нас такой однозначной оценки. Он предатель. Но так ли уж виноват он? Заслуживает ли он снисхождения? Над этими вопросами мы с вами сегодня и подумаем. И вы их видите на доске. (Зачитываются вопросы). Для обсуждения разделимся на группы. Вопросы для групп Аргументы против Андрия Аргументы за Андрия Какие факты из его детства говорят, что он положительный персонаж? Как Андрий участвует в битвах? Что говорит о нем отец?
Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса? Это проявление трусости? Чье имя шептал Андрий перед смертью? В чем состояла вина Андрия? Каково авторское отношение к Андрию? Развернутый письменный ответ на вопросы: Заслуживает ли снисхождения Андрий? Каково ваше отношение к персонажу? Литература:
1.
.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
2.
Дискуссия на современном уроке Потехина Т.Д.
3.
Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
4.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ- Медиа, 2008.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
6.
Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. Москва. «Знание». 1998