Напоминание

"Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Крупина Любовь Юрьевна
Должность: дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Статья
Тема: "Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Крупина Л.Ю.,дефектолог МДОУ «Детский сад №117 «Рябинка» г. Петрозаводск
Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня, как никогда, усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений направлены на оздоровление ребенка — дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. При воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья требуется систематическая работа по сохранению, укреплению здоровья, профилактики вторичных нарушений, улучшению социальной адаптации детей. В нашем ДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья не вызывает ни у кого сомнения. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, несовершенство нервной регуляции движений. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья, профилактики вторичных нарушений, мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из эффективных методик, активного используемых в практике нашей работы, является криотерапия. Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев рук обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов. Первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего,
улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла — расслабление. В следствие этого возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. В кору головного мозга подаются направленные сигнала, способствующие развитию двигательной зоны. Все это приводит к совершенствованию более тонких движений кисти рук, к выполнению четких движений, и как, следствие, улучшает процесс развития высших психических функций и речи. Данную методику мы включили в различные виды организованной образовательной деятельности. Так, в познавательно-исследовательской деятельности мы знакомим детей с основными свойствами льда (лед — твердое вещество, которое состоит из воды; обладает свойством плавучести, тает от тепла; приобретает форму емкости, в которой находится). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой (при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка») мы смогли на основе полученных знаний в ходе опытно- экспериментальной деятельности, найти объяснения почему же ледяная избушка лисы растаяла с приходом весны. Это позволило нам, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. На коррекционно-развивающих занятиях мы используем следующие виды упражнений, направленные на развитие мышления, тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики: • опустить руки в непрозрачный полиэтиленовый пакет, наполненный кусочками льда, и попытаться найти в нем игрушку; • определить на ощупь форму кусочка льда, спрятанного в непрозрачный пакет; • группировать кусочки льда по цвету, форме, величине; • определить лишнюю цветную льдинку (которая может отличаться цветом, формой, величиной); • установить закономерность и продолжить ряд; • с закрытыми глазами угадать с какой стороны находится миска со льдом, а с какой стороны — с теплой водой; наощупь определить холодные и теплые предметы; • нанизывать кубики льда на шнурок; • найти такую же ледяную фигуру.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений цветные кусочки льда позволяют нам: • разложить их по цвету, по форме, по величине; • составить сериационный ряд; • соотнести кол-во предметов, замороженных в кусочке льда, с цифрой. На занятиях по развитию речи мы можем перекладывать кубик льда из одной руки в другую с одновременным проговариванием стихов; выкладывать столько кусочков льда, сколько слогов в слове или слов в предложении; искать и называть буквы, спрятанные в ледяной емкости, составлять слоги, из замороженных в кусочках льда букв и т. д. В конструктивной деятельности, цветные кубики льда, позволяют нам создавать орнамент, сооружать простые постройки. Что в свою очередь способствует развитию пространственной ориентировки и закреплению навыков конструирования. В продуктивных видах деятельности можно рисовать, закрашивать цветными кубиками льда. Кроме этого, криотерапию мы активно используем и в качестве динамических пауз. Например, «Тепло-холодно», когда дети, передав кусочек льда другому, начинает растирать свои ладони до ощущения тепла. Использование криотерапии в коррекционно-развивающей работе позволяет не только активизировать деятельность коры головного мозга, но и мобилизировать защитные механизмы организма от воздействия окружающей среды.



В раздел образования