Автор: Симикова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 3 " Надежда"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование экологических сказок в процессе образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Использование экологических сказок в процессе образовательной
деятельности.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающие
природные явления, объекты, взаимосвязи в природе в фантазийном мире.
В экологической сказке, как и в любой другой могут использоваться такие
литературные выразительные средства как: оживление, олицетворение,
эпитеты.
Экологические сказки несут «Экологическую информацию», дают знание
о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и
растительным миром.
Если правильно организовать образовательную работу с использованием
экологической сказки, то она поможет открыть способность души человека
тонко чувствовать окружающий мир.
Чему учат экологические сказки, какие задачи ставятся при работе?
- Познавательные задачи: познавать окружающий, взаимосвязи и
зависимости в природе.
- Развивающие: бережное отношение и любовь к природе.
- Воспитательные: формирование чувств причастности к благополучию в
природе.
Все сказки, в том числе и экологические делятся на авторские и
народные. К авторским сказкам экологического содержания, входящим в
содержание образовательной работы дошкольниками относятся сказки
следующих авторов: В. Бианки, К. Ушинский, А. Толстой, Л. Пантилеев, В.
Даль и другие. Авторские сказки в большей мере можно отнести к сказкам
экологическим, так как они отражают взаимосвязи в природе, показывают
влияние человека на природу и последствия вмешательства. Авторские
сказки, как и народные, наделяют животных, растения и объекты неживой
природы речью, однако она отражает естественные поведенческие реакции
объектов природы, и не несёт в себе социальных нравоучений.
В сказках разных народов мира можно найти сведения о природных
особенностях тех мест, которые они населяют. В восточных сказках,
например, часто подчёркивается ценность воды: оживляются реки,
природные стихии, вызывающие дождь. В северных сказках подчёркивается
роль солнца, в североамериканских сказках отражается почтительное
отношение к живой и неживой природе (горам, камням, солнцу и т.д.)
Экологическая сказка является одним из приёмов активизации
познавательной активности детей. В процессе режимного момента она
используется для проведения ситуативной беседы, решение проблемных
ситуаций, проведение исследовательской деятельности.
Использование экологических сказок в приобщении к природе – одна из
самых удачных находок в дошкольном образовании. Этот удачный психолого
– педагогический подход представляется не только наиболее актуальным по
отношению к детям дошкольного возраста, но и наиболее продуктивным. На
примере сказочных персонажей, в доступной для детей форме становится
возможным объяснить такие сложные вещи, как бережное отношение к
природе, сострадание к ней, сформировать экологически грамотное
поведение.