Напоминание

"Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога"


Автор: Кондрашина Надежда Ильинична
Должность: начальник отдела учебно-методического обеспечения
Учебное заведение: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИя
Населённый пункт: Г.ЧИСТОПОЛЬ. РТ
Наименование материала: СТАТЬя
Тема: "Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога"
Раздел: полное образование





Назад




Конкурсное движение как фактор повышения

профессиональной компетенции педагога

Кондрашина Надежда Ильинична,

начальник отдела

учебно – методического обеспечения

Управления образования

Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

Оноре де Бальзак

Вопросы

педагогического

профессионализма

всегда

волновали

и

волнуют

как

представителей

различных

социальных

институтов,

так

и

тех,

кто

непосредственно

сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является

одной

из

значимых

духовных

ценностей

современного

общества.

Педагогический

профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт

большую смысловую нагрузку, становится решающим фактором обеспечения качества

образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым.

«Повышение

профессионального

уровня

педагогов

и

формирование

педагогического

корпуса,

соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации

системы

образования

России»

-

отмечено

в

Концепции

модернизации

российского

образования.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения

на

современном

этапе

является

повышение

профессионального

уровня

педагога,

что

достигается посредством организации

инновационной

деятельности школы.

Педагог

современной школы должен постоянно повышать свой профессиональный уровень через

самообразование,

педагогические

сообщества,

конкурсы.

В

решении

этой

задачи

большую роль играют конкурсы профессионального мастерства.

Главные

цели

конкурса

пропаганда

и

повышение

престижа

педагогической

профессии.

Конкурс решает следующие задачи:

выявляет лучших педагогов;

оценивает профессионализм участников;

способствует поддержке и поощрению лучших учителей;

стимулирует развитие системы образования;

создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде

авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности

педагогических работников.

Участвуя в конкурсах, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют

свои творческие интересы, приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских

качеств,

развивают

инициативу.

Подготовка

к

конкурсу

педагогического

мастерства

является

творческим

процессом,

потому

что

во

время

подготовки

к

нему,

педагог

анализирует свою деятельность как учителя, приводит в систему свой педагогический

опыт,

документацию,

тем

самым

совершенствует

своё

профессиональное

мастерство.

Участие

в мероприятии

требует от участников тщательной подготовки, в процессе

которого

педагоги

становятся

исследователями

собственного

педагогического опыта,

приобретают

знания

о

новых

педагогических

технологиях,

знакомятся

с

научными

разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в

оценке результатов своего педагогического опыта.

Конкурсная

деятельность

в

целом

один

из

способов

мотивации

учителя

к

активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной

компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество –

взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. И только высокопрофессиональный педагог

может выстроить учебный процесс так, чтобы ученик получил знания, необходимые для

продолжения образования, для построения жизненной траектории в соответствии с его

интересами.

Учитель

участник

конкурса – видит в конкурсе ценность для себя. Педагог

может получить желаемое (признание, известность, статус в коллективе, премию) и имеет

высокий

уровень

притязаний.

Участвуя

в

конкурсе,

он

демонстрирует

свою

состоятельность.

Конкурсы

профессионального

мастерства

являются

надежным

и

хорошо

апробированным инструментом развития профессии. Педагоги – народ креативный и

образованный,

а

потому

прекрасно

понимают

профессиональную

и

социальную

значимость

таких

престижных

мероприятий.

Они

грамотно

используют

каждую

возможность привлечь общественное внимание к своей профессии. Ощутить в себе,

получив от других, и передать дальше импульс к профессиональному развитию – вот

сокровенный смысл проведения таких конкурсов! Может быть, это и есть то главное, что

дает Конкурс каждому, кто к нему причастен – не только участнику, но и зрителю. Одним

из

ключевых

моментов

любого

конкурса

является

способность

конкурсанта

профессионально представить свой опыт на защите педагогического опыта, открытом

занятии, внеклассном мероприятии и мастер-классе. Конкурс на муниципальном уровне

становится

настоящим

рингом

для

проявления

психологической

устойчивости,

самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Учитель

конкурсант

стремится

взять

высшую

планку

мастерства,

которая

определяется

следующими

критериями:

глубокое знание предмета;

грамотное использование современных способов передачи знаний;

коммуникативные способности;

актерское и ораторское мастерство;

умение

достигать

результата

в

любой

ситуации,

при

любом

уровне

подготовленности детей.

Однако, администрация сталкивается с некоторыми проблемами, такими как:

- пассивность и сопротивление педагогов к участию в конкурсах;

- внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;

- отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.

К а к

привлечь педагога к участию в конкурсах? Как замотивировать педагогов на участие в

конкурсах? Принимать участие в конкурсе или не принимать?

Ведь не секрет, что сегодня для педагогов участие в конкурсе – дополнительные

умственные, физические и психологические нагрузки, а подчас и материальные нагрузки.

Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо

сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать.

Подготовить

педагогов

к

конкурсам

это

значит

сформировать

высокую

коммуникативную

компетентность,

которая

складывается

из

умения

находить

информацию,

адекватно

её

передавать,

оценивать

ее

реалистичность,

способности

налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных

особенностей. Поэтому роль руководителя и состоит в том, чтобы разглядеть команду

педагогов, скоординировать её взаимодействие на всех этапах и при наличии специальной

подготовки и опыта быть наставником и первым экспертом. При участии в

конкурсе

необходимо

ориентироваться на возможности не на одного конкретного учителя, а на

весь педагогический коллектив, уровень работы, индивидуальные особенности педагогов.

Работа в данном направлении ориентируется на выявление и изучение педагогического

опыта, организационно-методическую

работу. Участие педагогического коллектива

в

конкурсе позволяет избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла

и адаптировать содержание каждого педагогического «состязания» к профессиональным

запросам и годовым задачам учреждения.

Как показал опыт работы, признание собственных заслуг тоже повышает тонус в

коллективе – ведь помочь одерживать маленькую победу педагогу руководителям очень

даже по силам.

Особую значимость при направлении педагога на

конкурс

имеют принципы

педагогического взаимодействия, а именно:

принцип диалогизации - равноправное взаимодействие всех участников методической

работы как в плане обмена информацией, так и межличностного взаимодействия;

принцип индивидуализации - ориентация на индивидуальность каждого педагога, на

специфичность его интересов и способностей, выстраивание адекватных методов работы

индивидуальным особенностям, способностям и склонностям всех педагогов.

принцип личностной ориентации - в каждом педагоге видеть уникальную личность.

Личностная ориентация позволяет осу ществить гуманистическое и творческое

влияние на процесс творческой самореализации личности.

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства позволяет укрепить

взаимодействие в коллективе, активизировать общение как с родителями, так и с детьми.

Важным моментом при проведении конкурсов является соревновательный дух, который

помогает объединиться учителям.

Конкурсное движение помогает не только опытным педагогам, но и начинающим

педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в

конкурсах

способствует

изучению

и

освоению

педагогического

опыта,

широкому

профессиональному общению определению своего места в профессиональном социуме,

получению оценки собственной деятельности возможности заявить о себе, развить свои

таланты, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в

условиях существующей здоровой конкуренции.

О д и н

и з

способов

проверки

профессиональных

знаний,

умений,

навыков,

педагогической

эрудиции,

демонстрации

и

оценки

творческих

достижений

педагогов

является конкурс, который предполагает возможность оценивать свои результаты путем

сравнения своих способностей с другими.

Несомненно, участие педагогов в конкурсе обеспечивает профессиональный рост и

совершенствование

мастерства

по

всем

показателям

деятельности

педагога

(педагог,

осуществляя творческую деятельность в каком-либо направлении, демонстрирует свои

профессиональные знания в области

образования, компетентности взаимодействия с

семьей воспитанника, знание нормативных документов).

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности,

необходимо

не

только

увеличить

объем

получаемой

информации,

количество

используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-

педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной

работы, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Эти

показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он

непременно повлияет и на процессы, которые определяют качество и результативность,

станет «двигателем» нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и

творчество. То есть все зависит, в первую очередь, от желания и готовности педагога или

специалиста меняться, совершенствоваться, развиваться, решать задачи образования на

качественно

новом

уровне,

а

это,

в

свою

очередь,

гарантирует

появление

и

нового

результата в деятельности всего педагогического коллектива.

Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не

обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном

собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения.

Обобщение опыта работы педагог может представить в форме:

творческого отчёта;

мастер-класса;

доклада;

портфолио.

Перечисленные

способы

обобщения

опыта

наиболее

полно,

ярко

и

публично

представлены в профессиональных педагогических конкурсах, таких как: «Учитель года»,

«Воспитатель года», Конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в

рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и другие.

По

определению

Анатолия

Васильевича

Луначарского,

«учитель

человек,

формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только

личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его

интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень

социального

окружения.

Это

возможно

при

условии

осознания

учителем

своей

общественной

значимости,

высокой

ответственности,

познавательной

активности,

по стоянного

объективного

с амоанализа

и

систематиче ской

работы

п о

самоусовершенствованию».

Участие

в

профессиональном

конкурсном

движении

для

педагогов,

является

сейчас

неотъемлемой

частью

нашей

основной

деятельности.

Можно

с

уверенностью

сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность

педагога в конкурсном движении

Для

того

чтобы

конкурсное

движение

развивалось,

необходимо

поддерживать

педагогов, которые во многом определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к

новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Педагоги не

должны останавливаться на достигнутом, должны чувствовать в себе силы и желание

двигаться вперед, к новым победам. Сегодня весьма актуален афоризм: не идти вперед -

значит идти назад!

Список использованной литературы

1.

Пахомова, Е.М., Дуганова, Л.П Учитель в профессиональном конкурсе: Учебно-

методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. –168 с.

2.

Гоглова, М.Н. Как управлять профессиональным ростом педагога / М.Н. Гоглова //

Народное образование. – 2011. - № 9. – с. 146-152.

3.

Дубровская, В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения

педагогов / В.А. Дубровская // Вестник ТГПУ. - 2007. - Выпуск 7 (70). – С. 35-40.

4.

Немова, Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. - М.:

Сентябрь, 1999. – 176 с.

5.

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Издательство: М.:

Аз; Издание 3-е, стер., 1996. - 928 с.



В раздел образования