Напоминание

"Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским национальным костюмом"


Автор: Артемьева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 115"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород Нижегородская обл. ул. Шаляпина 5А
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским национальным костюмом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего

дошкольного возраста через ознакомление с русским национальным

костюмом

Закладывание основ формирования гармонически развитой, созидающей личности

происходит

в

дошкольном

возрасте,

т.

к.

именно

до

7

лет

происходит

наиболее

интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к национальной

культуре. И для её решения можно использовать средства изобразительной деятельности,

в которой наглядно раскрывается личность, формируется чувственный опыт ребенка.

Источник нашей духовности в наших национальных корнях. Народное искусство –

мощное средство в воспитании детей, оно оставляет глубокий след в сознании ребёнка и

способствует

формированию

его

личности.

Оно

воспитывает

такие

чувства

как

патриотизм, чувство гордости за русский народ.

Особое место в этой работе занимает русский костюм. Хранителем народного

идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Знаем ли мы особенности нашего

русского

костюма?

Как

правильно

и

точно

объяснить

детям,

какой

он

русский

национальный костюм, в чем его красота и сила?

В самом начале нашей работы, в 2000 году, мы отметили, что дети охотно рисуют

природные и геометрические орнаменты в декоративном рисовании, но не используют их

в

сюжетном

рисовании

для

создания

выразительного

образа.

Оказалось

-

это

лишь

маленькая часть проблемы, которая, постепенно, шаг за шагом открывалась нам.

У детей есть потребность в украшении своего рисунка, но у детей нет «глубины

понимания узора как средства выразительности». Красивый узор должен найти свое

применение

за

пределами

орнаментальной

деятельности.

О.О.Дронова

в

своих

исследованиях большое внимание обращала на ознакомление дошкольников с орнаментом

– основным изобразительным элементом народного декоративно-прикладного искусства,

его выразительными возможностями, назначением, а так же показала причину, почему

дети не понимают связи между украшением и формой, не осознают выразительных

возможностей

орнамента.

Исследования

О.О.Дроновой

и

работы

педагогов-практиков

доказывают необходимость взаимосвязи между различными видами деятельности для

развития

творческих

изобразительных

способностей

детей,

а,

следовательно,

и

дополнительного материала по использованию узора как средства выразительности.

И.Л.Гусарова,

Е.Г.Ковальская,

Н.А.Курочкина,

Е.С.Рогалева

и

др.

отмечали

положительные результаты развития и создания выразительного образа от взаимосвязи

между отдельными видами изобразительной деятельности ребенка.

Мы

провели

исследование

по

определению

способности

старших

дошкольников

самостоятельно

использовать

знания

и

умения,

полученные

в

орнаментальной

деятельности в предметном и сюжетном рисунке с целью обогащения образа

Задачи исследования:

1.

Выявить особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста русского

национального костюма.

2.

Побуждать

детей

понимать

узор

как

средство

выразительности

графического

образа.

3.

Разработать систему формирования способов творческих действий.

4.

Выяснить эффективность применяемой системы в создании выразительного образа

в плане развития личности.

Была

проведена

работа

по

определению

уровня

эмоционально-эстетического

восприятия традиций национального русского костюма и самостоятельного использования

в

предметном

и

сюжетном

рисовании

знаний,

умений

и

навыков

орнаментальной

деятельности. Где были использованы:

наблюдение за

реакцией

детей

при

демонстрации

слайдов

и

образцов

с

изображением русских национальных костюмов;

беседы в

процессе

рассматривания

слайдов

и

образцов,

иллюстраций

с

изображением

русских

национальных

костюмов

с

целью

определения

способностей детей видеть в узоре выразительное средство;

вопросы в ходе беседы;

игровой прием с элементами ролевого поведения (Представь себе, что ты в

таком

сарафане

и

кокошнике

вышла

на

крыльцо

терема.

Какое

у

тебя

настроение будет в таком наряде? Расскажи, о чем может рассказать нам твой

костюм?).

В завершении дети рисовали по русской народной сказке «Гуси – лебеди», где дети

работали с большим желанием и заинтересованностью.

Оценивая детские работы, можно сделать следующие выводы:

У

детей

есть

желание

украшать

свою

работу,

используя

цвета,

композицию,

дополнительны элементы. Но при этом дети не видят узор, как средство выразительности.

В чем причина?

1.

В существующем планировании слабо учитывается взаимосвязь декоративного с

сюжетным рисованием, между рисованием и другими сторонами воспитательно –

образовательного процесса.

2.

Дети

недостаточно

хорошо

знакомы

с

особенностями

русского

национального

костюма.

3.

Воспитатели мало знают о традициях русского костюма.

4. Недооценка возможностей народного костюма в развитии творчестве детей.

О.О.Дронова

отмечала,

что

«гибкость

орнаментальных

умений

поднимает

уровень

выразительности образа в рисунке дошкольника на более высокую ступень, поскольку

продуманное введение декоративных элементов придает изображению орнаментальный,

неповторимый характер». Поэтому в дальнейшей работе с детьми старшего дошкольного

возраста

по

ознакомлению

с

традициями

русского

национального

костюма,

были

разработаны задачи, затем определились тематика мероприятий, формы организации

этой работы, система методов и приемов формирования способов творческих действий.

задачи:

1.

Обогащение знаний детей о традициях народного костюма, его выразительных

средствах; формирование способности понимать узор.

2.

Формирование

обобщенных

способов

составления

узоров,

овладение

техникой

орнамента.

3.

Формирование умения творчески применять орнаментальные знания, умения и

навыки в предметном и сюжетном рисовании.

4.

Развивать желание заниматься декоративной художественной деятельностью.

5.

Воспитывать чувство восхищения, любования красотой народного костюма.

Была

определена тематика

мероприятий

по

ознакомлению

с

русским

национальным костюмом :

Диагностическое сюжетное рисование по русской народной сказке «Гуси-

лебеди»;

Диагностическое декоративное рисование (по замыслу) «Укрась сарафан для

Марьюшки»;

Аппликация по образцу «Укрась ковер»;

Игра-путешествие

«Поэзия

женского

костюма»

(просмотр

слайдов

или

иллюстраций);

Целевая

экскурсия

«Знакомство

с

русским

народным

костюмом».

Посещение

городского краеведческого музея и музея «Русская изба» СОШ № 8;

Декоративное рисование «Рушник» (по неоконченному образцу);

Декоративное рисование (по замыслу) «Косоворотка»;

Декоративное рисование (по воображению) «Кокошник для Марьюшки»;

Декоративное рисование (по замыслу) «Русскому узору все под силу»;

Создание книжки для малышей по сказке «Гуси-лебеди» (сюжетное);

Комплексное занятие «Троица» (коллективное рисование по воображению);

Создание альбома «Что за прелесть эти сказки!» (по русским народным

сказкам);

Викторина «Наш народный русский костюм» (с элементами рисования).

Формы организации работы:

1.

Непосредственно – образовательная деятельность: рисование (декоративное,

сюжетное, по замыслу, по образцу, по воображению), аппликация.

2.

Целевая экскурсия (посещение музея).

3.

Комплексное, интегрированное занятие.

4.

Игра – путешествие.

5.

Дидактическая игра.

6.

Индивидуальная работа.

7.

Викторина, КВН.

В работе с детьми применялись следующие методы и приемы:

1.

Беседы – пятиминутки в вечернее время о быте, обрядах и одежде русского народа.

Темы:

«Элементы русского женского костюма»;

«Элементы русского мужского костюма»;

«Сказочные

принцессы

кто

они?»

(рукоделие

и

трудолюбие

русских

женщин

прототипов

сказочных

героинь

Василиса

Премудрая,

Василиса

Прекрасная,

Елена

Прекрасная, Марья Моревна и др.);

«Быт и обряды русского народа» (сенокос, уборка урожая, свадьба);

«Яркие краски узора русского костюма» (цветовая гамма и декор женского народного

костюма).

2.

Просмотр слайдов русского костюма и иллюстраций к русским народным сказкам

известных художников (Ю.Васнецов, Рачев, И.Билибин и др.)

3.

Вопросы

к

детям,

активизирующего

и

поискового

характера, вопросы

детей к

воспитателю.

4. Игровой прием с элементами ролевого поведения, чтобы помочь войти в образ:

- Детям предлагается стать вышивальщицами. Можно «вышивать» крестом рубашки,

узорную ленту сарафана и т.д.

- Детям предлагается выбрать для себя костюм, представить себя в нем и описать, как себя

чувствуешь в нем, как меняется осанка, походка и т.д.

5.

Наблюдение и рассматривание природных явлений и объектов (цветов, травинок,

снежинок, узоры на морозном стекле).

6. Дидактические игры. Е.С.Рогалева предлагает их использовать для формирования

способностей

к

орнаментальному

творчеству.

Они

помогают

быстро

приобрести

специальные умения:

o

для дифференцировки близких между собой цветов и оттенков;

o

для формирования навыка группировки геометрических фигур;

o

для овладения композиционным строением узора и др.

7. Дидактические образцы различных видов (по Е.С.Рогалевой):

-

неоконченный

образец,

который

дает

возможность

детям

проявить

свою

самостоятельность при выполнении тех или иных приемов;

- несколько незаконченных образцов, которые могут решать различные цели:

o

различное

начало

работы

приводит

к

различным

композиционным

решениям;

o

различное впечатление от узора в зависимости от цветовых сочетаний;

o

образцы,

выполненные

одними

и

теми

же

приемами,

но

с

разной

сложностью композиционного решения;

o

показать большое количество вариантов решения,

o

образцы выполнены в другой технике и различных цветовых сочетаниях.

8.

Словесное напоминание.

9.

Индивидуальный показ для затрудняющихся детей.

10. Рисование в клеточках, чтобы дети не мельчили узор, не теряли линейность.

Допустимы разные варианты этого приема: обведение предложенного узора,

продолжение

предложенного

узора.

Этот

прием

также

используется

для

знакомства с солярным и аграрным орнаментами и их закрепления.

В процессе ознакомления детей с русским национальным костюмом мы увидели,

что не учитываем взаимосвязь не только декоративного с сюжетным рисованием, но и не в

полной мере учитываем

деятельность самих детей. Это их наблюдения в природе и

окружающей жизни. Когда стали больше обращать внимание детей на травинки и цветы,

звёздочки-снежинки, морозные узоры на окне, они сделали для себя открытие: узоры

русского костюма пришли из самой природы. Они почувствовали близость природы и

узора. После наблюдений дети делали свои открытия. Дети стали задавать вопросы: для

чего люди украшали свою одежду, почему бывают узоры солнца и узоры земли. Они

узнали, что, работая на земле, человек не только любовался окружающей его природой, он

трудился на её благо, старался ей не навредить, сохранить и передать в своих песнях,

танцах, былинах, узорах её красоту и неповторимость.

Система

работы

была

бы

неполной

без

неоценимой

взаимосвязи

работы

по

ознакомлению с русским национальным костюмом с другими сторонами воспитательно-

образовательного процесса.

В

утренние

и

вечерние

часы

дети

слушали

аудиозапись

и

чтение

сказок

воспитателем, рассматривали иллюстрации русских художников к книгам сказок в своей

библиотечке «Русская народная сказка», которую собирали

сами. После посещения

городского

краеведческого

музея

дети

захотели

организовать

в

группе

мини-музей

«Русская изба», в чем помогли родители. После посещения постановок профессиональных

театральных коллективов по русским народным сказкам, дети изготавливали атрибуты

совместно с воспитателями и родителями для своих драматизаций.

В

процессе

музыкальной

деятельности

дети

пели

русские

народные

песни,

хороводы, знакомились с русскими народными играми, совместно проводили праздники

(масленица, колядки, посиделки), развлечений («Терем-теремок», «Русская красавица»),

комплексных

игровые

занятия,

которые

органично

слились

с

ознакомлением

музыкальных

произведений

Римского-Корсакова,

П.И.Чайковского

и

других

русских

композиторов.

В

результате

проведенной

работы

уровень

по

развитию

эмоционально

эстетического

восприятия

у

детей

повысился,

у

детей

появилось

собственное

элементарное суждение о средствах выразительности русского костюма и его элементах.

Итогом нашей работы стало следующее: старшие дошкольники способны понять

назначение узора как выразительного средства и переносить знания и навыки из области

декоративного рисования в другие виды изобразительной деятельности без специальных

указаний

педагога

с

целью

обогащения

образной

выразительности.

Об

этом

говорят

результаты определения уровня развития самостоятельного использования в сюжетном

рисовании умений и навыков орнаментальной деятельности, которые были сделаны на

основе

критериев,

разработанных

Т.С.Комаровой

(оригинальность,

самостоятельность,

способы изображения, средства выразительности).

Благодаря

использованию

предложенных

методов

и

приемов

по

ознакомлению

с

элементами русского национального костюма, у детей появились

интерес и новые знания о русской старине, истории русского костюма, о русском

быте, национальных праздниках и традициях,

сформировались ж ел а н и е

и

умение

использовать

узор

как

средство

выразительности в своих работах,

появился интерес к самостоятельному поиску способов украшений для различных

предметов, что придает детским работам оригинальность и неповторимость.

Сегодня в наших детях важно развивать и сохранять человечность, гармоничное

соединение в единое целое любви и бережного отношения к природе, рационального

использования ее богатств и созидающего характера труда в природе. Все это предпосылки

становления чувства принадлежности к своему народу, чувства уважения к Родине,

национальной культуре, культуре других народов.



В раздел образования