Напоминание

Урок истории. 8 класс. "Правление Николая I"


Автор: Коновалова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок истории. 8 класс. "Правление Николая I"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок истории. 8 класс. «Правление Николая I».

Цель: создать условия для самостоятельной оценки учащимися правления императора Николая I, чье

царствование получила крайне противоречивые оценки современников и историков

Задачи:

Обучающая:

обобщить и систематизировать знания по подтемам - внутренняя и внешняя политика

Николая

I

Развивающая:

регулятивные УУД – научить целеполаганию, включая постановку новых целей, уметь самостоятельно

контролировать своё время и управлять им, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения

целей, контролировать и оценивать свои действия по результатам;

коммуникативные УУД – работать в паре, научить формулировать и аргументировать свою точку зрения,

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные

УУД

решать

исторические

задачи,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать

информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме.

Воспитывающая: воспитывать

у

учащихся

интерес

к

мировой

военной

истории,

формирование

патриотизма и гражданской идентичности.

Планируемые результаты:

Предметные – умение давать оценку правителю (политическому лидеру), характеризовать его внутреннюю

и внешнюю политику

Метапредметные – способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, работать

с учебной информацией, способность решать творческие задачи, организовывать учебное сотрудничество с

учителем и товарищами.

Личностные – проявление познавательных интересов и активности при изучении новой темы, приобщение

к истокам военного и культурно-исторического наследия человечества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оснащение урока: рабочий лист, презентация

Ход урока

Название этапа Организационный ( минуты).

Цель этапа Мотивация к учебной деятельности. Организация учебного места.

Деятельность учителя Приветствует кадет. Проверяет наличие личного состава и готовность к занятию.

Деятельность

кадет Организуют

свою

деятельность

и

деятельность

группы,

настраиваются

на

комфортную, продуктивную работу.

Результат этапа Включение в учебный процесс.

_____________________________________________________________________________

Название этапа Актуализация знаний ( 4 минуты).

Цель этапа Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия.

Деятельность учителя Включает слайд № 1-2. Предлагает изучить информацию на слайде – различные

оценки личности Николая I

и его правления, данные современниками и историками, определить тему

урока, сформулировать цели учебного занятия.

Задание 1. Прочитайте текст с различными оценками личности русского монарха и его правления,

определите о ком, идёт речь?

К.Д.Кавелин (1818-1885), историк, юрист:

«"Калмыцкий полубог, прошедший ураганом, и бичом, и катком….по русскому государству в течение 30

лет,

вырезавший

лица

у

мысли,

погубивший

тысячи

характеров

и

умов……это

исчадие

мундирного

просвещения, наконец, издохло».

В.О.Ключевский (1841-1911), историк:

«…..поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только

поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы … и все это делать без всякого участия

общества….консервативный

и

бюрократический

образ

действия

вот

характеристика

нового

царствования»

А.Н.Майков (1821-1897), поэт:

Когда по улице в откинутой коляске

Перед беспечною толпою едет он,

В походный плащ одет, в солдатской медной каске,

Спокойно-грустен, строг и в думу погружен, -

В нем виден каждый миг державный повелитель,

И вождь, и судия, России промыслитель

И первый труженик народа своего.

С благоговением гляжу я на Него,

И грустно думать мне, что мрачное величье

В Его есть жребии: ни чувств, ни дум Его

Не пощадил наш век клевет и злоязычья!

Постановка проблемного вопроса: Чем можно объяснить различия во взглядах на правление Николая I?

Попытайтесь сформулировать собственную позицию по данной проблеме?

Деятельность кадет

Формулируют тему урока, устно отвечают на вопросы учителя, самостоятельно

определяют цель и задачи урока.

Результат этапа Умение ставить цель, планировать свою деятельность.

Название этапа Обобщение и систематизация знаний (25 минут).

Цель этапа Развивать умение учащихся работать с понятием, умение отвечать на поставленные вопросы,

систематизировать, анализировать и обобщать информацию, решать исторические задачи, кадеты учатся

взаимодействию в паре.

Деятельность учителя

Включает слайд № 3-4 – предлагает кадетам выполните задание 2 рабочего листа: дать характеристику

внутренней

политики

Николая

I,

с

этой

целью

заполнить

таблицу,

т.о.

идет

систематизация

знаний

учащихся по теме «Внутренняя политика Николая I».

Задание 2. Заполните таблицу «Внутренняя политика Николая I»

I. реформы в государственно-административной сфере

1. совершенствование государственного

аппарата

1.дальнейшее

развитие

государственной

бюрократии,

не

контролируемой

обществом

(«Россией

правят

столоначаль-

ники»)

2. СЕИВК подменила собой Сенат, Государственный Совет,

министерства

2. кодификация законодательства

1 8 3 0 - 1 8 3 3

II

отд ел ение

канц елярии

во

гл аве

с

М.М.Сперанским

ведёт

работу

по

кодификации

законов:

создано 15 томов «Свода законов Российской империи»

3. конституционный вопрос

1831 – ликвидировал конституцию Царства Польского

II. реформы в социально-экономической сфере

1. решение аграрного (крестьянского)

вопроса

1837-1841

реформа

управл ения

госуд арствен н ыми

крестьянами П.Д.Киселёва:

созданы

школы,

больницы,

внедрялся

картофель,

ставший

«вторым

хлебом»

уже

к

середине 19 века

1842 – указ «Об обязанных крестьянах»: помещики получили

право

отпускать

крестьян

на

волю

с

землей

в

обмен

на

сохранение крестьянских повинностей

1847-1848 – инвентарная реформа (Правобережная Украина):

были

составлены

описания

помещичьих

имений

с

точной

фиксацией

наделов

и

повинностей

крестьян

с

целью

их

ограничения

2. поддержка отечественной

промышленности

1830 -1840- е – начало промышленного переворота в России,

особенности:

до

отмены

крепостного

права

проявлялся

в

основном в технической стороне

1837 – строительство 1 ж/д Петербург - Царское Село, 1851 –

Петербург-Москва

3. финансовая стабилизация

1839 – 1843 – финансовая

реформа Е.Ф.Канкрина: введение

серебряного рубля → финансовая стабилизация, госбюджет

стал бездефицитным

III. политика в области культуры, образования

1.

поставить

под

жесткий

контроль

государства

1826 – III отделение канцелярии – главный орган политического

сыска во главе с А.Х.Бенкендорфом.

1826 – «чугунный» цензурный устав: гонения на печать

1835 - ограничение автономий университетов

Включает слайды № 5-8 – предлагает кадетам выполнить задания 3 рабочего листа: решить исторические

задачи, использовать теоретические знания в познавательной практике.

Задание 3. Решите историческую задачу.

А)

Министр

государственных

имуществ

П.Д.

Киселёв

провёл

реформу,

которую

считают

одним

из

немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет

основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император,

показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал

я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

1)

Назовите императора, о котором идёт речь.

2)

Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

3)

Почему император был нерешителен в данном вопросе?

Б) Развитие этого вида транспорта в России имело много влиятельных противников, среди которых был и

министр финансов Е.Ф. Канкрин. Многие смотрели на данный транспорт как на средство, которое может

пагубно отразиться на народной нравственности, приучив крестьян к лёгкой смене мест. Однако в 1837 г. в

присутствии императора состоялось открытие первой линии нового вида транспорта в России.

1)

Назовите вид транспорта, о котором идёт речь.

2)

Какое

внешнеполитическое

событие

середины

XIX

в.

стало

убедительным

доказательством

необходимости развития этого вида транспорта в России?

3)

Какие преимущества данного вида транспорта Вы можете назвать?

Для

справки

российская

ж/д

колея

1520

мм,

европейская

-

1435

мм.

Чем

руководствовались

государственные деятели России, вводя жд колею шире, чем в Европе?

Включает

слайд

9

предлагает

кадетам

выполнить

задания

4

рабочего

листа:

проанализировать

художественный образ и сформулировать авторскую позицию по оценке правления русского самодержца,

т.о. учащиеся учатся формулировать и аргументировать свою позицию.

Задание 4. Изучите обложку книги

«Правление Николая I», какова позиция автора по оценке

правления русского самодержца. Свою точку зрения аргументируйте.

1. правление Николая I - период реакции

1)

Во внутренней политике: дальнейшее развитие государственной бюрократии, не контролируемой

обществом («Россией правят столоначальники»); 3 отделение канцелярии опутало всю Россию

цепью секретной агентуры

2)

В сфере культуры: «чугунный» устав предоставил цензуре полицейские полномочия, т.о. печать

была поставлена под жесткий контроль цензуры, ограничение автономий университетов

3)

Во

внешней

политике:

«жандарм

Европы»

в

1830-1831

гг.

подавили

национально-

освободительное выступление в Польше, ликвидация конституции, в 1849 г.- подавление революции

в Венгрии.

2. правление Николая I - период эффективных консервативных реформ, направленных на укрепление

государственной власти

1)

В финансовой сфере: эффективная денежная реформа Канкрина, которая привела к финансовой

стабилизации России, в первые за многие годы бюджет стал бездефицитным

2)

В

экономической

сфере:

начался

промышленный

переворот,

закрыты

все

посессионные

мануфактуры

3)

В крестьянском вопросе: проведена реформа государственной деревни П.Д. Киселёвым: решался

вопрос малоземелья крестьян, в государственной деревне открывались школы и больницы, широко

внедрялся картофель, ставший «вторым хлебом» уже к середине XIX века.

Включает слайд № 10 – предлагает кадетам выполните задание 5 рабочего листа: дать характеристику

внешней политики Николая I, с этой целью заполнить таблицу, т.о. идет систематизация знаний учащихся

по теме «Внешняя политика Николая I».

Задание 5. Заполните таблицу «Внешняя политика Николая I»

направление, задачи

год-событие-итоги

европейское

1. сохранить целостность империи

2.подавление революционного движения в

Европе

1830-1831

восстание

в

Польше,

подавлено,

отмена

конституции 1815 года

1849 – подавили революцию в Австро-Венгрии

южное

1. укрепить позиции России в Закавказье

2. решение Восточного вопроса:

А) укрепление позиций на Чёрном море,

решение проблемы черноморских проли-

вов;

Б) укрепление позиций на Балканах

1826-1828

русско-персидская

война

Туркманчайский

мир:

Россия

присоединила

Восточную

Армению

(Нахичеванское и Эриванское ханства), 2) исключительное

право России иметь военный флот на Каспийском море.

1817-1864

Кавказская

война,

приняла

затяжный

характер,

на

территории

Дагестана

и

Чечни

возник

имамат во главе с Шамилем, горцы получали помощь от

Турции и Англии

1828-1829 – русско-турецкая война – Адрианопольский мир:

1)

Россия

присоединила

восточное

побережье

Чёрного

моря от Анапы до Сухуми

и устье Дуная, 2) Сербия,

Валахия, Молдавия получили автономию, 3) Греция стала

независимой.

1833

Ункяр-Искелессийский

мир:

статья

об

исклю-

чительном

праве

России

пользоваться

черноморскими

проливами в случае войны.

1853-1856 – Крымская война – Парижский мир: 1) Россия

потеряла Южную Бессарабию, 2) отказ от протектората

над Дунайскими княжествами; 3) объявление Черного моря

«нейтральным»,

что

лишало

Россию

и

Турцию

возможности иметь на море военный флот и береговые

укрепления.

Включает слайд № 11 – предлагает кадетам выполнить задания 6 рабочего листа: решить исторические

задачи, использовать теоретические знания в познавательной практике.

Задание 6. Решите историческую задачу.

Один из спорных вопросов военной истории России, Россия могла бы продолжились военные действия и

условия мирного договора не были столь тяжелыми (наличие в России людских ресурсов, значительные

военные потери в армии союзников, на Кавказском театре войны боевые действия России были успешны).

Прочитайте воспоминания и выполните задания.

Из письма Л.Н. Толстого.

«Город осажден с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда

неприятель подошел к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько

рядов земляных укреплений, решительно неприступных… Неприятель уже более трех недель подошел в

одном месте на 80 сажен <сажень – мера длины, равная 2,13 метра> и не идет вперед; при малейшем

движении его вперед его засыпают градом снарядов.

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов,

объезжая

войска,

вместо:

"здорово,

ребята!",

говорил:

"нужно

умирать,

ребята,

умрете?"

и

войска

отвечали: "умрем, ваше превосходительство, ура!" И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что

не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Ежели, как мне кажется, в России невыгодно

смотрят на эту кампанию, то потомство поставит ее выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже

меньшими силами, с одними штыками… деремся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот,

вооруженным 3000 орудий, отлично вооруженным штуцерами, и с лучшими его войсками. Я уж не говорю о

преимуществе его генералов».

1)

Напишите причины поражения российской армии в войне, укажите не менее 4 причин.

2)

В чём проявился героизм защитников города, укажите не менее 3 фактов.

3)

Как поведение участников обороны называют в курсе «обществознание»?

Включает слайды № 12-15 – предлагает кадетам выполнить задания 7 рабочего листа: проанализировать

памятники

культуры

и

объединить

или

продолжить

логические

цепочки,

т.о.

учащиеся

развивают

аналитическое и логическое мышление.

Задание 7. Выполните задания

А) С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах

или решающих битвах ставить часовни, строить храмы. Что объединяет ряды?

1)

Московские

триумфальные

ворота,

колонна

Славы

у

Троицкого

собора,

ограда

Спассо-

Преображенского собора в Санкт-Петербурге

2)

Владимирский собор, Свято-Никольский храм в Севастополе.

Б) В России существовала традиция, восходящая еще к древнеримским обычаям, награждать победителей

прибавлением к родовой фамилии добавочной с названием того места, где была одержана выдающаяся

победа. Фельдмаршальский зал Зимнего дворца завершает два портрета полководцев николаевской эпохи. О

ком идет речь?

В) исправьте свою ошибку в фильме «Мы в Севастополе».

Деятельность кадет

Выполняют задания, систематизируют и обобщают знания, осваивают универсаль-

ные учебные действия, учатся использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Результат этапа. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности учащимися.

Название этапа Рефлексия (13 минут)

Цель этапа Соотнесение цели урока и результата.

Деятельность учителя

1. Возвращение к слайдам № 1-2. Выполнение проблемных вопросов: Чем можно объяснить различия во

взглядах

на

правление

Николая

I?

Попытайтесь

сформулировать

собственную

позицию

по

данной

проблеме?

2. Предлагает кадетам выполнить итоговую самостоятельную работу по теме «Правление Николая I» (2

проблемных задания в каждом варианте).

Деятельность кадет

1. Кадеты отвечают на вопросы, формулируют и аргументируют свою точку зрения на личность Николая I и

его правление.

1.

Выполняют тест.

Результат этапа контролировать и оценивать свои действия по результатам

Домашнее задание: подготовка к зачёту по датам

Приложение. Рабочий лист ученика к уроку.

Задание 1. Прочитайте текст с различными оценками личности русского монарха и его правления,

определите о ком, идёт речь?

К.Д.Кавелин (1818-1885), историк, юрист:

«"Калмыцкий полубог, прошедший ураганом, и бичом, и катком….по русскому государству в течение 30 лет,

вырезавший лица у мысли, погубивший тысячи характеров и умов……это исчадие мундирного просвещения,

наконец, издохло».

В.О.Ключевский (1841-1911), историк:

«…..поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать

существующий

порядок,

восполнять

пробелы

и

все

это

делать

без

всякого

участия

общес-

тва…….консервативный и бюрократический образ действия – вот характеристика нового царствования»

А.Н.Майков (1821-1897), поэт:

Когда по улице в откинутой коляске

Перед беспечною толпою едет он,

В походный плащ одет, в солдатской медной каске,

Спокойно-грустен, строг и в думу погружен, -

В нем виден каждый миг державный повелитель,

И вождь, и судия, России

промыслитель

И первый труженик народа своего.

С благоговением гляжу я на Него,

И грустно думать мне, что мрачное величье

В Его есть жребии: ни чувств, ни дум Его

Не пощадил наш век клевет и злоязычья!

Задание 2. Заполните таблицу «Внутренняя политика Николая I»

I. реформы в государственно-административной сфере

1. совершенствование государственного аппарата

2. кодификация законодательства

3. конституционный вопрос

II. реформы в социально-экономической сфере

1. решение аграрного (крестьянского) вопроса

2. поддержка отечественной промышленности

3. финансовая стабилизация

III. политика в духовной сфере

1. поставить под жесткий контроль государства

Задание 3. Решите историческую задачу.

А)

Министр

государственных

имуществ

П.Д.

Киселёв

провёл

реформу,

которую

считают

одним

из

немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет

основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император,

показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал

я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

1)

Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

2)

Почему император был нерешителен в данном вопросе?

Б) Развитие этого вида транспорта в России имело много влиятельных противников, среди которых был и

министр финансов Е.Ф. Канкрин. Многие смотрели на данный транспорт как на средство, которое может

пагубно отразиться на народной нравственности, приучив крестьян к лёгкой смене мест. Однако в 1837 г. в

присутствии императора состоялось открытие первой линии нового вида транспорта в России.

1)

Назовите вид транспорта, о котором идёт речь. О какой дороге идёт речь?

2)

Какое

внешнеполитическое

событие

середины

XIX

в.

стало

убедительным

доказательством

необходимости развития этого вида транспорта в России?

3)

Какие преимущества данного вида транспорта Вы можете назвать?

Задание 4. Изучите обложку книги

«Правление Николая I», какова позиция автора по оценке

правления русского самодержца. Свою точку зрения аргументируйте.

Задание 5. Заполните таблицу «Внешняя политика Николая I»

направление, задачи

год-событие-итоги

европейское

1. сохранить целостность империи

1830-1831 – ………………..

2.подавление революционного движения

1849 – ………………………..

южное

1. укрепить позиции России в Закавказье

1826-1828 – ……………………………

1817-1864 –…………………………..

2. решение Восточного вопроса

1828-1829 – …………………………

1833 – ………………………………..

1853-1856 –………………………...

Задание 6. Прочитайте письмо участника обороны Севастополя Л.Н.Толстого и выпол-ните задания

к тексту.

«Город осажден с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель

подошел к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов

земляных укреплений, решительно неприступных… Неприятель уже более трех недель подошел в одном

месте на 80 сажен <сажень – мера длины, равная 2,13 метра> и не идет вперед; при малейшем движении его

вперед его засыпают градом снарядов.

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов,

объезжая

войска,

вместо:

"здорово,

ребята!",

говорил:

"нужно

умирать,

ребята,

умрете?"

и

войска

отвечали: "умрем, ваше превосходительство, ура!" И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что

не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Ежели, как мне кажется, в России невыгодно

смотрят на эту кампанию, то потомство поставит ее выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже

меньшими силами, с одними штыками… деремся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот,

вооруженным 3000 орудий, отлично вооруженным штуцерами, и с лучшими его войсками. Я уж не говорю о

преимуществе его генералов».

1)

Напишите причины поражения российской армии в войне, укажите не менее 4 причин.

2)

В чём проявился героизм защитников города, укажите не менее 3 фактов.

3)

Как поведение участников обороны называют в курсе «обществознание»?

Задание 7. Выполните задания

А) С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах

или решающих битвах ставить часовни, строить храмы. Что объединяет ряды?

1)

Московские

триумфальные

ворота,

колонна

Славы

у

Троицкого

собора,

ограда

Спассо-

Преображенского собора в Санкт-Петербурге

2)

Владимирский собор, Свято-Никольский храм в Севастополе

Б) В России существовала традиция, восходящая еще к древнеримским обычаям, награждать победителей

прибавлением к родовой фамилии добавочной с названием того места, где была одержана выдающаяся

победа. Фельдмаршальский зал Зимнего дворца завершает два портрета полководцев николаевской эпохи.

Продолжите ряд?

П.Румянцев-Задунайский,

А.Суворов-Рымникский,

Г.Потемкин

Таврический,

М.Кутузов

Смоленский,……………..,…………………..

Проблемное задание

Чем

можно

объяснить

различия

во

взглядах

на

правление

Николая

I?

Попытайтесь

сформулировать

собственную позицию по данной проблеме?

Домашнее задание: подготовка к зачёту по датам

Вариант самостоятельной работы (5 вариантов)

Задание 1. «В Севастополе везде кипела работа. Всё бегало, суетилось. Почти все полки были вооружены

лопатами, кирками, мотыгами и другими орудиями, необходимыми при постройке укреплений. Всюду

носили и возили брёвна, доски и орудия, снятые с потопленных кораблей. Работали не только солдаты, но

даже

женщинам

была

дана

работа:

они

построили

батарею

<…>

Войск

в

Севастополе

было

мало.

Незадолго до первой бомбардировки прибыли и пластуны-казаки, в своих изношенных до крайности

полуазиатских костюмах <…> Со строем они решительно не были знакомы, но вооружение имели хорошее:

бельгийские штуцера».

1)

О событиях какой войны сообщается в тексте? Укажите годы обороны Севастополя. Назовите имена

любых двух защитников города.

2)

Применяя знания по истории, укажите не менее двух итогов войны, о которой идёт речь.

Задание 2. Из сочинения историка

«Начиная

с

Петра

Великого,

в

каждое

царствование

предпринимались

обширные

законно-дательные

работы, и всегда шли они безуспешно относительно главной цели своей, составления уложения. Но чем

более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления,

порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений. Медленность в решении дел была

чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось 2 850 000 дел и 127 000

подсудимых находилось в заключении.

Император принял законодательные работы в непосредственное своё ведение, учредил в собственной

своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над

составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач

своего дела, Сперанскому. Мысль сочинить уложение была последним оставлена, и решено составить свод

действующих законов, без всякого изменения. Для этого первоначально собраны были по возможности все

законы, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича, и в 1830 году издано "Полное собрание законов

Российской империи", в 1833 году вышел свод законов действующих, распределённых в книги по главным

предметам дел правительственных и судебных».

1)

Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите хронологические рамки его

правления.

В

первом

абзаце

отрывка

найдите

и

запишите

предложение,

где

названа

непосредственная

причина

действий императора, перечисленных во втором абзаце. Выпишите не менее двух его действий.



В раздел образования