Напоминание

Мастер-класс: "Японская методика пальцевого массажа, как новая образовательная технология"


Автор: Альянова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Лучик"
Населённый пункт: город Рубцовск Алтайский край
Наименование материала: "Японская методика пальцевого массажа"
Тема: Мастер-класс: "Японская методика пальцевого массажа, как новая образовательная технология"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательные технологии предназначены для того, чтобы объединить

все

методики

в

единое

целое,

обеспечив

при

этом

комплексный

воспитательный процесс.

Отличие

технологии

от

методики

образования

состоит

в

том,

что

технология гарантирует достижение определенного результата.

Технология предполагает описание определенной последовательности

действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату.

Гарантией

эффективности

образовательных

технологий

является

их

практическое происхождение.

То

есть,

если

методики

имеют

скорее теоретический

характер,

то

технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе

собственного,

многократно

повторенного,

успешного опыта

воспитания

детей.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее

движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства

в детской руке, тем ребенок умнее…».

От степени развития моторики руки зависит уровень интеллектуального

развития ребенка в целом.

Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и

рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию

шнурков),

одновременно

стимулируем

речевую

активность,

а

значит,

развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

В работе с детьми, мы часто используем такие виды деятельности, в

которых задействованы только первые три пальца - большой указательный и

средний. Это-нанизывание бусин, мозаики, вырезание из бумаги, рисование,

штриховка, обведение по контуру.

Первые

три

пальца,

а

также

смежная

с

ними

часть

ладони

и

соответствующее

им

поле,

обозначаются

как

социальная

зона

руки.

Два

последних пальца - безымянный и мизинец-находятся вне социальной зоны и

в повседневной деятельности обычно пассивны.

Не

используя

эти

пальцы

в

упражнениях,

мы

на

треть

снижаем

эффективность всей работы по развитию мелкой моторики.

Поэтому возникает необходимость искать новые интересные способы

развития мелкой моторики.

Игровой

пальчиковый

самомассаж

-

это

н ет рад и ц и он н ый ,

высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления детей,

развития их речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики.

Это

уникальная

тактильная

гимнастика,

благодаря

которой

в

мозг

поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Пальчиковый

массаж

и

самомассаж

-

один

из

наиболее

редко

применяемых

на

практике

видов

деятельности,

так

как

не

является

обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с

этим отсутствуют развёрнутые методические рекомендации по проведению с

детьми массажа и самомассажа.

Пальчиковый массаж и самомассаж является эффективным средством

совершенствования

таких

психических

функций

как

внимание

,

память,

зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой

сфер.

Массаж и самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с

группой детей в детских садах и в условиях семьи.

В настоящее время достаточно популярна японская методика пальцевого

массажа

и

самомассажа,

которая

применяется

во

всех

дошкольных

учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Ещё японский ученый Намикоши Токуиро (1905-2000 г г) считал, что

массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца - повышает активность мозга,

массаж

указательного

пальца

-

стимулирует

желудок

и

поджелудочную

железу,

массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца - стимулирует печень,

массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает

психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с

мозгом-работа рук способствует:

психическому успокоению (вязание на спицах)

предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай

перебирать в руках грецкие орехи)

возникновению успокаивающего эффекта

Совет взрослым:

Если дети волнуются во время речи и вертят в руках предметы, не нужно

эти предметы выхватывать у них из рук: таким образом, организм ребенка

сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для

пальцевого самомассажа,

которая

сопровождается

речевым

материалом:

строчками легко запоминающегося весёлого стихотворения или рифмовкой.

МАССАЖ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ РУК.

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на

ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку

снизу, разминают её. На каждую строчку стиха - разминание подушечки

одного пальца.

- Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

МАССАЖ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ РУК. («Прижимающий»)

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.

Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь,

сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

На каждую строчку - нажим на ноготь одного пальца.

Шел медведь к своей берлоге мизинец

Да споткнулся на пороге. безымянный

«Видно очень мало сил средний правая

Я на зиму накопил»- указательный рука

Так подумал и пошел большой

Он на поиск диких пчел. большой

Все медведи – сладкоежки указательный

Любят есть медок без спешки средний левая

А наевшись без тревоги безымянный рука

До весны сопят в берлоге. мизинец.

Массаж пальцев-от подушечек, поднимаясь к основаниям пальцев.

Палец Толстый и Большой,

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога,

Указал ему дорогу.

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик,

В землю косточки сажает.

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или

стеклянными разноцветными шариками «марблс».

В группе, мы предлагаем детям вот такие разноцветные камешки, они

приятные на ощупь, привлекают внимание детей; они с удовольствием ими

манипулируют: кладут камешки в ладони, сжимают ладони, перекладывают

из одной ладони в другую, катают между ладонями, кладут на тыльную

сторону ладони, соотносят камешки по цвету.

Массаж грецкими орехами:

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания

ладони к кончикам пальцев и обратно.

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу-вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне забавно.

Грецкий

орех

положить

между

ладонями,

делать

круговые

движения;

поместить

орех

на

тыльную

сторону

кисти

и

продолжить

-

круговые

движения.

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

-Прокачу я два ореха по ладоням-вверх и вниз,

-А теперь круги катаю, про орех не забываю!

Удерживать

несколько

орехов

между

растопыренными

пальцами

ведущей руки, обеих рук.

-Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.

Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого (пару

орехов, мячей кладем в одну руку и без помощи второй руки стараемся

обвести один мяч вокруг другого.)

Вы видели циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

будто шмель вокруг цветка.

Массаж шестигранными карандашами:

Растирание

ладоней

шестигранным

карандашом,

несколькими

карандашами

движениями

вверх–вниз.

Ладони

расположены

вертикально

(горизонтально).

Карандаш в руках сжимаю!

И вперёд его катаю.

Медленней…Быстрей…Как ловко!

Пять минут без остановки!!!

Нарисую я ладошку.

Отдохну потом немножко.

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми

пальцами под счет до 5.

Удерживать

карандаш

пальцами,

расположенными

так:

указательный

и

безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Массаж «четками».

Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

Перебирание четок сопровождают, как правило, счетом-прямым и

обратным.

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3

пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Автор Су-Джок терапии южно - корейский профессор Пак-Чже Ву

доказал, что кисти и стопы являются «пультами дистанционного управления»

здоровьем человека.

«Су-кисть, «Джок»-стопа.

На

кистях

и

стопах,

в

строго

определённом

порядке,

располагаются

биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам

тела.

Су

-

Джок

терапия

является

одним

из

эффективных

приёмов,

обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой

сфер ребёнка.

В группе, в работе с детьми, наряду с пальчиковым массажем, развивая

мелкую моторику пальцев рук, мы используем Су-Джок терапию.

Детям нравятся «шарики с колючками» - (

шарики покрыты шипами,

в соединении между половинками шариков - рубцы, внутри шариков

металлические колечки, которые можно надевать на каждый пальчик).

Упражнения

с

использованием

Су

-

Джок

терапии,

развивают

тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно

стимулируют речевые области в коре головного мозга, способствуют общему

укреплению здоровья ребёнка.

Вышли ёжики гулять, их у мамы - ровно пять.

Пять комочков озорных и весёлых, и смешных



В раздел образования