Автор: Подосян Эдита Артушовна
Должность: методист
Учебное заведение: ОДОД "ЕЦДОД" ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка
Населённый пункт: с. Елховка
Наименование материала: проект
Тема: МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: дополнительное образование
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Э.А.Подосян
методист, педагог дополнительного образования
ОДОД "ЕЦДОД" ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского с. Елховка, с. Елховка
В
последние
годы
система
дополнительного
образования
детей
из
«довеска»
к
основному
обучению
превратилась
в
ведущий
фактор
формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно
предоставляет
каждому
ребенку
возможность
свободного
выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения
в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Сформировать
систему
работы
с
одаренными
обучающимися
в
учреждении - главная задача данного проекта.
Реализация
проекта
связана
с
систематической
и
целенаправленной
работой
с
одаренными
обучающимися
и
предусматривает
внедрение
в
образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения,
направленных
на
выявление,
развитие
и
поддержку
интеллектуального
и
творческого потенциала обучающихся.
Выявление,
развитие
и
обучение
одаренных
детей образует
единую
систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для
наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Обоснование необходимости проекта
В
последнее
время на
уровне
философии
образования
всё
активнее
утверждается
представление
о
необходимости
учитывать
в
образовательно-
воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный
отказ
от
унификации
личности
в сфере
образования.
Невозможность
воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвей-
ере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели,
отвечающие данной задаче.
Но,
в
настоящее
время
в
работе
с
одарёнными
детьми
сложилась
противоречивая
ситуация. С
одной
стороны -
требуется
создание
системы
образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное
преимущество. С
д ру г о й
с т о р о н ы -
у
педагогов
практически
нет
образовательных
программ
для
одарённых
детей,
которые
он
мог
бы
использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими
инновационную
деятельность,
встала
проблема,
как
осуществлять
учебно-
воспитательный процесс с одарёнными детьми.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит
очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых
детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания
детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.
Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая
элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности
требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений,
понимания
реальных
закономерностей
и
психологии
детского
развития,
видения
целостности
учебно-воспитательного
процесса
и
умения
его
проектировать.
На
сегодняшний
день
нет
и
однозначного
определения
понятия
одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и
формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы
понимаем
под
словом
«одарённость».
Игнорирование
этого
положения
приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято
принимать
за
основу,
то
определение,
что
одарённость
–
это
системное,
развивающееся
в
течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности
по
сравнению
с
другими людьми.
Дополнительное
образование
—
процесс
непрерывный.
Он
не
имеет
фиксированных
сроков
завершения
и
последовательно
переходит
из
одной
стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет
удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного
времени и решить одну из основных задач дополнительного образования —
выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Признание
руководством
нашего
учреждения
того,
что
реализация
системы
работы
с
одаренными
детьми
является
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
образовательного
учреждения,
побудило
нас
сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ОДОД с.
Елховка:
- создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых
и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка,
исходя из его индивидуальных особенностей.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ОДОД с. Елховка.
Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.
Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая
из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Задачи:
1.
Создание
условий
для
выявления,
развития
и
сопровождения
одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных
этапах его обучения и развития.
2.
Обучение
новым
педагогическим
технологиям
по
сопровождению
одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых
детей.
Методы:
Теоретический:
изучение
психолого
-
педагогической
литературы,
изучение
и
обобщение
педагогического
опыта,
систематизация
и
классификация.
Экспериментальный: анкетирование,
тестирование,
наблюдение,
педагогический эксперимент.
Статистический: обработка полученных данных.
Основное содержание проекта
Конкретные
цели
обучения
одаренных
детей
в
ОДОД
с.
Елховка
определяются
с
учетом
качественной
специфики
определенного
вида
одаренности,
а
также
психологических
закономерностей
ее
развития.
Так,
приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
(важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие
самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу
«Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны
быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными
детьми.
Создание системы выявления одарённости у обучающихся
Следующим
шагом
инновационной
деятельности
– мониторинг
одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ОДОД с.
Елховка может включить в себя следующие этапы:
-
выявление
мнения
родителей
о
склонностях,
области
наибольшей
успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их
ребёнка;
-
индивидуальная
оценка
педагогом
познавательных,
творческих
возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности:
учебную, творческую, исследовательскую;
-
психолого-педагогический
мониторинг:
наблюдение
и
анализ
обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности
детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена
одаренности,
изучение
мотивационно
-
потребностной
сферы
одаренного
ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:
-
общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным
видам
деятельности.
Психологическим
ядром
общей
одаренности
являются
умственные способности (или общие познавательные способности);
-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и
может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности
(музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется его одаренность:
-
я в но й -
проявляется
в
деятельности
ребенка
достаточно
ярко
и
отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его
одаренность не вызывает сомнения;
-
скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной,
замаскированной
форме.
Такого
ребёнка
ошибочно
могут
отнести
к
числу
«неперспективных».
Нередко
в
«гадком
утенке»
никто
не
видит
будущего
«прекрасного лебедя».
3.
Какие задачи
работы с
одаренным
ребёнком
являются
для
нас
приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка
и
помощь,
проектирование
и
экспертиза
образовательной
среды,
включая
разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с
помощью
тестирования
и
диагностики
мы
выделяем область
проявления
повышенных способностей, обучающихся:
-
В
практической
деятельности:
в
ремёслах,
спортивной
и
организационной деятельности.
-
В
познавательной
деятельности:
интеллектуальная
одарённость
(в
области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
-
В
художественной
деятельности: хореографическая,
литературно-
поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид
одарённости в выше перечисленных областях мы определили по
критериям, которые, как нам, кажется, наиболее полно отражают способности
детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких
признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам
было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка
или
лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
-
э кс п е р и м е н т и р у е т
с
и с п о л ь з о в а н и е м
т р а д и ц и о н н ы х
и
«нехудожественных»
материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Спортивная одарённость:
- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому,
от плавного - к резкому);
-
прекрасно
удерживает
равновесие
при
выполнении
двигательных
упражнений;
- отлично управляет телом при маневрировании;
-
обладает
исключительной
для
своего
возраста
физической
силой,
гибкостью,
выносливостью,
имеет
хороший
уровень
развития
основных
двигательных навыков;
- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в
них выигрывает;
- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;
- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать,
что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со
взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать
свою работу перед аудиторией;
-
он
стремится
предотвратить
конфликты
и,
как
правило,
легко
справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко
понять;
-
готов
адаптироваться
к
новым
ситуациям,
гибок
в
мышлении
и
действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит
одиночества;
-
стремится
быть
первым,
превосходить
окружающих,
как
правило,
руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни учреждения
Творчская одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно
задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем,
часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает
развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи,
правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые
не кажутся смешными другим;
-
осознаёт
свою
импульсивность
и
принимает
это
в
себе,
проявляет
эмоциональную чувствительность;
-
обладает
чувством
прекрасного,
уделяет
внимание
эстетическим,
художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть
непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в
одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому
беспорядку;
-
критикует
конструктивно,
не
склонен
полагаться
на
авторитетные
мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
-
имеет
обширный
словарный
запас
для
своего
возраста
или
уровня
образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью,
разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
-
обладает
большим
запасом
информации
в
разных
областях
(его
интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
-
может
быстро
понять,
запомнить
и
воспроизвести
фактическую
информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение,
ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
-
способен
к
глубокому
пониманию
причинно-следственных
связей,
пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий
или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать
обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
-
тонкий
и
проницательный
наблюдатель,
ищет
сходства
и
различия
между событиями и предметами;
-
много
читает,
в
основном,
по
собственному
выбору,
обычно
предпочитает книги для взрослых;
-
не
избегает
трудного
материала,
любит
изучать
биографии,
энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
-
пытается
понять
сложный
материал,
анализируя,
разделяя
его
на
составные
части;
- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым
смыслом ответы и объяснения;
- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той
области
знаний, которая ему интересна;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных
понятий и к обобщениям.
Выделив
тип
одарённости,
уровень
развития
и
область
проявления
повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи
работы
с
одарённым
ребёнком
являются
для
педагогов
приоритетными:
обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение
научно-методической
базы
для
выявления,
обучения,
развития одаренных детей.
В
процессе
подготовки
к
реализации
программы
«Одарённые
дети»
следует
произвести
подбор
и
накопление
литературы,
методического
обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение
этой
литературы
может
пройти
в
рамках
работы
семинаров,
творческих
объединений,
педагогических
советов,
а
также
через
самообразование
педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим
шагом
станет
разработка
практических
рекомендаций
по
составлению программ индивидуального развития одарённых детей.
Принципы
построения
программ
для
одаренных
детей
в ОДОД
с.
Елховка.
Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их
специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым
к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных
подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития
обучающихся:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности
детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с
особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей
индивидуального
развития
одаренного
ребенка
и
отсутствия
необходимых
условий обучения применение других форм организации учебной деятельности
не представляется возможным.
Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к
детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается
более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание
обучения
-
с
выходом
за
рамки
изучения
традиционных
тем
за
счет
установления
связей
с
другими
темами,
проблемами
или
дисциплинами.
Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно
времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей
виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию
таких
качеств,
как
инициатива,
самоконтроль,
критичность,
широта
умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет
использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Проблематизация.
Этот
подход
предполагает
стимулирование
личностного
развития
обучающихся.
Специфика
обучения
в
этом
случае
состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся
сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это
способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой
раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.
Важно
иметь
в
виду,
что
два
последних
подхода
являются
наиболее
перспективными.
Они
позволяют
максимально
учесть
познавательные
и
личностные особенности одаренных детей.
Суммируя
всё
выше
сказанное,
можно
сказать,
что
программы
индивидуального развития для одаренных детей должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных
обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих
привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Список использованных источников
1.
Грабовкий
А.И.
К
вопросу
о
классификации
видов
детско
й
одаренности. Педагогика - 2003. - №8. - с.13-18.
2. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии -
2003.- № 4.
3. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.
4. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы
психологии - 1989. -№ 6 .
5.
Шумакова
Н.Б.
Обучение
и
развитие
одаренных
детей.
-
М.:
Издательство
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
6.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей:Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2004.