Напоминание

МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Автор: Подосян Эдита Артушовна
Должность: методист
Учебное заведение: ОДОД "ЕЦДОД" ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка
Населённый пункт: с. Елховка
Наименование материала: проект
Тема: МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В

ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Э.А.Подосян

методист, педагог дополнительного образования

ОДОД "ЕЦДОД" ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского с. Елховка, с. Елховка

В

последние

годы

система

дополнительного

образования

детей

из

«довеска»

к

основному

обучению

превратилась

в

ведущий

фактор

формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно

предоставляет

каждому

ребенку

возможность

свободного

выбора

образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения

в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Сформировать

систему

работы

с

одаренными

обучающимися

в

учреждении - главная задача данного проекта.

Реализация

проекта

связана

с

систематической

и

целенаправленной

работой

с

одаренными

обучающимися

и

предусматривает

внедрение

в

образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения,

направленных

на

выявление,

развитие

и

поддержку

интеллектуального

и

творческого потенциала обучающихся.

Выявление,

развитие

и

обучение

одаренных

детей образует

единую

систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для

наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Обоснование необходимости проекта

В

последнее

время на

уровне

философии

образования

всё

активнее

утверждается

представление

о

необходимости

учитывать

в

образовательно-

воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный

отказ

от

унификации

личности

в сфере

образования.

Невозможность

воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвей-

ере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели,

отвечающие данной задаче.

Но,

в

настоящее

время

в

работе

с

одарёнными

детьми

сложилась

противоречивая

ситуация. С

одной

стороны -

требуется

создание

системы

образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное

преимущество. С

д ру г о й

с т о р о н ы -

у

педагогов

практически

нет

образовательных

программ

для

одарённых

детей,

которые

он

мог

бы

использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими

инновационную

деятельность,

встала

проблема,

как

осуществлять

учебно-

воспитательный процесс с одарёнными детьми.

Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит

очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых

детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания

детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.

Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая

элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности

требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений,

понимания

реальных

закономерностей

и

психологии

детского

развития,

видения

целостности

учебно-воспитательного

процесса

и

умения

его

проектировать.

На

сегодняшний

день

нет

и

однозначного

определения

понятия

одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и

формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы

понимаем

под

словом

«одарённость».

Игнорирование

этого

положения

приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято

принимать

за

основу,

то

определение,

что

одарённость

это

системное,

развивающееся

в

течение

жизни

качество

психики,

которое

определяет

возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности

по

сравнению

с

другими людьми.

Дополнительное

образование

процесс

непрерывный.

Он

не

имеет

фиксированных

сроков

завершения

и

последовательно

переходит

из

одной

стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет

удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного

времени и решить одну из основных задач дополнительного образования —

выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Признание

руководством

нашего

учреждения

того,

что

реализация

системы

работы

с

одаренными

детьми

является

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

образовательного

учреждения,

побудило

нас

сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ОДОД с.

Елховка:

- создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых

и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка,

исходя из его индивидуальных особенностей.

Цели и задачи проекта

Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ОДОД с. Елховка.

Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.

Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая

из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Задачи:

1.

Создание

условий

для

выявления,

развития

и

сопровождения

одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных

этапах его обучения и развития.

2.

Обучение

новым

педагогическим

технологиям

по

сопровождению

одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.

3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых

детей.

Методы:

Теоретический:

изучение

психолого

-

педагогической

литературы,

изучение

и

обобщение

педагогического

опыта,

систематизация

и

классификация.

Экспериментальный: анкетирование,

тестирование,

наблюдение,

педагогический эксперимент.

Статистический: обработка полученных данных.

Основное содержание проекта

Конкретные

цели

обучения

одаренных

детей

в

ОДОД

с.

Елховка

определяются

с

учетом

качественной

специфики

определенного

вида

одаренности,

а

также

психологических

закономерностей

ее

развития.

Так,

приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

(важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие

самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу

«Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны

быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными

детьми.

Создание системы выявления одарённости у обучающихся

Следующим

шагом

инновационной

деятельности

– мониторинг

одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ОДОД с.

Елховка может включить в себя следующие этапы:

-

выявление

мнения

родителей

о

склонностях,

области

наибольшей

успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их

ребёнка;

-

индивидуальная

оценка

педагогом

познавательных,

творческих

возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности:

учебную, творческую, исследовательскую;

-

психолого-педагогический

мониторинг:

наблюдение

и

анализ

обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности

детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена

одаренности,

изучение

мотивационно

-

потребностной

сферы

одаренного

ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:

-

общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным

видам

деятельности.

Психологическим

ядром

общей

одаренности

являются

умственные способности (или общие познавательные способности);

-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и

может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности

(музыка, живопись, спорт и т.д.).

2. В какой форме проявляется его одаренность:

-

я в но й -

проявляется

в

деятельности

ребенка

достаточно

ярко

и

отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его

одаренность не вызывает сомнения;

-

скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной,

замаскированной

форме.

Такого

ребёнка

ошибочно

могут

отнести

к

числу

«неперспективных».

Нередко

в

«гадком

утенке»

никто

не

видит

будущего

«прекрасного лебедя».

3.

Какие задачи

работы с

одаренным

ребёнком

являются

для

нас

приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка

и

помощь,

проектирование

и

экспертиза

образовательной

среды,

включая

разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с

помощью

тестирования

и

диагностики

мы

выделяем область

проявления

повышенных способностей, обучающихся:

-

В

практической

деятельности:

в

ремёслах,

спортивной

и

организационной деятельности.

-

В

познавательной

деятельности:

интеллектуальная

одарённость

области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

-

В

художественной

деятельности: хореографическая,

литературно-

поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.

- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

Вид

одарённости в выше перечисленных областях мы определили по

критериям, которые, как нам, кажется, наиболее полно отражают способности

детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких

признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам

было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.

Литературные способности:

- рассказывает всегда логически и последовательно;

- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;

- ради удовольствия изобретает собственные слова;

- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;

- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;

- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;

- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;

- любит писать рассказы, стихи, дневники;

- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности:

- проявляет большой интерес к визуальной информации;

- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.

- в мельчайших деталях запоминает увиденное;

- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка

или

лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

- демонстрирует опережающую возраст умелость;

- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

-

э кс п е р и м е н т и р у е т

с

и с п о л ь з о в а н и е м

т р а д и ц и о н н ы х

и

«нехудожественных»

материалов, может создать из них оригинальное произведение;

- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Спортивная одарённость:

- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;

- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому,

от плавного - к резкому);

-

прекрасно

удерживает

равновесие

при

выполнении

двигательных

упражнений;

- отлично управляет телом при маневрировании;

-

обладает

исключительной

для

своего

возраста

физической

силой,

гибкостью,

выносливостью,

имеет

хороший

уровень

развития

основных

двигательных навыков;

- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в

них выигрывает;

- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;

- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.

Лидерские способности:

- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать,

что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;

- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со

взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать

свою работу перед аудиторией;

-

он

стремится

предотвратить

конфликты

и,

как

правило,

легко

справляется с этим самостоятельно;

- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко

понять;

-

готов

адаптироваться

к

новым

ситуациям,

гибок

в

мышлении

и

действиях;

- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит

одиночества;

-

стремится

быть

первым,

превосходить

окружающих,

как

правило,

руководит той деятельностью, в которой принимает участие;

- принимает активное участие в общественной жизни учреждения

Творчская одарённость:

- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно

задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;

- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем,

часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает

развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи,

правила и объекты;

- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые

не кажутся смешными другим;

-

осознаёт

свою

импульсивность

и

принимает

это

в

себе,

проявляет

эмоциональную чувствительность;

-

обладает

чувством

прекрасного,

уделяет

внимание

эстетическим,

художественным характеристикам вещей и явлений;

- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть

непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в

одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому

беспорядку;

-

критикует

конструктивно,

не

склонен

полагаться

на

авторитетные

мнения без их критической оценки.

Способности к обучению и научной деятельности:

-

имеет

обширный

словарный

запас

для

своего

возраста

или

уровня

образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью,

разработанностью;

- использует термины вполне осмысленно;

-

обладает

большим

запасом

информации

в

разных

областях

(его

интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);

-

может

быстро

понять,

запомнить

и

воспроизвести

фактическую

информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение,

ведёт их записи, которые использует по мере надобности;

-

способен

к

глубокому

пониманию

причинно-следственных

связей,

пытается открыть, как и почему происходит что-либо;

- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;

- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий

или поступков людей;

- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать

обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;

-

тонкий

и

проницательный

наблюдатель,

ищет

сходства

и

различия

между событиями и предметами;

-

много

читает,

в

основном,

по

собственному

выбору,

обычно

предпочитает книги для взрослых;

-

не

избегает

трудного

материала,

любит

изучать

биографии,

энциклопедии и атласы, словари ит.д.;

-

пытается

понять

сложный

материал,

анализируя,

разделяя

его

на

составные

части;

- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым

смыслом ответы и объяснения;

- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той

области

знаний, которая ему интересна;

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных

понятий и к обобщениям.

Выделив

тип

одарённости,

уровень

развития

и

область

проявления

повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи

работы

с

одарённым

ребёнком

являются

для

педагогов

приоритетными:

обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

Пополнение

научно-методической

базы

для

выявления,

обучения,

развития одаренных детей.

В

процессе

подготовки

к

реализации

программы

«Одарённые

дети»

следует

произвести

подбор

и

накопление

литературы,

методического

обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение

этой

литературы

может

пройти

в

рамках

работы

семинаров,

творческих

объединений,

педагогических

советов,

а

также

через

самообразование

педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

Следующим

шагом

станет

разработка

практических

рекомендаций

по

составлению программ индивидуального развития одарённых детей.

Принципы

построения

программ

для

одаренных

детей

в ОДОД

с.

Елховка.

Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их

специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым

к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных

подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития

обучающихся:

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности

детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с

особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей

индивидуального

развития

одаренного

ребенка

и

отсутствия

необходимых

условий обучения применение других форм организации учебной деятельности

не представляется возможным.

Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к

детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной

конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается

более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание

обучения

-

с

выходом

за

рамки

изучения

традиционных

тем

за

счет

установления

связей

с

другими

темами,

проблемами

или

дисциплинами.

Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно

времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей

виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию

таких

качеств,

как

инициатива,

самоконтроль,

критичность,

широта

умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет

использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.

Проблематизация.

Этот

подход

предполагает

стимулирование

личностного

развития

обучающихся.

Специфика

обучения

в

этом

случае

состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся

сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это

способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению

различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой

раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.

Важно

иметь

в

виду,

что

два

последних

подхода

являются

наиболее

перспективными.

Они

позволяют

максимально

учесть

познавательные

и

личностные особенности одаренных детей.

Суммируя

всё

выше

сказанное,

можно

сказать,

что

программы

индивидуального развития для одаренных детей должны:

- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных

обучающимися;

- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы и навыки исследовательской работы;

- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих

привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

Список использованных источников

1.

Грабовкий

А.И.

К

вопросу

о

классификации

видов

детско

й

одаренности. Педагогика - 2003. - №8. - с.13-18.

2. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии -

2003.- № 4.

3. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.

4. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы

психологии - 1989. -№ 6 .

5.

Шумакова

Н.Б.

Обучение

и

развитие

одаренных

детей.

-

М.:

Издательство

Московского

психолого-социального

института;

Воронеж:

Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

6.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных

детей:Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство

Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство

НПО «МОДЭК», 2004.



В раздел образования