Напоминание

Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя


Автор: Белеенко Сергей Александрович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 МО-Пригородный район
Населённый пункт: РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя

БЕЛЕЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(старший тренер-преподаватель МБУДО ДЮСШ№2 РСО-Алания)

Лучший тренер не тот, кто слепо

копирует именитых наставников,

а тот, кто работает творчески,

учитывая особенности своих

воспитанников.

Деятельность тренера-преподавателя, как правило, рассматривают очень узко. Выделяется

только

ее

внешняя

сторона

-

руководство

тренировкой.

Однако

деятельность

тренера-

преподавателя имеет многофакторный педагогический характер и представляет собой сложную

систему общих и специфических задач воспитания, образования, оздоровления и физического

развития.

Социальный

престиж

тренера-преподавателя

во

многом

зависит

от

результатов

спортсменов, повышаясь в момент удачного выступления, и снижаясь, если в работе возникают

временные неудачи . На всех этапах развития цивилизации физическая культура всегда служила

делу подготовки населения к труду и исполнению гражданского долга. С этих позиций тренеру-

преподавателю

важно

связать

физкультурную

деятельно сть

занимающихся

с

общегосударственными

задачами,

ориентировать

занимающихся

на

необходимость

занятия

физическими упражнениями на протяжении всей жизни, испытывая от этого радость.

Помимо

учебно-тренировочной деятельности тренер-преподаватель должен осуществлять неспециальное

физкультурное образование занимающихся детей. Оно заключается в том, чтобы спортсмены

получали

достаточно

ясное

представление

о

роли

и

значении

двигательной

активности

в

жизнедеятельности человека. В содержание данного вида образования также входят сведения о

гигиене труда и отдыха, о значимости естественных природных факторов для здоровья человека.

Тренерская работа - это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удовлетворить

свое тщеславие. Главная роль тренера заключается- в активном содействии процессу

индивидуального

развития

занимающихся

за

счет

достижения

должного

уровня

физического состояния, обусловливающего стабильное здоровье и высокие спортивные

результаты. Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что

тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег,

тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не

тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая

особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен

забывать, что профессия тренера - это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет

много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков и решений

тренера

во

многом

зависит

судьба

молодого

спортсмена.

Практика

деятельности

свидетельствует, что тренеры не всегда обладают достаточными методическими знаниями,

адаптированными

к

практической

деятельности

в

тренировке.

Развитие

тренерской

деятельности заключается в следующем процессе: планирование - выполнение - анализ

выполненного.

Тренер должен уметь: оптимально планировать, проектировать учебно-тренировочный

процесс, а именно:

- адекватно осмысливать программно-методические требования;

- диагностировать реальные возможности воспитанников;

- последовательно проектировать задачи образовательного процесса с выходом на

планируемые этапные и итоговые результаты;

- выбирать оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения;

- планировать и регулировать тренировочные и соревновательные нагрузки;

- владеть формами, методами и содержанием комплексного контроля подготовленности;

- создавать благоприятные морально-психологические, гигиенические и эстетические

условия обучения;

- оптимально реализовать намеченный план учебно-тренировочного процесса;

- концентрировать внимание обучающихся на выполнении основных задач учебно-

тренировочного занятия;

- оптимально управлять деятельностью обучающихся;

- досконально владеть методикой избранного вида спорта;

- вести контроль результативности тренировочных воздействий;

- анализировать результаты учебно-тренировочной работы:

- анализировать соответствие результатов тренировки на различных этапах подготовки

поставленным задачам;

- выявлять причины успехов и недостатков результатов тренировочного процесса;

- делать своевременные выводы из полученных результатов и вносить в учебно-

тренировочный процесс экспресс-коррекцию.

Процесс «планирование - выполнение - анализ» является цикличным. Для

эффективного выполнения данного процесса тренеру необходимы определенные знания,

умения, навыки.

Личный пример тренера - ведущий метод воспитания

Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример

тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель

пользуется авторитетом.

Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьёт, не курит, придерживается

спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке.

Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры,

образованного, способного ответить на любые вопросы. Не только поведение, но и

внешний вид тренера должен быть безукоризненным - аккуратная и красивая рабочая

спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды.

Высокий авторитет тренера позволяет успешно применять в воспитательной работе

такие действенные меры, как убеждение, поощрение, наказание.

Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается

выполнения своих советов, указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера - один

из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.

Систематически повышая требовательность к спортсмену, тренер постепенно и

целенаправленно приучает его к точному выполнению тренировочных планов и заданий,

соблюдению всех требований тренера.

Убеждение не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с

отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные

примеры.

Поощрение - это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения

поощрения - своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка

спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления

изучаемого двигательного действия.

Наказание

позволяет

укрепить

характер,

воспитывает

чувство

ответственности,

тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и

справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.

В отношениях с учениками нужно искать «золотую середину». К каждому ученику

должен быть индивидуальный подход, и в то же время вся группа не должна чувствовать,

что есть любимчики и не любимчики. Нет понятия «добрый тренер или злой». Скорее

подойдет «строгий и справедливый». Ученик должен видеть в тренере воспитателя и

помощника. И участвовать в процессе воспитанник и тренер должны оба, понимая, что

проблема общая. Если тренер говорит спортсмену: «я тебе все объяснил, дальше твои

проблемы» - это тупиковая позиция. Иногда даже стоит сделать вид, что и тренер сам не

очень

понимает,

что

происходит,

тогда

ученик

начинает

чувствовать

большую

ответственность

и

самостоятельность.

Таким

образом,

можно

достигнуть

духовного

единения, как с отдельным спортсменом, так и с группой учеников.

Подводя итоги вышесказанного, нужно подчеркнуть следующие стороны деятельности

тренера: Естественно, что не может быть тренера, который не любит спорт. И он должен

уметь прививать свою любовь всем тем, кто к нему приходит на тренировки. Причем сам

должен постоянно развиваться, изучать методики и правила проведения соревнований и

тренировок, для достижения большего результата. Именно по этой причине очень важно,

чтобы тренер: в совершенстве владел всеми необходимыми техниками для проведения

тренировок;

хорошо

разбираться

в

основах

медицины,

в

том

числе

в

анатомии

и

физиологии человека; быть хорошим психологом. И конечно ,он не должен забывать о

саморазвитии,

особенно

если

дело

идет

о

поисках

новых

методик

для

тренировок.



В раздел образования