Автор: Белеенко Сергей Александрович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 МО-Пригородный район
Населённый пункт: РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя
Раздел: дополнительное образование
Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя
БЕЛЕЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(старший тренер-преподаватель МБУДО ДЮСШ№2 РСО-Алания)
Лучший тренер не тот, кто слепо
копирует именитых наставников,
а тот, кто работает творчески,
учитывая особенности своих
воспитанников.
Деятельность тренера-преподавателя, как правило, рассматривают очень узко. Выделяется
только
ее
внешняя
сторона
-
руководство
тренировкой.
Однако
деятельность
тренера-
преподавателя имеет многофакторный педагогический характер и представляет собой сложную
систему общих и специфических задач воспитания, образования, оздоровления и физического
развития.
Социальный
престиж
тренера-преподавателя
во
многом
зависит
от
результатов
спортсменов, повышаясь в момент удачного выступления, и снижаясь, если в работе возникают
временные неудачи . На всех этапах развития цивилизации физическая культура всегда служила
делу подготовки населения к труду и исполнению гражданского долга. С этих позиций тренеру-
преподавателю
важно
связать
физкультурную
деятельно сть
занимающихся
с
общегосударственными
задачами,
ориентировать
занимающихся
на
необходимость
занятия
физическими упражнениями на протяжении всей жизни, испытывая от этого радость.
Помимо
учебно-тренировочной деятельности тренер-преподаватель должен осуществлять неспециальное
физкультурное образование занимающихся детей. Оно заключается в том, чтобы спортсмены
получали
достаточно
ясное
представление
о
роли
и
значении
двигательной
активности
в
жизнедеятельности человека. В содержание данного вида образования также входят сведения о
гигиене труда и отдыха, о значимости естественных природных факторов для здоровья человека.
Тренерская работа - это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удовлетворить
свое тщеславие. Главная роль тренера заключается- в активном содействии процессу
индивидуального
развития
занимающихся
за
счет
достижения
должного
уровня
физического состояния, обусловливающего стабильное здоровье и высокие спортивные
результаты. Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что
тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег,
тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не
тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая
особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен
забывать, что профессия тренера - это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет
много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков и решений
тренера
во
многом
зависит
судьба
молодого
спортсмена.
Практика
деятельности
свидетельствует, что тренеры не всегда обладают достаточными методическими знаниями,
адаптированными
к
практической
деятельности
в
тренировке.
Развитие
тренерской
деятельности заключается в следующем процессе: планирование - выполнение - анализ
выполненного.
Тренер должен уметь: оптимально планировать, проектировать учебно-тренировочный
процесс, а именно:
- адекватно осмысливать программно-методические требования;
- диагностировать реальные возможности воспитанников;
- последовательно проектировать задачи образовательного процесса с выходом на
планируемые этапные и итоговые результаты;
- выбирать оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения;
- планировать и регулировать тренировочные и соревновательные нагрузки;
- владеть формами, методами и содержанием комплексного контроля подготовленности;
- создавать благоприятные морально-психологические, гигиенические и эстетические
условия обучения;
- оптимально реализовать намеченный план учебно-тренировочного процесса;
- концентрировать внимание обучающихся на выполнении основных задач учебно-
тренировочного занятия;
- оптимально управлять деятельностью обучающихся;
- досконально владеть методикой избранного вида спорта;
- вести контроль результативности тренировочных воздействий;
- анализировать результаты учебно-тренировочной работы:
- анализировать соответствие результатов тренировки на различных этапах подготовки
поставленным задачам;
- выявлять причины успехов и недостатков результатов тренировочного процесса;
- делать своевременные выводы из полученных результатов и вносить в учебно-
тренировочный процесс экспресс-коррекцию.
Процесс «планирование - выполнение - анализ» является цикличным. Для
эффективного выполнения данного процесса тренеру необходимы определенные знания,
умения, навыки.
Личный пример тренера - ведущий метод воспитания
Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример
тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель
пользуется авторитетом.
Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьёт, не курит, придерживается
спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке.
Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры,
образованного, способного ответить на любые вопросы. Не только поведение, но и
внешний вид тренера должен быть безукоризненным - аккуратная и красивая рабочая
спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды.
Высокий авторитет тренера позволяет успешно применять в воспитательной работе
такие действенные меры, как убеждение, поощрение, наказание.
Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается
выполнения своих советов, указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера - один
из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.
Систематически повышая требовательность к спортсмену, тренер постепенно и
целенаправленно приучает его к точному выполнению тренировочных планов и заданий,
соблюдению всех требований тренера.
Убеждение не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с
отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные
примеры.
Поощрение - это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения
поощрения - своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка
спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления
изучаемого двигательного действия.
Наказание
позволяет
укрепить
характер,
воспитывает
чувство
ответственности,
тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и
справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.
В отношениях с учениками нужно искать «золотую середину». К каждому ученику
должен быть индивидуальный подход, и в то же время вся группа не должна чувствовать,
что есть любимчики и не любимчики. Нет понятия «добрый тренер или злой». Скорее
подойдет «строгий и справедливый». Ученик должен видеть в тренере воспитателя и
помощника. И участвовать в процессе воспитанник и тренер должны оба, понимая, что
проблема общая. Если тренер говорит спортсмену: «я тебе все объяснил, дальше твои
проблемы» - это тупиковая позиция. Иногда даже стоит сделать вид, что и тренер сам не
очень
понимает,
что
происходит,
тогда
ученик
начинает
чувствовать
большую
ответственность
и
самостоятельность.
Таким
образом,
можно
достигнуть
духовного
единения, как с отдельным спортсменом, так и с группой учеников.
Подводя итоги вышесказанного, нужно подчеркнуть следующие стороны деятельности
тренера: Естественно, что не может быть тренера, который не любит спорт. И он должен
уметь прививать свою любовь всем тем, кто к нему приходит на тренировки. Причем сам
должен постоянно развиваться, изучать методики и правила проведения соревнований и
тренировок, для достижения большего результата. Именно по этой причине очень важно,
чтобы тренер: в совершенстве владел всеми необходимыми техниками для проведения
тренировок;
хорошо
разбираться
в
основах
медицины,
в
том
числе
в
анатомии
и
физиологии человека; быть хорошим психологом. И конечно ,он не должен забывать о
саморазвитии,
особенно
если
дело
идет
о
поисках
новых
методик
для
тренировок.