Автор: Орлова Лидия Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дворец детского юношескоготворчества Всеволожского р-на"
Населённый пункт: г.Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: сценарий тематического мероприятия
Тема: "Маленький гений из Зальцбурга"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
«Маленький гений из Зальцбурга»
Сценарий театрализованного праздника
по произведениям В.А. Моцарта
Выполнила : педагог дополнительного образования
Орлова Лидия Петровна
Всеволожск
2018
Ход сценария
На авансцену выходят ведущие, не участвующие в музыкальном спектакле.
На экране демонстрируется презентация «Учащиеся МХС
«Гармония» в
Вене».
Ведущая 1: - Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшний праздник музыки
мы задумали приготовить для вас, когда побывали в австрийской столице,
городе
Вене.
Все
улицы
этого
прекрасного
парадного
города
пропитаны
музыкой
гениального
австрийского
композитора
Вольфганга
Амадея
Моцарта.
Ведущая
2:
-
Великий
маэстро
будто
незримо
прогуливался
с
нами
по
венским
площадям,
показывал
нам
величественный
собор,
свою
первую
квартирку в небольшом уютном дворике, театр оперы и балета, для которого
сочинял свои бессмертные творенья.
Ведущая 1: -Мы побывали в музее музыки,…
Ведущая 2: - И сегодня мы посвящаем наше музыкальное действие 260-
летию со дня рождения гениального Моцарта.
Ведущая 1: - Итак, мы начинаем.
Звучит «Маленькая ночная серенада», 1 часть.
На
экране
демонстрируются
слайды
с
изображением
старинного
Зальцбурга.
На
сцену
выходят
действующие
лица,
4
дамы
и
2
кавалера,
одетые
в
бальные костюмы эпохи барокко.
1-я дама: -Я слушаю эту волшебную музыку и представляю себе прекрасный
Зальцбург – родину Моцарта. Этот город, с его чудесными окрестностями,
улицами, садами и великолепными по архитектуре дворцами и соборами -
один из живописнейших уголков Австрии.
2-я дама: -Я слушаю эту божественную музыку и, как наяву, встает перед
глазами и маленький старый дом, в котором живет семья Моцартов и сам
Вольфганг – веселый мальчик в серебряном парике.
1-й кавалер: - Зальцбург - столица маленького церковного княжества. На
карте Европы оно выглядит совсем крошечным.
3-я дама: -Славится Зальцбург не только церквями и соборами. В Австрии
говорят: «Разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!»
4-я
дама: -И
неудивительно!
Ведь
в
Зальцбурге
каждый
второй
житель
танцует, каждый третий – поет, а каждый четвертый – обязательно играет на
каком –то инструменте.
2-й кавалер: -И вот в один из таких музыкальных дней – 27 января 1756 года
родился Вольфганг Амадей Моцарт.
Звучит симфония №40, 3 часть (менуэт)
На
экране
демонстрируются
слайды
с
изображениями
маленького
Моцарта, его семьи музицирующей семьи.
На сцену выходит новый участник действия с афишей в руках.
3-й
кавалер: -Сиятельные
дамы
и
господа!
Соблаговолите
обратить
внимание на афишу. В ней сказано, что сегодня, в 6 часов вечера состоится
концерт. Мальчик семи лет будет играть на клавесине, клавиатура которого
будет полностью покрыта сукном. Он будет играть также хорошо, как если
бы
имел
перед
глазами
открытую
клавиатуру.
Затем
он
на
расстоянии
точнейшим образом назовет все звуки, которые кто-либо сможет ему задать,
даже на всех мыслимых инструментах: колоколах, часах, стаканах. Затем он
будет фантазировать не только на клавире, но и на органе, дабы показать, что
он владеет искусством игры на органе, которое совершенно отличается от
искусства игры на клавире. Имя этого чудо-ребенка -
Вместе: - Вольфганг Амадей Моцарт!
На экране демонстрируется слайд с изображением портрета Моцарта и
годы его жизни.
На авансцену выходят две дамы и кавалер.
1-я дама: - Не смотря на свой нежный возраст, наш маленький маэстро уже
давно дает концерты по всей Европе. Его отец, известный в Австрии педагог,
учит музыке не только маленького Вольфганга, но и его старшую сестру
Наннерль.
1 - й
к а в а л е р : -Говорят,
что
кроме
музыки
мальчик
занимается
правописанием, французским языком, чтением.
2-я дама: -Я знаю, что самый любимый его предмет – арифметика. Каждый
день он исписывает примерами и задачами обе стороны грифельной доски. И
если места на доске не хватает, мальчик выводит цифры прямо на столе и
даже на полу.
1-й
кавалер: -Отец
часто
говорит
своим
детям,
что
каждая
потерянная
минута
–
потеряна
навеки…
Если
бы
что-либо
могло
отвлечь
детей
от
работы, он бы умер от горя!
Дамы, помахивая веерами, как бы продолжая разговор с кавалером, уходят в
глубину сцены. На авансцену выходят другие дама и кавалер.
Демонстрируется слайд «Моцарт в обществе Папы Римского.
3-я дама: - Мне рассказывали, что сам Папа Римский рассердился на нашего
маленького гения за то, что он, только один раз услышал музыку в Папской
церкви, сразу запомнил ее и стал играть.
2-й кавалер: - Но музыку, собранную Папой и звучащую в его церкви, играть
запрещено!
3-я
дама: -В том –то все дело! Но Моцарта простили, да еще наградили
орденом «Рыцаря золотой шпоры».
На экране демонстрируется орден «Золотой шпоры».
2-й
кавалер: -
Браво,
Моцарт!
Ведь
награда
полагается
только
самым
знаменитым музыкантам!
Закончив мизансцену, действующие лица удаляются на свои места.
На экране демонстрируется слад с изображением светского салона конца
XVIII века
На авансцену выходят следующие действующие лица.
3-й кавалер: - Я слышал, что на одном из концертов на сцену вышла кошка.
Малыш бросил играть и со всех ног помчался к ней.
4-я
дама: - Неужели наш маленький композитор стал забавляться с ней,
забыв о публике?
3-й: -Совершенно верно! На сердитый окрик отца он ответил, что клавесин
никуда не денется, а кошка уйдет…
Кавалер и дама удаляются на свои места, продолжая мизансцену.
Звучит «Маленькая ночная серенада», 4 часть.
Входит маленький Моцарт. Он держит в руках папку с нотами.
Он раскланивается во все стороны со словами: «Здравствуйте, господа!
Действующие лица приветствуют его легкими поклонами.
Он становится в центре. К нему подходят два действующих лица.
1-я
дама: -Милый
наш
маленький
Моцарт!
Научите
нас:
как
сочинить
симфонию?
Моцарт: -Сочините сначала что-нибудь попроще.
1-й кавалер: -Но вы, такой маленький, а уже написали симфонию!
Моцарт: - Да! Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать… Но для вас,
милостивые
господа,
я
сочинил
песню
и
переписал
партитуру (достает
ноты из папки, раздает их).
1-й
кавалер: -Играйте нам, маэстро, мы с удовольствием исполним вашу
песню.
На сцену выходит младший хор. Дамы и кавалеры также выстраиваются.
Исполняется хоровое произведение «Детские игры».
Хор удаляется.
Далее происходит новая мизансцена.
К Моцарту подходит 2-й кавалер.
2-й кавалер: -Скажите, мой юный друг, какое самое первое произведение вы
исполнили?
Моцарт: Мне было три с половиной года, когда мой отец написал для меня
менуэт. Пусть это произведение прозвучит сегодня для вас.
Композитор
достает
из
папки
ноты,
вручает
их
подошедшему
к
ним
музыканту. Исполнитель ставит ноты на пюпитр.
Исполняется МЕНУЭТ Ре минор Л. Моцарта.
2-я
дама: -Дорогой
Вольфганг!
Но
мы
хотим
услышать
менуэт
вашего
сочинения!
Моцарт: С удовольствием представляю вам мой менуэт. Только мне хочется,
чтобы его танцевали! Приглашаю всех желающих!
Моцарт
достает
ноты
из
папки
и
отдает
их
к
подошедшему
к
инструменту музыканту.
Исполняется МЕНУЭТ Фа мажор.
Все танцующие рассаживаются на заранее отведенные места.
Выходит 3-я дама.
3-я дама: -Милостивые дамы и господа! Я хотела бы исполнить еще одно
прекрасное
сочинение
композитора.
Это
хор
колокольчиков
из
оперы
«Волшебная флейта». И пусть колокольчики помогут мне своим волшебным
пением.
Она
отдает
шкатулку
с
колокольчиками
участникам
сцены,
которые
играют вместе с исполнителем. К ним присоединяется Моцарт.
Исполняются
вариации
на
тему
«Хор
колокольчиков»
из
оперы
«Волшебная флейта».
На авансцену выходит Моцарт, дама и кавалер.
На экране демонстрируется слайд с изображением Марии-Антуанетты.
4-я
дама: -Скажите нам, юное дарование, почему вы после концерта для
принцессы Марии – Антуанетты пообещали на ней жениться.
Моцарт: Дело в том, что я поскользнулся на скользком паркете и упал.
3-й кавалер: -Но причем тут принцесса?
Моцарт: -Ее высочество помогла мне подняться, и я решил на ней жениться
из благодарности!
Дама: -Как это мило!
Кавалер: -Наш маэстро совсем еще ребенок!
Дама и кавалер уходят на свои места.
На экране демонстрируется слайд с изображением маленького Моцарта,
играющего на клавесине.
Моцарт: - Господа! Это все не интересно. Давайте лучше слушать музыку!
Мое следующее сочинение называется «Ария».
Моцарт вынимает ноты из папки. К нему подходит 1-я дама. Она
рассматривает ноты.
1-я дама: -Но «Ария» - это произведение для голоса, а я вижу сочинение для
клавесина.
Моцарт: - Если характер музыки распевный, тогда арию можно исполнить на
любом инструменте. Итак – ария! Исполняется на клавесине.
Выходит музыкант – исполнитель, берет ноты из рук Моцарта,
ставит их на пюпитр.
Исполняется «АРИЯ».
На авансцену выходит Моцарт и другой участник действия.
1-й кавалер: - Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?
Моцарт: - Музыка – это голос нашего сердца. (вынимает ноты из папки)
-А мой голос сердца звучит в темпе «Аллегро», что означает «Быстро».
Моцарт вручает ноты следующему исполнителю.
Исполняется «ALLEGRO».
На авансцену выходят Моцарт, дама и кавалер.
На экране демонстрируется слайд с изображением янычарского оркестра.
2-я дама: -Позвольте мне рассказать всем присутствующим очень забавную
историю. Я прогуливалась по улицам города и увидела турецкий оркестр,
который играл на барабанах, тарелках, колокольчиках. Вся улица заполнилась
уханьем, грохотом, звоном!
2-й кавалер: -Такие оркестры уже несколько лет как вошли в моду. Давайте
спросим
у
маленького
маэстро,
нет
ли
среди
его
сочинений
«Турецкого
марша»?
Моцарт: -Конечно,
есть!
Я
очень
люблю
шутку
в
музыке
и
поэтому
пригласил для вас турецкий оркестр.
На сцене появляется оркестр, наряженный в турецком стиле с шумовыми
инструментами в руках.
Исполняется соната Ля мажор, 3 часть, «RONDO A LLA TURKA»
Моцарт дирижирует шумовым оркестром.
Моцарт: -Имею
честь
представить
слушателям
еще
одну
музыкальную
шутку. Я сочинил ее для хора. Произведение называется «Азбука».
На экране демонстрируется слайд с изображением хора XVIII века.
На сцену выходит старший хор. Участники театрального действия уходят
за сцену .
Исполняется «DAS ABC».
Старший хор остается на сцене. На авансцену выходят
первые
ведущие,
представлявшие
предисловие
музыкально
–
театрализованного действия.
Звучит симфония №40, 1 часть.
На экране демонстрируются слайды с изображением г. Вены XVIII века,
портреты Моцарта последних годов жизни.
Ведущая 1: -Кончилось детство Моцарта. И началась другая, не похожая на
сказку, взрослая жизнь.
Ведущая
2: - Композитор навсегда покидает Зальцбург и перебирается в
Вену.
Ведущая 1: - Годы, проведенные Моцартом в столице Австрии, были годами
величайшего взлета его гения.
Ведущая 2: - Здесь были созданы три самых известных его симфонии – 39,
40,
41-я,
три
оперных
шедевра
–
«Свадьба
Фигаро»,
«Дон
Жуан»
и
«Волшебная флейта».
Ведущая
1: -Последняя опера Моцарта – «Волшебная флейта» - светлая и
радостная сказка, сочинялась одновременно с «Реквиемом», музыкой скорби
и печали. (добавить заключительные слова про то, что музыка наполнена
светом)
Ведущие становятся в состав старшего хора. Перед сценой появляются
участники
музыкально-
театрализованного
действия.
Они
читают
стихотворение.
1-я дама:
Ах, Моцарт, ты меня позвал
На праздник свой – в свой день январский!
Вот захожу в старинный зал,
Богато убранный, по-царски…
1-й кавалер:
Погашен люстр хрустальный свет,
И рыцари с картин громадных,
Взирая строго столько лет,
Как будто встали в ряд парадно.
2-я дама:
Пурпурный бархатный навес
Вдруг шевельнулся, поднимаясь…
Лучом, светящимся с небес,
Ты появился, улыбаясь!
2-й кавалер:
И зазвучало волшебство
Твоих божественных творений…
Для сердца, Моцарт, моего
Нет краше музыки мгновений! (Татьяна Матвеева)
Выходит младший хор.
Звучит «DONA NOBIS PACEM» в исполнении сводного хора.
Звучит увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Ведущие представляют всех действующих лиц, младший и старший хор, а
также
педагогов,
принимавших
участие
в
работе
над
сценарием,
постановкой, репетициях.
Все участники спектакля уходят со сцены.